Е.Г. Боннэр о памятнике А.Д. Сахарову, 2003
Дорогие соотечественники!
Узнав сегодня о решении Московской Городской Думы объявить сбор средств на памятник Андрею Сахарову, я призываю вас не давать ни рубля, ни копейки на эту новую бюрократическую затею. К этому же я призываю тех богатых людей России и Запада, которые могут финансово обеспечить создание любого памятника без привлечения народных денег.
Решение о памятнике впервые было принято через год после смерти Сахарова. Тогда оно было оправдано и соответствовало отношению к памяти Сахарова в общенародном сознании. Сегодняшняя Россия, треть населения которой живет за чертой бедности, Россия, ведущая жестокую кровавую войну, в которой гибнут тысячи ее солдат и десятки тысяч мирных граждан Чечни – эта Россия вопиюще не соответствует идее памятника Сахарову.
Я воспринимаю сегодняшнее решение Московской Думы как политическую спекуляцию, призванную повысить чьи-то предвыборные рейтинги и как очередную нечистую затею тех людей, которые под видом украшения нашего исторически прекрасного города пополняют собственные карманы.
Сооружение памятника Сахарову на народные средства или средства спонсоров в сегодняшней России станет очередной большой ложью, но исходящей не от привычной к ней власти, а ложью общенародной.
Я призываю вас – друзей и недругов – прислушаться к моим словам и откликнуться своим неучастием.
26 февраля 2003 года
Поправка
Мое письмо от 26 февраля о решении Московской Думы начать сбор средств на памятник Андрею Дмитриевичу Сахарову было основано на сообщениях, появившихся на нескольких русскоязычных сайтах. Сегодня я узнала, что эти сообщения были неверны, что подобного решения Дума не принимала. Приношу свои извинения тем, кто читал мое письмо, за невольную дезинформацию.
Однако мое отношение к созданию памятника Сахарову в Москве остается неизменным. И я могу только повторить то, что было сказано в предыдущем письме.
Решение о памятнике впервые было принято через год после смерти Сахарова. Тогда оно было оправдано и соответствовало отношению к памяти Сахарова в общенародном сознании. Сегодня мы живем в другой стране и отношение к памяти Сахарова другое.
Что представляет собой сегодняшняя Россия? Это страна, в которой треть населения живет за чертой бедности… Страна, ведущая жестокую кровавую войну, в которой гибнут тысячи ее солдат и десятки тысяч мирных граждан Чечни. Страна, парламент которой вызывает чувство стыда у каждого, кто способен задуматься о содержании его деятельности. Страна, где почти ежедневно в результате политического или финансового давления гибнут независимые средства информации.
Такая Россия вопиюще не соответствует идее памятника Сахарову.
Но есть и другая, внеидеологическая сторона неудержимого как эпидемия памятникотворчества. Сколько можно загромождать город?.. Все бульварное кольцо в памятниках – Арбат, Воздвиженка, Кутузовский. То ли мы упрямо хотим превратить Москву в кладбище? То ли наши градостроители и активисты всяческих увековечений совершенно лишены чувства меры?
Сооружение памятника Сахарову на народные средства или средства спонсоров в сегодняшней России станет очередной большой ложью, но исходящей не от власти, которая привычна ко лжи, а от тех, кто инициировал идею создания памятника. Возможно, они искренне полагают, что наличие памятника способно изменить страну и общество. Но искренность не всегда гарантирует безошибочность нравственного выбора. Поэтому я еще раз обращаюсь к российской общественности, если таковая у нас все-таки есть, с призывом не сооружать сейчас в России памятник Сахарову.
4 марта 2003