«Закон об иностранных агентах» продолжает использоваться для удушения обсуждения общественно значимых проблем.
Наступление российских властей на неправительственные организации свидетельствует о том, что «закон об иностранных агентах» 2012 г. фактически сводится к попытке борьбы с инакомыслием и обсуждением общественно значимых проблем, без чего невозможно существование демократического общества, заявила Хьюман Райтс Вотч.
Министерство юстиции уже воспользовалось недавно предоставленными ему полномочиями, чтобы принудительно внести в реестр иностранных агентов 30 групп, среди которых оказались самые квалифицированные и авторитетные российские правозащитные организации; под бюрократическими предлогами Минюст также пытается ликвидировать несколько групп. По меньшей мере шесть НПО предпочли самоликвидироваться, чем быть объявленными «иностранными агентами», что в российском общественном сознании недвусмысленно ассоциируется с «пятой колонной». На других были наложены крупные штрафы. В стадии обсуждения находятся законодательные инициативы, чреватые еще большей маргинализацией НКО-иноагентов из-за запрета должностным лицам участвовать в деятельности таких организаций, а также предусматривающие введение санкций за участие в деятельности НПО, которую власти сочтут «нежелательной».
«Похоже, российские власти собрались вести борьбу с инакомыслием до последнего оппонента, – говорит Рейчел Денбер, замдиректора Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. – Вместо того чтобы преследовать независимые группы, властям следовало бы прислушаться к тому, что они говорят».
Только за последние два месяца Минюст принудительно внес в реестр иностранных агентов 16 групп. В их числе оказались Сахаровский центр и нижегородский Комитет против пыток. Первый был создан для сохранения наследия советского физика Андрея Сахарова, ставшего диссидентом, правозащитником и лауреатом Нобелевской премии мира; на площадке этой НПО развернута постоянная экспозиция, посвященная репрессиям в СССР. Комитет против пыток принадлежит к числу ведущих российских НПО, занимающихся вопросами правовой помощи и реабилитации жертв пыток.
Хьюман Райтс Вотч ознакомилась с вынесенными нескольким группам прокурорскими представлениями, из которых следует, что власти ставят знак равенства между публичным обсуждением политики и практики правительства или отдельных чиновников и «политической деятельностью», особенно если речь идет о критике или выражении позиции, которая отличается от официальной. Так, в документах, полученных Комитетом против пыток и Сахаровским центром, указывалось на критику правительства, в том числе в публичных документах, и утверждалось, что, в частности, открытое письмо в ООН «направлено на формирование негативного общественного мнения» о деятельности государственных органов.
«Выделение высказываний, критически оценивающих политику или действия правительства, опровергает утверждения властей о том, что главной целью принятия ‘закона об иностранных агентах’ было обеспечение прозрачности, – говорит Рейчел Денбер. – Пока прозрачно только то, что правительство все в большей степени рассматривает преобладающую часть критики как угрозу безопасности государства».
20 января этого года в парламенте прошел первое чтение законопроект, предусматривающий запрет на деятельность «нежелательных» иностранных компаний, организаций или групп, признанных представляющими угрозу широко определяемым «обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения». Заявленная цель законопроекта заключается в «защите основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц», а его автор в одном из интервью СМИ заявил, что намерен противодействовать «недружественным» организациям. В случае принятия закона в его нынешнем виде организаторам и участникам таких организаций, равно как и тем, кто получает от них «денежные средства или иное имущество», грозят крупные административные штрафы, а в случае повторного нарушения – уголовная ответственность.
В ряде случаев Минюст вносил в реестр иностранных агентов НПО, которые на тот момент еще находились в процессе обжалования предписаний об устранении нарушений, то есть о прекращении «политической» деятельности или об отказе от иностранного финансирования. В противном случае им предлагалось зарегистрироваться в качестве иностранных агентов. В такой ситуации оказались правозащитный центр «Мемориал», фонд «Общественный вердикт», «Юристы за конституционные права и свободы – ЮРИКС» и ассоциация правозащитных организаций «Агора».
В первой редакции «закона об иностранной агентах» 2012 г. предполагалось, что НПО, которые пользуются иностранными источниками финансирования и занимаются «политической деятельностью», определяемой в законе максимально широко, обязаны самостоятельно регистрироваться в качестве «иностранных агентов» и обозначать себя в качестве таковых. В июне 2014 г. Минюст получил право принудительно вносить такие организации в соответствующий реестр.
Со стороны российских властей также имели место попытки ликвидировать несколько известных групп на основании разного рода технических нарушений. Например, в сентябре Минюст подал в Верховный суд иск о ликвидации Российского общества «Мемориал», не смотря на то что как раз накануне они сообщили в министерство о готовности провести общероссийскую конференцию, чтобы снять организационные претензии.
Все группы, которые оказались объектом повышенного внимания регулирующих органов, уже попадали под удар весной 2013 г., когда власти развернули по всей стране массовые проверки независимых НПО.
В 2012 – 2013 гг. на официальном уровне утверждалось, что «закон об иностранных агентах» направлен исключительно на повышение прозрачности в деятельности НПО, а все предположения о том, что он может преследовать цель дискредитировать или наказать группы, действующие в защиту общественных интересов, категорически отвергались. В апреле 2014 г. Конституционный суд не усмотрел никаких конституционно-правовых оснований для попыток «обнаружить в словосочетании «иностранный агент» отрицательные контексты, опираясь на стереотипы советской эпохи». Исходя из этого он пришел к выводу, что «оспариваемыми нормами не предполагается негативная оценка той или иной организации со стороны государства, а также не преследуется цель дискредитации ее деятельности».
Однако законодательные инициативы, о которых стало известно в декабре прошлого года, заставляют усомниться в искренности такой позиции, отмечает Хьюман Райтс Вотч.
В декабре стало известно о подготовке в Минюсте поправок, касающихся введения процедуры исключения из реестра иностранных агентов тех НПО, которые представят сведения, свидетельствующие о неполучении в течение года с момента внесения в реестр иностранного финансирования и/или о неучастии в «политической деятельности». Если же будет установлено, что исключенные из реестра группы впоследствии возобновили «политическую деятельность» и стали получать финансирование из зарубежных источников, то эти НПО на три года будут лишаться права на исключение из реестра.
В середине декабря два депутата Госдумы объявили, что подготовили законопроект, запрещающий депутатам и чиновникам входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов некоммерческих организаций, которые выполняют функции иностранного агента, а также быть их членами. Как заявил один из авторов: «Если мы решили вести к минимуму влияние Запада на политическую ситуацию в нашей стране, то и никаких высокопоставленных чиновников в НКО — иностранных агентах не должно быть и в помине. Борьба за суверенитет — дело серьезное и кропотливое».
«Последние инициативы властей, направленные против независимых групп и подавляющие свободу выражения мнений, шокирующим образом противоречат международным обязательствам России в области прав человека и в рамках членства в Совете Европы, – говорит Рейчел Денбер. – Правительство должно незамедлительно отменить ‘закон об иностранных агентах’ и прекратить гонения на независимые группы».
Объявлены «иностранными агентами»
Сахаровский центр (Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова)
25 декабря 2014 г. Минюст внес Сахаровский центр в реестр иностранных агентов. Эта организация была создана в 1990 г. и поддерживает постоянную экспозицию, посвященную истории репрессий в СССР, а также проводит выставки на правозащитную тематику и мероприятия, посвященные Андрею Сахарову и его правозащитному наследию. Проверками в марте 2013 г. и августе 2014 г. не было выявлено никаких нарушений или признаков того, что центр «выполняет функции иностранного агента».
Однако 12 декабря Минюст – якобы по заявлению некоего лица – начал «внеплановую» проверку Сахаровского центра. 25 декабря организации был вручен акт по ее результатам, в котором утверждалось, что центр «систематически осуществляет политическую деятельность путем проведения политических акций в форме организации дискуссий, дебатов, семинаров, онлайн-бесед с приглашенными экспертами и других аналогичных мероприятий».
В качестве примеров такой деятельности, содержавшей критические оценки в отношении государственных органов и их политики, фигурировали лекция «Реформа судебной власти как способ демонтажа авторитарного режима», дебаты «Бойкот Олимпиады [в Сочи]: за и против», обсуждение в интернете приговора оппозиционеру Алексею Навальному 2013 г. в контексте выборов мэра Москвы в том же году, на которых Навальный выставлял свою кандидатуру, а также ряд публичных заявлений Сахаровского центра о роли России в украинском конфликте.
В связи с этим в акте по итогам проверки был сделан вывод о том, что в ходе проводимых мероприятий «высказывалась критика действующего законодательства Российской Федерации, давались негативные оценки в отношении принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики».
«Юристы за конституционные права и свободы – ЮРИКС», фонд «Общественный вердикт
НПО ЮРИКС была создана в 2003 г. Эта организация занималась оказанием бесплатной юридической помощи пострадавшим от нарушений прав человека, подготовкой экспертных заключений по законопроектам и обращениями в Конституционный суд России и Европейский суд по правам человека. Осенью 2014 г. организация начала процедуру самоликвидации.
21 июля Минюст принудительно внес ЮРИКС в реестр иностранных агентов наряду с правозащитным центром «Мемориал», ассоциацией правозащитных организаций «Агора» и одной из экологических НПО. На тот момент ЮРИКС, «Общественный вердикт» и «Агора» находились в процессе судебного обжалования требований о самостоятельной регистрации в качестве «иностранных агентов». Как сообщила Хьюман Райтс Вотч ведущий юрист ЮРИКС Татьяна Глушкова, о принудительной регистрации в этой НПО узнали из СМИ и только позднее получили официальное уведомление из Минюста.
В мае 2013 г. прокуратура внесла ЮРИКС представление о необходимости устранения нарушений законодательства, указав на осуществление «политической деятельности». По мнению прокуратуры, это, в частности, выражалось в участии в судебных процессах и публикации на сайте организации отчета о работе в 2012 г. В представлении также было указано (цит. с сохранением орфографии и пунктуации оригинала): «Из размещенного на указанном сайте отчета о деятельности организации в 2012 году, сотрудники АНО приняли участие в общественной кампании, направленной против принятия в Санкт-Петербурге закона, устанавливающего ответственность за «публичные действия, направленные на пропаганду мужеложства, лесбиянства, бисексуализма, трансгендерности среди несовершеннолетних», готовили правовое заключение на данный проект, а также участвовали в общественных слушаниях, организованных Законодательным собранием г. Санкт-Петербурга, и теледебатах по законопроекту». Негативное заключение на законопроект готовила Глушкова.
ЮРИКС обжаловала представление, однако в июне 2014 г. районный суд в Москве отклонил жалобу. Это решение также было обжаловано, однако Минюст внес организацию в реестр иностранных агентов, не дожидаясь исхода судебного разбирательства. 18 ноября решение первой инстанции было подтверждено Московским городским судом.
Как заявила Хьюман Райтс Вотч Татьяна Глушкова: «Мы приняли решение самоликвидироваться сразу после получения уведомления из Минюста о внесении ЮРИКС в реестр иностранных агентов. Мы не собираемся вешать на себя такой несправедливый ярлык и мы понимаем, что если будем работать под такой вывеской, то поле нашей деятельности резко сузится, а эффективность снизится. Мы не можем пойти на это».
Фонд «Общественный вердикт» был создан в 2004 г. и занимается правовой помощью пострадавшим от нарушений со стороны полиции. Среди прочего, он помогал жертвам пыток добиваться правосудия и организовывал «горячую линию» для задержанных на массовых акциях. В мае 2013 г. фонд получил прокурорское представление о «политическом» характере его деятельности с указанием ряда моментов 2011 – 2012 гг., включая подготовку – по запросу российского правительства – рекомендаций по реформе МВД.
В июле 2014 г. Минюст принудительно внес «Общественный вердикт» в реестр иностранных агентов. В начале декабря, через несколько дней после проигрыша организацией первой апелляции, неназванный чиновник Минюста заявил прессе, что те группы, которые не соблюдают закон, должны быть готовы к тому, что им будут выносить предупреждения или приостанавливать их деятельность. Остается неясным, насколько сказанное имело отношение к «Общественному вердикту», поскольку эта организация на тот момент еще не исчерпала всех возможностей обжалования.
Комитет против пыток
Эта нижегородская НПО была создана в 2000 г. в целях предупреждения пыток и обеспечения ответственности по таким фактам. Комитет участвовал в 107 делах, по которым сотрудники правоохранительных органов и уголовно-исполнительной системы были осуждены за недозволенное обращение и пытки. Некоторые получали реальные сроки лишения свободы. Организация подала от имени жертв пыток 79 жалоб в Европейский суд по правам человека и отсудила в их пользу компенсации в эквиваленте сотен тысяч долларов.
29 декабря 2014 г. прокуратура Нижегородской области внесла Комитету против пыток представление об устранении нарушений, указав на осуществление деятельности без регистрации в качестве «иностранного агента». На устранение нарушения – то есть на регистрацию – был дан месячный срок. Предложения об организации встречи для обсуждения вопроса были прокуратурой отклонены, а 19 января 2015 г. – до истечения установленного срока, Минюст принудительно внес Комитет против пыток в реестр иностранных агентов.
В числе фактов, указанных в представлении в качестве доказательств осуществления Комитетом против пыток «политической деятельности», фигурировали несколько общедоступных документов, содержавших «негативные оценки» политики российских государственных органов:
- Заявление в Комитет против пыток ООН, в котором «сообщается о неисполнении Российской Федерацией рекомендаций ООН». По мнению прокуратуры, «дается негативная оценка действиям Российской Федерации по невыполнению в полном объеме рекомендаций Комитета ООН, тем самым дискредитируются правоохранительные органы государства в глазах международного сообщества. … Указанные факты следует рассматривать как действия, направленные на формирование определенного общественного мнения и воздействие на органы государственной власти с целью побудить их принять соответствующее политическое решение».
- «Информация об обнародовании Французской ассоциацией АСАТ доклада о пытках в России, подготовленного МРОО ‘Комитет против пыток’ в сотрудничестве с фондом ‘Общественный вердикт’», в котором «отмечено, что пытки в российских учреждениях являются повсеместной практикой».
- Пикеты приуроченных к Международному дню в поддержку жертв пыток (26 июня) в 2013 и 2014 гг.
- Заявление членов Совета [по правам человека] при Президенте РФ в связи с событиями на Украине» от 02.03.2014», подписанное Игорем Каляпиным.
В представлении также отмечалось участие Игоря Каляпина в правительственной рабочей группе и в президентском Совете по правам человека, хотя это участие осуществлялось в личном качестве. В своем апрельском постановлении по «закону об иностранных агентах» Конституционный суд указал, что действия, предпринимаемые членами организации в личном качестве, не являются основанием для признания организации «иностранным агентом».
Московская школа гражданского просвещения
Минюст внес в реестр иностранных агентов Московскую школу гражданского просвещения 9 декабря. 22 декабря, когда организация находилась в процессе обжалования этого решения, суд оштрафовал ее на 300 тыс. рублей за невыполнение требований законодательства. Основанная при поддержке Совета Европы, куда входит и Россия, школа занимается распространением и обменом знаний в области глобального и российского видения гражданского общества и государственного управления посредством круглых столов, семинаров, онлайн-дискуссий и других аналогичных форматов.
Карательные попытки ликвидации НПО по бюрократическим основаниям
Российское историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» (Российский «Мемориал»)
После массовых проверок 2013 г. Минюст обнаружил нестыковки в организационной структуре Российского «Мемориала» и нарушения в представлении отчетности. Основанный в конце 1980-х г.г., Российский «Мемориал» объединил под общей координацией московского совета десятки групп, деятельность которых связана с увековечиванием памяти и реабилитацией жертв советских репрессий. Эти группы были самыми разнообразными по названию, организационной форме и размеру. После одной из проверок 2013 г. Минюст потребовал от московского совета «Мемориала» привести организационную структуру в соответствие с законодательством.
В начале сентября 2014 г., после того как Российский «Мемориал» проиграл суды против Минюста, его руководство письменно уведомило министерство о том, что в ноябре проведет конференцию по изменению устава и урегулированию других претензий. Однако в том же месяце Минюст обратился в Верховный суд с иском о ликвидации Российского «Мемориала». В защиту известной организации выступили российский Уполномоченный по правам человека и ряд влиятельных международных акторов, включая комиссара Совета Европы по правам человека. Рассмотрение иска было отложено до 17 декабря. К тому времени Российский «Мемориал» провел конференцию, изменил устав, преобразовался в конфедерацию, а также устранил другие моменты, вызывавшие возражения со стороны Минюста.
17 декабря Минюст в Верховном суде признал устранение недочетов в организационной структуре, однако заявил, что еще не до конца изучил отчеты о деятельности представленные документы. Следующее заседание было назначено на 28 января 2015 г.
Экологическая вахта по Северному Кавказу
24 октября 2014 г. Верховный суд Адыгеи удовлетворил иск республиканского управления Минюста о ликвидации майкопской НПО «Экологическая вахта по Северному Кавказу» («Эковахта»). Как сообщил Хьюман Райтс Вотч ее координатор Андрей Рудомаха, они получили уведомление о судебном заседании через две недели после того, как уже состоялось решение, поэтому представители «Эковахты» в суде не присутствовали.
В иске говорилось, что организация не устранила нарушений, выявленных в ходе проверки весной 2013 г. Одно из нарушений заключалось в отказе предоставить доступ к электронной переписке и документам во время и после проверки офиса «Эковахты», которая проводилась с демонстративной жесткостью. Проверяющие настойчиво не рекомендовали «Эковахте» публиковать доклад об экологических последствиях подготовки к сочинской Олимпиаде, чтобы «не наносить ущерба стране». Экологи отказались, однако были вынуждены предоставить доступ к внутренней электронной переписке.
По словам Рудомахи, позже в декабре 2013 г. местное управление Минюста затребовало финансовую документацию и электронную переписку за последние три года, а также документацию, которая ранее уже проверялась. В «Эковахте» посчитали такие требования чрезмерными, отказались представлять сведения и были дважды оштрафованы. Чиновники Минюста также обнаружили нарушения в организационной структуре группы и в итоге приостановили ее деятельность на полгода – до сентября 2014 г. Решение Верховного суда Адыгеи о ликвидации «Эковахта» обжаловала.
Опубликовано 26 января 2015 года http://www.hrw.org/ru/news/2015/01/26/rossiya-novaya-volna-gonenii-na-nezavisimye-gruppy