В XVII веке ностальгия воспринималась как болезнь, которую предлагалось лечить опиумом, пиявками и путешествиями в Альпы. Сегодня ностальгия стала инструментом коммерческих и политических кампаний. Частным, но заметным явлением оказывается ностальгия по идеализированному советскому времени, которая часто подменяет открытый разговор о политическом прошлом и будущем.
Мы замечаем это повсюду и очень часто – в культуре: в фильмах-ремейках, в рекламе, музыке, телевизионных и YouTube-проектах, культурном менеджменте. Помимо эстетического заимствования происходит и более прямолинейное обращение к советскому опыту. Обсуждение возвращения памятника Дзержинскому на Лубянскую площадь, почти откровенное выделение «идеологически опасных элементов» наводит на невеселые параллели.
Андрей Дмитриевич Сахаров в книге «О стране и мире» писал, что советский «партийно-государственный монополизм в области культуры и идеологии [...] требует от людей лицемерия, приспособленчества, серости и самооглупления. Непрерывно разыгрывается трагикомический ритуальный фарс всеобщей присяги на верность, оттесняющий на задний план все соображения дела, здравого смысла и человеческого достоинства». Не возвращаются ли эти тенденции? Какие структурные катаклизмы можно увидеть в ностальгии по советскому? Как перестать оглядываться на прошлое и выработать язык описания будущего? Могут ли просвещение и культура отстоять свою автономность и право на критическую позицию?
На эти и другие вопросы ответит Ирина Дмитриевна Прохорова, главный редактор издательства «Новое литературное обозрение».
Пожалуйста, зарегистрируйтесь, и мы пришлем вам ссылку на премьеру лекции в Youtube за час до ее начала.
Лекция проходит в рамках специального юбилейного проекта «Сахаров. Интеллектуал и власть».