Сопротивление несвободе в СССР

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр

16 января 2024 Первый апелляционный суд общей юрисдикции утвердил решение о ликвидации Сахаровского центра.
В удовлетворении апелляционной жалобы отказано.

Подробнее

Миниатюра

Сопротивление несвободе в СССР

Восстания заключенных в 1953-1954 гг.

Миниатюра

После войны в системе ГУЛАГа были созданы особые лагеря (особлаги), в которых содержались бывшие военнопленные и участники национальных повстанческих движений на Украине и в Прибалтике. Именно с их приходом в ГУЛАГе начинается активное сопротивление заключенных: групповые побеги, восстания, голодовки и отказы от работы. Пиком лагерных восстаний, охвативших ГУЛАГ, были 1953-54 гг. Самыми крупными были восстания в Горлаге (Норильск), в Речлаге (Воркута), в Степлаге (Кенгир, ныне Джезказган). 

Лозунги восставших часто апеллировали к советским законам – « Требуем уважения прав человека!», « Да здравствует Советская Конституция!», « Мы за советские законы, но против тех, кто их извращает». Восставшие не пытались бежать, а оставались в зоне, требуя приезда начальства, как правило, представителей ЦК КПСС, и пересмотра дел. Просьбы заключенных включали: прекращение произвола администрации; расследование фактов применения оружия против заключенных; снижение сроков наказания; отмену приговоров лагерных судов по статье 58; установление оплаты труда заключенных наравне с вольнонаемными. Начальство ГУЛАГа не скупилось на обещания, но в конечном итоге восстания были жестоко подавлены, наиболее активных участников приговорили к расстрелу. Но протесты заключенных привели к существенным изменениям не только в системе лагерей. Массовые забастовки разрушали сталинский ГУЛАГ как важный элемент « социалистической экономики». Власть была вынуждена признать, что прежними методами невозможно удержать страну в повиновении.

Подпольные организации в СССР. Стенд 1

Миниатюра

В послевоенное время в разных городах, независимо друг от друга стали возникать группы совсем молодых людей, которые задумывались о соответствии революционных идеалов реальной жизни в стране. В создании тайных неофициальных организаций была особая романтика, увлекавшая молодежь. Не попав на фронт из-за своего возраста, молодые люди, воспитанные в традициях жертвенности ради будущего, воспользовались случаем проявить свой героизм, бросая вызов режиму. В основном вся их деятельность сводилась к самообразованию, чтению и обсуждению работ ЛенинаМаркса, возможностей возвращения к изначальным идеям. Таких групп и кружков было десятки, а возможно, и сотни. В Воронеже в 1947-49 гг. существовала КПМ (Коммунистическая партия молодежи), членами которой были И. Стародубцев, И. Струков, Б. Батуев, В. Рудницкий, В. Радкевич, А. Жигулин, ставший известным писателем. В Москве был организован « Союз борьбы за дело революции» (СДР), состоявший из старшеклассников и студентов. Трое его членов – Е. Гуревич, Б. Слуцкий, В. Фурман – после суда в 1951 г. были расстреляны. Как правило, эти организации и кружки быстро раскрывали, агентурная сеть НКВД-МГБ-КГБ работала хорошо. Но были и исключения. Всероссийский Социал-Христианский Союз Освобождения Народа (ВСХСОН), созданный в феврале 1964 г. выпускниками Ленинградского университета, просуществовал 3 года. Он насчитывал 28 членов и 30 кандидатов. В Программе этой организации был пункт о том, что « освобождение народов от коммунистического ига может быть достигнуто только вооруженной борьбой…», это дало возможность КГБ представить ВСХСОН террористической организацией. Руководитель ВСХСОН Игорь Огурцов был приговорен к 7 годам тюрьмы, 8 годам лагеря и 5 годам ссылки. Его единомышленники тоже получили длительные сроки заключения.

Подпольные организации в СССР. Стенд 2

Миниатюра

 Уходить в подполье приходилось и верующим. Наиболее решительные и непримиримые верующие стали переходить в подпольные общины « катакомбной церкви». На верующих других конфессий и религиозных организаций порой оказывалось более суровое давление. У евангельских христиан-баптистов отбирали детей за воспитание их в религиозном духе, разрушали молитвенные дома. Власти развернули открытую травлю верующих пятидесятников. Их подвергали обыскам и арестам, на них проводились облавы во время богослужения

Запрещенная в СССР религиозная и светская литература, печатавшаяся, например, в издательстве « Посев», нелегально доставлялась из-за границы. Книги и журналы переправлялись в Советский Союз, в частности, членами Народно-Трудового Союза российских солидаристовНТС – общественно-политическая организация, созданная российскими эмигрантами в 1930 г. в Белграде (Югославия). Целью ее была подготовка национальной революции, освобождение России от большевизма – не оружием, а идеями. С 1938 г. НТС непрерывно присутствует в России. С 1950 г. в СССР нелегально действовала передвижная радиостанция НТС. В 1951 г. НТС начала забрасывать листовки в глубь СССР при помощи воздушных шаров.

Диссидентское движение в СССР

Миниатюра

 Смерть Сталина, прекращение массовых репрессий, осуждение « культа личности» на XX съезде в 1956 г., освобождение и частичная реабилитация жертв массовых репрессий дали обществу надежду на возможность реформирования строя. Недолгий период правления Н. С. Хрущева с 1954 по 1964 г. вошел в историю СССР под названием « оттепель». Но с середины 60-х гг. начинается возвращение к репрессивным методам подавления инакомыслия. Первым громким политическим процессом нового времени стало в 1965-1966 гг. дело писателей А. Синявского и Ю. Даниэля, которые опубликовали за границей под псевдонимами свои литературные произведения, квалифицированные органами КГБ как « антисоветские». 

Вскоре после ареста Ю. Даниэля и А. Синявского математик и поэт А. Есенин-Вольпин, считавший, что надо обратиться к властям с требованием соблюдать собственные законы, написал « Гражданское обращение», которое завершалось приглашением на « митинг гласности». Он состоялся в День советской Конституции 5 декабря 1965 г. на площади Пушкина в Москве. Основным его лозунгом стали слова: « Уважайте Конституцию – Основной закон Союза ССР». С 1965 г. молчаливая демонстрация протеста на Пушкинской площади стала традиционной. Формируется новый тип социального поведения, одной из главных черт которого было игнорирование негласных запретов власти, не имевших никакого законного основания. Людей, следующих именно этому типу поведения, стали впоследствии называть « диссидентами».

Миниатюра

 В феврале 1966 г. А. Синявский был осужден на 7 лет лагерей, а Ю. Даниэль – на 5. Осенью 1966 г. А. Гинзбург закончил составление сборника документов по делу Синявского и Даниэля – « Белой книги», а поэт Ю. Галансков – альманаха « Феникс-66», в который включил статью Ю. Даниэля « Что такое социалистический реализм». Составители сборников и двое их « сообщников» В. Лашкова и А. Добровольский были арестованы. В январе 1968 г. над ними состоялся суд, ставший известным под названием « процесс четырёх». Гинзбург получил 5 лет заключения, а Галансков – 7 лет. 

Окончательно надежды на либерализацию режима рухнули в 1968 г., когда на территорию Чехословакии, провозгласившей курс на демократические и экономические реформы, были введены советские войска. 25 августа 1968 г. на Красной площади в Москве восемь человек: К. Бабицкий, Л. Богораз, В. Делоне, В. Дремлюга, П. Литвинов, В. Файнберг, Н. Горбаневская, Т. Баева – устроили молчаливую сидячую демонстрацию, основным лозунгом которой стали слова « За вашу и нашу свободу». Демонстранты были арестованы сотрудниками милиции и КГБ, избиты и доставлены в отделение милиции. Семеро из них поплатились свободой за участие в акции протеста.

С конца 1960-х гг. возникли легальные правозащитные организации: « Инициативная группа защиты прав человека в СССР» (1969 г.), Комитет прав человека (1970 г.), Московская Хельсинкская группа (1976 г.).

Диссидентская кухня

Миниатюра

 Особым явлением жизни советской интеллигенции в 50-60 гг. становятся воспетые Юлием Кимом « московские кухни», собиравшие самые разнообразные компании. 

Да, бывало, пивали и гуливали,
Но не только стаканчиков для
Забегали, сидели, покуривали,
Вечерок до рассвету продля.
Чай, стихов при огарке моргающем
Перечитано-слушано всласть,
Чай, гитара Высоцкого с Галичем
Тоже здесь, а не где, завелась.
Чай да сахар да пища духовная,
Но еще с незапямтных пор
Найпервейшее дело кухонное -
Это русский ночной разговор…

В конце 1950-х гг. началось массовое строительство жилых домов с небольшими отдельными квартирами, которые в народе окрестили « хрущевками». Маленькие кухни в пять квадратных метров оказывались единственно приемлемым местом для позднего приема гостей. В жилых комнатах спали дети, а на кухне собирались порой довольно многолюдные компании. У « поколения оттепели» или « шестидесятников», как позднее назвали тех, кто поверил в возможность « социализма с человеческим лицом», была острейшая потребность в свободном обмене неофициальной информацией, в живом, неформальном общении. В таких компаниях можно было встретить музыкантов, искусствоведов, ученых, кинематографистов, художников, философов, архитекторов. 

« Диссидентские кухни» заменили многим людям неприемлемые для советского строя институты и учреждения: свободные лектории, выставочные залы для неформального искусства, клубы, бары, службы знакомств, исповедальни, концертные залы. Бурные дискуссии, литературные и музыкальные вечера, семинары по всем отраслям знания, обсуждения новостей, которые невозможно было узнать из советской прессы, и самиздатовской литературы – все это было приметой времени.

Репрессии против диссидентов

​ ​​

Миниатюра

 Власти применяли к инакомыслящим разнообразные карательные меры: увольнение с работы, исключение из институтов, творческих и профессиональных союзов, угрозы, ссылки, заключение в тюрьмы и лагеря. 

30 октября 1974 г. по инициативе К. Любарского и А. Мурженков лагерях впервые голодовкой отметили День советского политзаключённого, в последующие годы это стало традицией. 

Одним из самых жестоких и циничных способов борьбы с инакомыслием было насильственное заключение здоровых людей в психиатрическую больницу. Психиатрические больницы специального типа, находившиеся в ведении МВД, немногим отличались от тюрьмы. В январе 1977 г. при Московской Хельсинкской Группе была создана Рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях. Ее учредители – В.Бахмин, И.Каплун, А.Подрабинек, Ф.Серебров. Обнародование результатов работы комиссии за рубежом привело к тому, что в 1983 г. на конгрессе в Вене советская делегация была изгнана из Всемирной психиатрической ассоциации.

Положение политзаключенных – одна из основных рубрик бюллетеня правозащитников « Хроника текущих событий». Из « Хроники» можно было узнать об арестах, судах, приговорах по политическим обвинениям, о национальных и религиозных движениях в Советском Союзе. По обвинению в причастности к изготовлению и распространению « Хроники…» в разные годы были арестованы: Ю. Шиханович, Г. Суперфинн, С. Ковалев, А. Лавут, Т. Великанова, А. Якобсон и др.

 

Самиздат в СССР

Миниатюра

 Первый выпуск « Хроники текущих событий» вышел в свет 30 апреля 1968 г. Тираж каждого ее номера составлял всего три десятка машинописных копий, но многократно увеличивался за счет перепечаток. Адреса и имена редакторов и авторов сообщений в « Хронике» не указывались, хотя властям не составляло труда их узнать. Мало кому из редакторов « Хроники» удавалось долго оставаться на свободе. Несмотря на аресты, « Хроника» выходила целых 15 лет. Всего вышло 64 выпуска. Последний выпущенный в свет 64-й номер « Хроники» был датирован 30 июня 1982 г., а следующий, 65-й, был подготовлен лишь осенью 1983 г. Ни в самиздат, ни за рубеж он уже не попал. 

« Хроника текущих событий», сборники статей, журналы « Вече», « Поиски», « Варианты», « Поединок» представляли собой самодельно размноженную нецензурованную властью политическую литературу. « Самиздат» стал очень важной частью диссидентского движения. Этот термин еще в 40-е гг. ввел московский поэт Николай Глазков. Литературный самиздат появился ещё в конце 50-х гг. Прежде всего это были стихи неофициальных поэтов – М. Цветаевой, О. Мандельштама и др. Затем последовали переводы, рассказы, лагерные воспоминания. В 1958 г. в самиздат попал роман Бориса Пастернака « Доктор Живаго». Таким образом распространялись произведения более трёхсот авторов. Перепечатывали самиздатовские произведения чаще всего на пишущих машинках в нескольких экземплярах под копирку, передавали из рук в руки друзьям и знакомым. Самиздатовскую литературу, особенно политического характера, приходилось тщательно прятать даже дома, например, используя для этого коробки от стирального порошка. Тщательно спрятанные рукописи и фотопленки, помещавшиеся иногда в детские игрушки, переправлялись за рубеж, а опубликованные на Западе книги возвращались на Родину и распространялись неофициальным путем. Родилось понятие « тамиздат».

 

Инакомыслие в искусстве

Сопротивление в СССР. Инакомыслие в искусстве

 

Надежды на существенные изменения в стране, возникшие в конце 1950-х гг., привели к небывалому подъему культуры. Для конца 50-х – начала 60-х гг. характерно появление многочисленных литературных журналов, альманахов, творческих групп. С 1958 г. традиционными стали поэтические собрания у памятника В. Маяковскому в Москве. Они продолжались до 1961 г., когда трое постоянных участников – В. Осипов, Э. Кузнецов и И. Бокштейн – были арестованы КГБ и осуждены за « антисоветскую пропаганду». В конце 50-х гг. в СССР появилась неофициальная творческая организация, ставшая знаменитой под названием « Лианозовская коммуна». Однако власть дала четко понять писателям, поэтам, художникам, что творческая смелость может повлечь за собой неприятные последствия. С « разгрома» Н. С. Хрущевым выставки современного авангардного искусства в Манеже в 1962 г. началась кампания по борьбе с « формализмом и безыдейностью». В сентябре 1974 г. несколько художников, среди них О. Рабин, В. Немухин, В. Комар, и др., договорились показать свои работы всем желающим в Москве на пустыре в Беляево. Но заранее подогнанные к месту проведения выставки бульдозеры оттеснили художников и собравшихся зрителей. Часть картин была уничтожена или конфискована. По большей части неформальное авангардное искусство, обозначенное позже термином « нонконформизм», оставалось полуподпольным, доступным ограниченному числу зрителей.

 

Сопротивление в СССР. Искусство

Жесткая цензура в СССР была всеобъемлющей. Под нажимом со стороны государства, от невозможности заниматься свободным творчеством из страны уехали писатели, режиссеры, художники, артисты, среди них В. Войнович, А. Галич, М. Ростропович, Г. Вишневская, М. Барышников. В 1972 г. уехать пришлось и замечательному ленинградскому поэту И. Бродскому. В 1964 г. Бродский был арестован и осужден на пять лет ссылки « за тунеядство». После того как в его защиту выступили Ф. Вигдорова, А. Ахматова, К. Чуковский, А. Твардовский и др., Бродскому разрешено было вернуться из ссылки, однако о публикациях речь идти не могла. 

Мощной альтернативой официозу в советской культуре в 60-е-70-е гг. стала авторская песняС появлением в СССР катушечных, а затем кассетных магнитофонов записи бардов расходились по стране в огромном количестве. Стали популярными имена Б. Окуджавы, А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Кима и других авторов и исполнителей, которые не допускались к публичным выступлениям. 

Под влиянием нелегального распространения западной музыки не только в виде фирменных дисков, магнитофонных записей, но и самодельных пластинок на рентгеновских снимках в стране появляются рок-группы, которые вскоре приобретают бешеную популярность. Все большее отдаление официальной идеологии и пропаганды от реалий жизни, внутреннее противодействие общества лицемерию власти сделало объявленную во второй половине 80-х гг. « перестройку» явлением, неподдающимся контролированию сверху. В 1991 г. Советский Союз и социалистический режим перестали существовать.