В рамках театральной лаборатории «Археология памяти».
Хотя к началу 20-х Россия оставалась аграрной страной, с преобладающим сельским населением, крестьянин в кино оставался великим неизвестным. Кинематограф, детище новой, городской культуры, замечал его только в тех случаях, когда он выбирался из деревни. Долго это продолжаться не могло. «Завоевание крестьянина» должно было стать одной из главных побед молодого советского кино. Но завоевание это было долгим и неравномерным. На экране крестьянин представлялся и как объект колонизации, и как неразумное дитя, нуждающееся в защите от кулаков и, значительно реже, как самостоятельный член общества, способный сознательно пойти навстречу новому обществу. По изменению его экранного воплощения можно судить не только о взглядах того или иного художника, но также о процессах, происходящих в тот или иной момент в советском обществе. Этот разговор – это разговор не только о кино, но также о выбранных и невыбранных путях, о сказочных агрогородах и летающих варениках, счастье и смерти, о новой и старой вере и, конечно, о пшенице, которая прекрасно и таинственно колосится где-то на горизонте.
Максим Семёнов, исследователь кино. Окончил исторический факультет МГУ и Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Публикуется в «Сеансе», «Искусстве кино» и на портале Colta.ru. Читает лекции в Центре авангарда, а также преподает историю кино в МШНК и школе «Лестница».