Человек воспроизводит духовную культуру всюду, где ему доводится оказаться. Пока он сохраняет свою человеческую сущность, он строит
свои отношения с внешним миром в культурной форме. И свет во тьме светит, и тьма не объемлет его.
Все это так, но, что это за свет, и что освещает он в окружающей тьме? Привычные формы народной культуры — слухи, прозвища, календарные обряды, гадания, приметы, толкования сновидений — перемещались в ГУЛАГ вместе с телами их носителей, и подобно телам эти явления духовной культуры претерпевали там изменения — неожиданные, странные, иногда пугающие. ГУЛАГ как особая форма существования народа порождал свой фольклор, который потом — с каплями, ручейками и волнами освобождающихся — выплескивался обратно в общество, становился частью культуры вольного населения. Так народная культура в СССР получила прививку ГУЛАГа, и с тех пор ГУЛАГ — в нашей крови.
О том, что представлял собой фольклор советского ГУЛАГа, расскажет аспирантка Центра типологии и семиотики фольклора, методист Лаборатории фольклористики Российского государственного гуманитарного университета Наталья Петрова. Материалом для исследования фольклорных текстов и практик, бытовавших среди заключенных в 1920-1940-х гг., послужили прежде всего воспоминания бывших узников ГУЛАГа.