25 декабря, 19:00
Дети: ничьи, государственные или наши?
Пока государственные мужи и жены в отместку американцам снижают и без того невеликие шансы российских сирот на семейное устройство, институциональные проблемы детских домов остаются нерешенными. А пока они не решены, «контингент» воспитанников будет пополняться, а не уменьшаться.
Например, изъятие ребенка из проблемной семьи остается не чрезвычайным, а единственным инструментом работы с такой семьей. Никакой помощи тем, кто оказался в трудной ситуации и плохо справляется с родительством, государственные органы не оказывают, и когда встает вопрос об устройстве изъятого ребёнка в семью, родная семья уже не имеется в виду – шанса измениться к лучшему система родителям не дает.
Размещение в интернате не воспринимается как временная и экстренная мера: ребенок в детдоме считается «устроенным». Соответственно, нет института временной (фостерной) приемной семьи, где ребенок мог бы жить до усыновления.
Процедура усыновления растянута: дети не только не попадают к приемным родителям мгновенно (что критически важно для грудничков), но на оформление бумаг теперь уходит 2-3 месяца, а не месяц, как раньше. Работа с отказниками чрезмерно медикализирована: они могут жить в больнице до трех лет, и проблема не в том, что это абсурд, а в том, что больничная жизнь деформирует личность ребёнка и наносит ему невосполнимый ущерб. И так далее, и так далее…
Чем мы, граждане, можем помочь «государственным детям»? Усыновить сироту готовы не все, но участвовать в улучшении жизни детдомовцев, вкладывать небольшие, но ценные ресурсы – время, деньги, внимание – хотят и могут многие. Как рационально вложить эти ресурсы? Как общество должно изменить систему сиротских учреждений, чтобы она не калечила детей? Последняя в этом году дискуссия в Сахаровском центре выпадает на католическое Рождество и будет, в святочных традициях, посвящена детям-сиротам.
Мы пригласили присоединиться к разговору усыновителей, волонтеров и специалистов НКО, работающих с сиротами и отказниками, и всех, кто дозрел до мысли, что «надо что-то делать», но не знает, с чего начать.
Дискуссия транслировалась онлайн: ustream.tv/channel/sakharov-center