14 сентября 2015 года умер Юрий Николаевич Афанасьев — историк, политический и общественный деятель.
Пустые, громкие слова...
Юрий Афанасьев был уже немолод, когда в его жизни настало главное время. Он успел сделать очень много. Стоя на краю советского прошлого, он сделал шаг в неизвестное будущее.
Он создал невиданное — государственный (!) университет, в котором гуманитарное знание впервые за многие десятилетия почувствовало себя свободным от идеологического диктата, вздохнуло, распрямилось и сделало шаг вперед. В то время, когда роль политологии исполняла дисциплина под названием «история КПСС», он сумел дать определение тому безымянному проклятию, которое тяготеет над общественной и политической жизнью нашей страны — «агрессивно-послушное большинство».
Но не это стало его пропуском в историю. В 1989 г. вместе с Борисом Ельциным, Гавриилом Поповым и Андреем Сахаровым он стал сопредседателем Межрегиональной депутатской группы — первой парламентской оппозиции в стране, где несколько поколений выросли в смертельном страхе перед самим словом «оппозиция», где слово «политический» рифмовалось со словом «заключенный», а дискуссия приравнивалась к государственной измене.
Их знаменем стала отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли одной партии в жизни страны, и они смогли этого добиться.
И если вначале было слово, то это слово было: «Долой 6-ю статью!»
Они перезагрузили историю страны, перевели ее политические часы и установили на них роковые цифры: «00:00». Страна получила шанс на новую жизнь.
Небо не воссияло алмазами немедленно, как только это свершилось, но все, что было потом, вся последующая политическая история России, включая вакханалии тех, кто, пользуясь своим правом на политическое высказывание, втаптывал в грязь их имена, было бы невозможно без этого решения.
И мы чтим Юрия Афанасьева как одного из отцов-основателей политической системы нашей страны, одного из тех, кто перешагнул нулевой исторический меридиан и тем самым отрезал нам всем путь назад.
С тех пор ответственность за будущее России разложена на всех нас. На всех поровну. Это наша страна, она в наших руках.