Большая страна – большие задачи
Что делать это рано или поздно надо будет, стало ясно с первой же Школы прав человека, проведенной в 2011 году на площадке Сахаровского центра. «Московская открытая школа по правам человека при Сахаровском центре» с тех пор стала и традицией, и постоянно действующим проектом: дважды в год совместно с Молодежным правозащитным движением, Международной школой прав человека и гражданских действий и Международной Амнистией проводится курс, включающий в себя лекции, мастерские, дискуссионные занятия, полевые наблюдения и многое другое. Участники школы – в основном студенты, аспиранты и молодые специалисты, хотя были и чиновники, и священнослужитель. Формальных ограничений никто не устанавливает.
Единственное основание, по которому школа была до недавнего времени вынуждена дискриминировать людей при зачислении на курс, хоть и неофициально, – это место жительства. Потому что все занятия проводились только в Сахаровском центре – на другие форматы работы не хватало средств. Разумеется, если бы житель Тюмени или Ставрополя за свои деньги приехал в Москву и жил бы здесь все время, пока длится курс, его бы встретили с распростертыми объятиями, но к реальности эта картина имеет весьма слабое отношение. Так что с самого начала было понятно, что делать это надо, потому что с самого начала самый частый вопрос интересующихся школой был одним и тем же: «Есть ли возможность дистанционного участия?» Весной 2015 года, наконец, ответ на этот вопрос стал утвердительным.
Мы строили, строили – и, наконец, построили!
Создание веб-платформы дистанционного обучения Сахаровского центра стало возможно благодаря финансовой поддержке Движения «Гражданское достоинство». Платформа разработана на базе open source продуктов BigBlueButton и Moodle силами веб-программиста Сахаровского центра Евгении Риле. Неоценимую помощь оказали консультации редактора портала «Теплица социальных технологий», эксперта в области новых медиа Олега Ганта.
Делать собственный продукт пришлось, поскольку у других НКО, как выяснилось, полностью соответствующего задачам школы продукта нет, а пользоваться стандартными площадками для MOOC (Massive Open Online Course) либо дорого, либо невозможно из-за ограничений в области авторских прав, либо они предназначены для других задач. Поясняет медиаменеджер Сахаровского центра Илья Фиглин: «В принципе есть готовые площадки – webinar.ru, например, но они жесткие, малоадаптивные. А наша «фишка» в том, что мы можем «подкрутить» под все желания и предпочтения все, что тебе нужно: вебинары, видеолекции, тесты, анкеты, трансляции, форумы, рассылки, что угодно».
Платформа уже прошла боевое крещение: с ее помощью был проведен дистанционный курс Московской открытой школы прав человека, осенью планируется его повторить. Сахаровский центр не намерен этим ограничиться и предлагает другим гражданским организациям возможность вести на этой платформе свои курсы.
Рассказывает помощник директора Сахаровского центра Анна Семенова: «Получить финансирование на проведение других программ нам пока не удалось, поэтому сейчас платформа «подвисла», откуда резонно возникла идея, что она может быть полезна не только нам, но и другим НКО. Мы создали – пользуйтесь, пожалуйста, это бесплатно. Единственное условие – использование должно быть некоммерческим и либо просветительским, либо про права человека (или просветительским про права человека); тем, кто хочет делать курсы английского, придется поискать другие инструменты».
Все курсы, которые разные организации разработают и проведут на этой платформе, будут собраны в одном месте, поэтому, чем больше будет программ, тем больше будет выбор у конечного пользователя, который сможет решать, что ему важнее и интереснее: теория прав человека или, условно говоря, лучшие практики в области помощи людям с ограниченными возможностями, и тем, следовательно, более привлекательно это станет для широкой публики.
Умная платформа
Полное описание функционала платформы можно получить в Сахаровском центре. В трех словах – она умеет все. Причем это «все» делается для неограниченного числа пользователей в простом, интуитивно понятном интерфейсе, позволяющем прямо в нем создавать и редактировать материалы. Платформа поддерживает Flash, HTML, MS Office, PDF, изображения, аудио- и видеофайлы, глоссарии, форумы, рассылку, более 40 языков, кнопки социальных сетей и многое другое.
Безопасность в пользовании системой обеспечивается, помимо прочего, иерархической системой полномочий на основе настраиваемых ролей и логированием всех действий пользователей.
Инструментарий тестирования включает в себя создание банка вопросов с возможностью ротации, настройку алгоритмов оценки с учетом веса того или иного вопроса, автопроверку multiple choice вопросов и удобную для тьютора систему работы с открытыми вопросами, ответы на которые можно оценить только «вручную», автосохранение попыток прохождения теста, создание не только контрольных, но и обучающих тестов, а также ограничение доступа к тесту по логину, ip-адресу, времени.
Слушатели курсов могут просматривать лекции, читать информационные материалы, получать, выполнять и сдавать письменные задания и тесты, смотреть видеолекции, а также участвовать в вебинарах, в ходе которых им доступен чат с другими слушателями и с преподавателем. Преподаватель, в дополнение к этим возможностям, управляет показом презентаций, может демонстрировать слушателям работу программ на рабочем столе своего компьютера, отправляет задания, получает ответы и выставляет оценки. Модератор, кроме того, может также управлять параметрами веб-платформы.
Рекомендации лучших тренеров
Анастасия Никитина из Молодежного правозащитного движения проводила на базе веб-платформы первый дистанционный курс Московской открытой школы прав человека и делится ощущениями от пробной программы.
«У нашего курса была просветительская цель – рассказать о правах человека как можно большему числу людей. Поэтому мы решили попробовать работу с этой платформой, одновременно изучая ее и подстраивая под свои нужды. Есть техническое ограничение по количеству одновременных слушателей одного вебинара – 100 человек, поэтому мы поставили себе задачу собрать именно такое количество участников пилота. В результате у нас были слушатели от Лондона до Мельбурна, хотя основу группы составляли россияне. С моей точки зрения, такой сильный разброс участников – скорее минус, чем плюс. Поэтому в новом сезоне мы решили сфокусироваться и сделать два набора — для регионов СЗФО и для ЦФО, чтобы у выпускников была реальная возможность встретиться по окончании и друг с другом, и с тьюторами, и с ведущими вебинаров. Это важно, так как вторая, но не менее значимая цель, которую мы перед собой ставили, – мотивировать людей к участию в правозащитной деятельности, интегрировать их в существующие инициативы».
По мнению Никитиной, применение веб-платформы, с одной стороны, позволяет передать слушателям больше знаний, чем во время очных занятий, но с другой – исчезает эффект синергии, общего эмоционального поля, которое возникает только при живом общении. Полезно учитывать это при планировании курсов и рассматривать платформу как инструмент, не эквивалентный обычным просветительским программам, а позволяющий заполнить их лакуны и включить участников, не имеющих других возможностей присоединиться к гражданскому взаимодействию.
Автор: Анастасия Овсянникова