На сцену выйдет председатель Нобелевского комитета норвежского стортинга. По его приглашению туда же из зала поднимется новый лауреат. Председатель прочтет определение Комитета и вручит ему диплом, золотую нобелевскую медаль и банковский чек.
От Обамы, если все будет традиционно, в ответ должна прозвучать очень короткая (3-5 минут) благодарственная речь. Потом зазвучит музыка. Для Сахарова это был Григ и Чайковский, недолго — минут 15. На этом дневная церемония заканчивается.
В 7 часов вечера в этом же зале Обаме предстоит произнести Нобелевскую лекцию. Это уже серьезно, и наверняка Обама проявит все свое красноречие и сумеет заворожить слушателей. А поздним вечером этот день закончится большим, очень торжественным обедом в гостинице «Гранд-Отель», где традиционно норвежцы поселяют лауреата и его гостей.
Обед открывается речью председателя стортинга. Потом ответная речь лауреата. И далее — традиционные копченая семга, оленина и все прочее. Это не бал, как пишут в некоторых СМИ, а обед. На этом обычно нобелевская церемония заканчивается.
Для некоторых лауреатов, однако, этот день переходит в праздничную ночь. Это когда норвежцы — народ — хотят выразить поддержку решению Нобелевского комитета и устраивают ночное факельное шествие. Я знаю три таких случая. Так было, когда Премию мира получил Карл фон Осецки, в это время находившийся в гитлеровском концлагере. Когда премию получил Мартин Лютер Кинг. И когда ее получил Андрей Сахаров.
Я не знаю, будет ли ночной праздник для Обамы. Но, как злая пифия, боюсь, вместо (а может, как раз в то же время, если шествие состоится) мирного и веселого факельного шествия в Осло мы услышим по радио и увидим на телевидении новые акты террора в Ираке, Пакистане, Афганистане. И трупы, трупы, трупы, вытесняющие, несмотря на старания прессы, прекрасную речь Обамы. Ох, пресса, пресса, да еще так называемое общественное мнение вкупе с политкорректностью. Трубят неделями о чем-то совсем незначащем и упорно молчат о важном.
Ведь уже налицо как минимум четыре провала международной политики Обамы.
1. Выборы в Иране: США делали ставку на оппозицию — победил Ахмединеджад.
2. Хотели в Кабуле избавиться от Карзая — не получилось.
3. Хотели в январе провести выборы в Ираке, теперь они перенесены на март, но вряд ли будут и тогда — не договорятся ни до чего три группы населения. А число терактов в Багдаде будет неуклонно расти.
4. Закончился срок действия Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений, вместе с ним закончился взаимный контроль США и России за ядерным вооружением. И когда будет новое соглашение (и будет ли?) — никто не знает.
Я уж не говорю о такой «мелочи», как положение с правами человека во всем мире. Это стало последней заботой администрации Обамы. Ну, может, по случаю праздника он в своей речи и вспомнит о них?
Не говорю и о предательстве Израиля — попытке создания не двух государств для двух народов, а двух государств для одного народа — палестинского. Не говорю, потому что это не провал международной политики США, а четко выбранное новой администрацией ее направление.