Блог

Новость

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр

16 января 2024 Первый апелляционный суд общей юрисдикции утвердил решение о ликвидации Сахаровского центра.
В удовлетворении апелляционной жалобы отказано.

Подробнее

'Россия - православная страна'. Дело о выставке 'Запретное искусство - 2006'.
30 ноября 2009
119
27 ноября 2009 года в Таганском районном суде  г. Москвы продолжилось рассмотрение дела о выставке «Запретное искусство — 2006».
 

 

Заседание (судья Светлана Юрьевна Александрова), назначенное на 12.00, началось с задержкой более чем на полтора часа.
 
Продолжился допрос свидетелей обвинения. Всего было допрошено 3 свидетельницы.
 
Первой выступала Стахович Татьяна Петровна, 1947 г.р., пенсионер.
 
Свою речь она зачитала по бумаге, которую, по ее словам, написала сама, когда готовилась к выступлению. Свидетель сообщила, что о выставке и о представленных на ней изображениях она узнала из радио «Радонеж» и «Народного радио» и что этим программам она доверяет. Она сообщила также, что принимала участие в качестве слушателя в судебных заседаниях по делу о выставке «Осторожно, религия» в марте 2005 года и что после вынесения решения по этому делу вместе с другими пела «Христос воскресе». Татьяна Петровна сообщила, что в марте 2007 года, когда проходила выставка «Запретное искусство – 2006», Христос был снова распят. Изображения, которые были на выставке Татьяна Петровна видела у следователя, а потом, вместе с другими, смотрела их изображения на сайте Андрея Ерофеева.
 
Свидетель сообщила также, что уже мало говорить «не стоит село без праведника», что уже надо продолжить, что мир не стоит без православия: «Православие удерживает весь мир от падения. Вся Вселенная не стоит без Православия». Она также сообщила суду, что Достоевский в своей известной фразе «красота – спасет мир» подразумевал под красотой Иисуса Христа.
 
На этом месте свидетель была прервана адвокатом Ставицкой: «Протестую, Ваша Честь, свидетель дословно читает свои показания на предварительном следствии». «Неправда, - парировала свидетель, -  клянусь Богом. Про Достоевского там не было»…
 
Протест адвоката судьей Светланой Александровой был отклонен и свидетель продолжила читать. Вместе со свидетелем слушатели совершили путешествие в историю репрессий и к истокам белого движения. В речи присутствовали белый генерал Скобелев, лауреат сталинской премии Архиепископ Лука, тысячи невинно-убиенных во времена сталинского террора...
 
Второй раз свидетель была прервана Андреем Ерофеевым. Он заявил, что это провокация. И спросил свидетеля о том, какое отношение все, что она говорит, имеет к выставке. По просьбе прокурора Александра Никифорова судья сделала Ерофееву замечание, а свидетель продолжила исторический экскурс дальше. Еще она рассказала о героизме ученых во времена Великой Отечественной Войны и об истории иконы Казанской Божьей Матери.
 
После окончания зачтения судья Александрова приобщила речь к делу.
 
После этого свидетель отвечала на вопросы сторон. Во время ответов она показала, что данные работы оскорбили и унизили ее чувства, как православной верующей, что изображение распятия – это жертвенная Любовь, что она пытается исполнять заповеди Христовы, что Господь поругаем не бывает и что она испытывает чувства ненависти и вражды к организаторам выставки и людям, разделяющим их взгляды. Также она заявила, что выставленные изображения способствуют уничтожению священников. Татьяна Петровна также сообщила, что, несмотря на то, что считает, что единственное, зачем стоит жить – это защищать свои святыни и свои идеалы, пошла к следователю только 27 декабря (через 9 месяцев после закрытия выставки) потому, что «считала себя недостойной» и ждала, когда это сделают «православные лидеры и батюшки». После этого она сообщила, что восхищается батюшкой Александром Шаргуновым, и что именно он проповедовал по радио «Радонеж».
 
Она уточнила также, что слышала по радио «Радонеж» подробные описания работ, но сами изображения она увидела 27 декабря 2007 года у следователя, когда давала предварительные показания. Потом же она сама со своими знакомыми рассматривала их в интернете и попросила сделать для нее распечатки этих изображений студента Свято-Тихоновского Богословского института.
 
Следующим свидетелем была Кокотова Ирина Федоровна, 1940 г.р., преподаватель истории в университете.
 
Она показала, что о выставке она узнала из «Народного радио», а потом обратилась к своим знакомым, чтобы они показали ей изображения в интернете. Это произошло вскоре после выставки. Однако, когда адвокат Ставицкая попросила Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева уточнить, когда изображения с выставки могли появиться в интернете, они показали, что в интернете могло быть только 3 изображения, свидетель поправилась, что «вскоре» - это относительно. И ее «вскоре» может означать и несколько месяцев и больше. Свидетель хорошо запомнила изображения и то, что они «абсолютно богохульны» и направлены «против православия и против России», однако она совершенно не помнит, что за знакомые показывали ей изображения, как их зовут, и где это происходило. Помнит только, что их было двое и что она смотрела эти изображения у них дома.
 
Особое возмущение свидетель выразила по поводу картины, где изображены целующиеся милиционеры. Она называла это мужеложеством и непотребством. «Была ли на выставке работа, на которой изображены целующиеся милиционеры?» - с таким вопросом обратилась адвокат Ставицкая к Юрию Самодурову и Андрею Ерофееву. Оказалось, что такой работы на выставке не было и не могло быть, так как эту работу никто не запрещал выставлять. Эта работа, которую никто не запрещал к показу, как находилась, так и находится сейчас в собрании Третьяковской галереи. Прокурор Никифоров попытался сгладить ситуацию. Он постарался показать, что свидетель не разбирается в мундирах и могла перепутать милицейский мундир с военным мундиром и имела ввиду совсем другое изображение.
 
Как и предыдущий свидетель Ирина Федоровна пошла к следователю только через 9 месяцев после закрытия выставки (в конце декабря 2007 года). Что же послужило толчком для этого, свидетель не ответила. Она добавила, что выставка – это стопроцентная провокация и дает повод для неправославных «оскорбить и надругаться».
 
Последний свидетель этого заседания – Воробьева Ирина Витальевна, 1951 г.р., пенсионер.
 
В начале допроса последнего свидетеля Юрий Самодуров попытался сделать заявление. Однако судья Светлана Александрова отказала ему в этом, объяснив, что свидетель уже приглашен, и сделать заявление можно будет потом. Это заявление было озвучено позже адвокатом Ставицкой, когда напряжение в зале достигло высокой точки накала. Надо заметить, что это заседание отличалось от других необычайно активным поведением публики, состоящей из людей, называющих себя православными. С мест слышались громкие комментарии и агрессивные выкрики. Всё это происходило при явном попустительстве судьи. Заявление адвоката Ставицкой было вызвано тем, что в перерыве перед допросом последнего свидетеля, она слышала угрозы в адрес ее подзащитного Юрия Самодурова со стороны лиц, находящихся в зале. Она попросила занести это в протокол.
 
Как и первый свидетель, Ирина Викторовна зачитывала свою речь по бумаге.
 
Вот некоторые цитаты из нее:
 
«Самого святого в Христианстве Иисуса и его Богоматерь …»
 
«В самой православной стране всего мира…»
 
«… и хулы на Духа Святаго…»
 
«В наше бесстыдное время стало позволяться всё…»
 
«За веру, царя и отечество…»
 
На этом месте свидетель была прервана Юрием Самодуровым. Он спросил у свидетеля, какой журналист написал ей этот текст, и не может ли она дать свои показания нормальными человеческими словами, как в разговоре.
 
«Продолжайте, продолжайте» - подбодрила судья Александрова Ирину Викторовну, которая было смешалась от реплики Самодурова. Однако свидетель все-таки смешалась и довольно быстро и не так уверенно, как в начале, закончила читать:
 
«Жить в этой православной стране становится невозможно …»
 
«… Горе тому, через кого придет соблазн».
 
После зачтения ее речь была приобщена к делу.
 
После этого Ирина Витальевна отвечала на вопросы сторон. Она узнала о выставке из печати, из радио «Радонеж» и из «Народного радио». Изображения работ она видела в автобусной паломнической поездке, в какой именно, она не помнит. Эти изображения показывали друг другу участники этой поездки. Кроме других изображений она видела, как и первый свидетель, изображение целующихся милиционеров. «Милиционеры… целуются?» - уточнила адвокат Ставицкая. «Да, целуются», - подтвердила свидетель.

В отличие от других свидетелей, у Ирины Викторовны не возникло ненависти по отношению к организаторам выставки. Также Ирина Викторовна не согласна с формулировкой обвинения, что работы, выставленные на выставке, разжигают ненависть к православию. На вопрос прокурора Никифорова об этом она ответила так, что  православные сожалеют и возмущены, но для тех, «которые не знают Иисуса», это, конечно, остановка на их пути.
 
Задавая свои вопросы свидетелю, Юрий Самодуров сослался на то, что он со свидетелем одного года рождения. Он выяснил, что свидетель, как и он, читала в юности «Литературную газету» и рубрику в ней «12 стульев». Одним из авторов этой рубрики был Вагрич Бахчанян. Он же, как пояснил Самодуров, написал изображение «Распятие» с орденом Ленина. Это изображение Вагрич Бахчанян, вынужденный эмигрировать, написал протестуя против возведения коммунистической идеологии  в ранг религии, и никоим образом написанное в то время не могло преследовать цель оскорбить верующих.
 
В конце допроса свидетель еще раз подтвердила, что выставка не разжигает ненависть к православию: «Я не сказала "разжигает ненависть"… Я могу сказать "может оскорбить"», - пояснила она.

 

 

 
Евгения Риле 
30.11.2009