30 августа с.г. скончался Михаил Сергеевич Горбачев. Выражая искреннее соболезнование его близким, хотим подчеркнуть знаковый исторический характер этого печального события. С именем М.С. Горбачева связаны судьбоносные события в истории нашей страны и всего мира. Ключевая роль в событиях той эпохи принадлежит также Андрею Дмитриевичу Сахарову.
Сахаров: «Я считаю, что Горбачев единственный реальный лидер перестройки, которого мы можем себе представить. Поэтому смена Горбачева – это была бы катастрофа.» (Сентябрь 1989 г.).
Горбачев: «Мы должны помнить его как великого ученого, как человека до конца преданного идеалам демократии, это был настоящий патриот своей страны. И то, что таких людей чести и морали сейчас недостает - это может дефицит номер один» (14.12.2008)… «Сахаров занимал нравственную позицию. Таким он мне запомнился» (Май 2011 г.).
Перестройка – это небывалые надежды на построение в нашей стране стабильного демократического способа государственного управления и крушение этих надежд, последствия которого трагическим эхом отзываются сегодня. Попробуем кратко проследить тандем Сахаров-Горбачев в эти драматические годы – с проекцией на актуальность этого опыта в наши дни.
С именами Горбачева и Сахарова связаны два чуда перестройки: освобождение в 1987 г. советских политзаключенных и подписание в декабре 1987 г. Договора СССР и США о ликвидации ядерных ракет средней и малой дальности с мобильным стартом – впервые после многих десятилетий безумной ядерной гонки человечество сделало спасительный шаг от края термоядерной пропасти. Позже было крушение Берлинской стены, демократические революции в странах Восточной Европы, долгожданное окончание чудовищно жестокой афганской войны. Все эти события заслуженно делают М.С. Горбачева фигурой исторического масштаба.
Но при этом, начиная с 1988 г., в плане внутриполитических реформ в СССР наступило то, что тогда называлось «торможение перестройки», закончившееся развалом СССР в декабре 1991 г. Сахаров во многих своих выступлениях 1988 и 1989 гг. (он умер в декабре 1989 г.) страстно предупреждал Горбачева об опасности такого «торможения» и неизбежных его катастрофических последствиях. Монополизм политической власти, монополизм в экономике и монополизм правоохранителей – на срочном «лечении» этих трех смертельных для страны «болезней» настаивал Сахаров. Почему Горбачев не прислушался к этим предупреждениям? Сразу отвергнем версию, что это объясняется его личной нерешительностью и непониманием им серьезности ситуации. Не такой это был человек.
«Политика – искусство возможного». Горбачев был окружен консервативным советским бюрократическим аппаратом, оппозиция которого сделала невозможными необходимые реформы, загнала названные «болезни» внутрь и в конечном счете погубила СССР. Сегодня то же самое происходит в России, тоталитарно-монопольные тенденции делают государственную систему опасно неустойчивой и угрожают самому существованию Российской Федерации. Но «ещё не вечер», мы уверены, что Россия может стать демократическим стабильным экономически процветающем государством, живущим в мире со своими соседями.
Борис Альтшулер, правозащитник
Светлана Астраханцева, правозащитник
Валерий Борщев, правозащитник
Лев Пономарев, правозащитник