САХАРОВСКИЙ КИНОКЛУБ
«Русская Швейцария»
Интервью с режиссером фильма «Письмо Анне» Эриком Бергкраутом
Она искала правду о войне в Чечне – и погибла. Швейцарский журналист Эрик Бергкраут (Eric Bergkraut, на фото) снял о журналистке, убитой в 2006-м году, фильм под названием «Ein Artikel zuviel – der Mord an Anna Politkowskaja» («Одна лишняя публикация – убийство Анны Политковской»). Премьера на швейцарском телевидении пройдет 18 февраля.
Информационный интернет-портал «swissinfo» взял у режиссера фильма интервью. Мы с удовольствием публикуем перевод этого разговора.
swissinfo: Известно ли вам сегодня что-то новое о том, кто убил Анну Политковскую и кто был заказчиком ее убийства?
Eric Bergkraut: Вопрос, кто стоял за убийством гораздо интереснее, потому что тот, кто совершил убийство, был, очевидно, обычным наемным киллером. Я не знаю, кто был заказчиком. Но у меня есть повод предположить, что те лица, кто вели расследование убийства, знают заказчиков. Но по каким-то причинам они не могут назвать их.
swissinfo: Прошел год с четвертью, но подоплека преступления до сих пор не прояснена. Что говорит этот факт о России как о стране?
E.B.: Я стремился в своем фильме избежать впечатления всезнайства. Однако по всей видимости в России происходит политический откат, олицетворяет который бывший работник КГБ Владимир Путин. Спецслужбы отвоевали себе в России большую власть. Один только взгляд на медийный ландшафт страны подтверждает это. Однако, как и прежде, в стране есть мужественные журналисты, которые пишут правду. Многие, однако, вынуждены были эмигрировать.
swissinfo: Почему Анна Политковская должна была умереть?
E.B.: Я думаю, потому, что своей стране она сообщила слишком много плохих новостей. Поэтому того, кто приносит такие новости, решили убить, так сказать, вместо этих самых новостей.
swissinfo: Каким она была человеком?
E.B.: Я встречался с Анной четыре раза, мы не были друзьями. Я воспринимал ее как очень разного, дифференцированного, человека. У меня создалось впечатление, что она была очень совестливой и строгой. Но она могла быть и очень гневной – и несправедливой в этом гневе. Кроме того, я воспринимал ее как очень осторожную и тонкую личность. Я не думаю, что я смог бы заинтересоваться своего рода «политической машиной». Меня интересовали разные грани характера очень культивированной, очень красивой, тонкой и элегантной женщины, которая смогла развить себе такое мужество и начать поиски правды. Я убежден в том, что она, с учетом ее безусловного требования правды и ее моральных основ, с которыми она подходила и к себе и к обществу, была бы в оппозиции и у нас в обществе, в Швейцарии.
swissinfo: Была ли она человеком из другого времени?
E.B.: Да, по причине ее невероятной серьезности и в связи с ее постоянными поисками правды. Стремясь помочь слабым, она обнаруживала в себе нечто не от мира и времени сего. Тоже самое наблюдается и в ее интерпретации профессии журналиста, которая в последнее время очень сильно продвинулась в сторону превращения в, своего рода, сервис, причем не только в России. У нас в Швейцарии тоже наблюдается сильная тенденция, в соответствии с которой журналистика есть ни что иное, как сервис. Россия не знает гражданского общества, такого, как в Швейцарии. Это очень важный фактор, для того, чтобы понять, что происходит. Русские десятилетия жили при разных режимах, но никогда они не переживали ситуации, когда государство уважало бы их. В этом смысле Анна была очень западно ориентированным человеком.
swissinfo: Зачем вы сделали этот фильм?
E.B.: Я никогда не почувствовал бы, что имею на это право, не будь моего предыдущего фильма «Coca – die Taube von Tschetschenien» («Кока – чеченская голубка»), в котором участвовала и Анна. У меня скопилось до 4-х часов материалов о ней, которые образовали ось моего нового фильма. Фильм основан на беседах под девизом «Покажи мне, кто твои друзья и враги – и я скажу, кто ты». Главный герой показывает себя как бы в отражении тех, кто его окружает. Я не вел детективного расследования, это было бы просто опасно для жизни. Это не принесло бы успеха, кроме того, я не делаю свои фильм таким образом. Очень сложно делать фильм о человеке, которого больше нет, так как он не может тебе возразить. Мое приближение к умершей главной героине отмечено осторожностью. Я стараюсь оставаться на позиции задающего вопросы, даже если вещи называются своими именами и в итоге возникает картина пугающих нравов. Я очень дифференцированно приближаюсь к действительности, стараясь в итоге не стать размытым, нечетким. Это, своего рода, политический фильм с человеческими чертами.
swissinfo: Есть ли у вас надежда, что фильм покажут в России.
E.B.: «Кока – чеченская голубка» была показана в 30-ти странах, но не в России. Правда, теперь этот фильм циркулирует там на DVD и в Интернете. В моем новом фильме выступают и российские официальные лица, и я бы очень хотел, чтобы их было больше. Мы попытались даже сделать интервью с президентом Путиным, но увы.... В 2004 году мне хотя бы удалось заполучить на разговор перед камерой его тогдашнего министра юстиции. Он заявил мне, грозно пыхтя, что Путин тотально контролирует все, что происходит в Чечне. И это кошмарно, с учетом того, что на самом деле там происходит. Тогдашний министр юстиции, кстати, занимает сегодня пост генпрокурора, и именно он должен, по идее, расследовать убийство Политковской.
swissinfo: Является ли ваш фильм знаком против забвения всего того, что происходило и что до сих пор происходит в Чечне?
E.B.: Человек вообще не желает оглядываться назад, это, кстати, не исконно русский или чеченский феномен. Но оглядываться на прошлое нужно для того, чтобы выстоять в настоящем и будущем. Это относится как к государству, так и к частному лицу.
Источник:
Русская Швейцария.
3 февраля 2008.