Искусство под арестом
7 July 2010
72
Суд о богохульстве показывает предел свободы культуры в России
Церковь и государство в России
The Economist
Jul 1st 2010
Jul 1st 2010
СОВРЕМЕННОЕ произведение искусства может спровоцировать возмущение несоизмеримое с его художественными достоинствами. В России оно может также возвестить изменение курса истории. В 1962 тогдашний советский руководитель Никита Хрущев денонсировал и запретил выставку художников авангарда в Москве, сказав что его внук смог бы нарисовать лучше. Это обозначило конец короткой послесталинской оттепели и знаменовало вхождение в период «застоя». Сам Хрущев был смещен через два года после этого.
Сейчас, спустя почти 50 лет, российская прокуратура требует трехлетнего тюремного приговора для организаторов выставки современного искусства в Москве. Приговор, который ожидается 12-ого июля, может иметь гораздо большее значение, чем выставка сама по себе и определить распределение сил между крайне националистическими религиозными радикалами и светскими прагматиками в России.
Выставка под названием «Запретное искусство» была организована 3 года назад Андреем Ерофеевым, куратором современного искусства. Он собрал вместе работы, которые в недавние годы не были допущены к участию в различных выставках. Символично, выставка была показана в Сахаровском музее и центре, бастионе прав человека, носящем имя покойного российского физика и диссидента Андрея Сахарова. Директор музея Юрий Самодуров является соответчиком на судебном процессе.
Для того чтобы подчеркнуть «запрещенную цензурой» природу выставки, работы были скрыты от взгляда публики поддельной стеной и, чтобы их увидеть, желающим было необходимо взбираться на табуретку и смотреть через маленькие отверстия. Съемка была запрещена для того чтобы предотвратить распространение изображений. Люди, не достигшие возраста 16 лет, на выставку не допускались. Одна из работ изображала российского генерала насилующего солдата под заголовком «Слава России!»; на другом вместо головы Христа был изображен орден Ленина.
Группа воинствующих религиозных радикалов, заявивших, что их поддерживает Русская православная церковь, преодолела все препятствия. Они были глубоко оскорблены увиденным и начали резкую кампанию против организаторов выставки. Однако, гораздо большее беспокойство вызывает реакция государственных обвинительных органов, которые приняли этот случай к рассмотрению и предъявили организаторам обвинение в «унижении религиозной веры граждан и разжигании ненависти на религиозной основе». Выставка, по мнению обвинения, была продолжением «анти-государственной» и «анти-православной» деятельности музея. Обвинение рассматривает эти понятия как синонимы. Церковь поддержала сторону обвинения и осудила выставку как богохульство.
В письме к Кириллу, патриарху Русской православной церкви, г-н Ерофеев извинился за то, что невольно задел чувства верующих, но назвал неправильным то, что церковь встала на сторону группы антисемитских воинствующих радикалов. Глеб Якунин, либеральный священник, говорит что кампания против выставки управляется фанатиками сходными со «стражам революции» сохраняющими исламский режим в Иране. По его словам, они пытаются зажать Кирилла в угол.
Не в первый раз работа г-на Самодурова доставляет ему неприятности. 5 лет назад он был оштрафован на 100.000 рублей ($3.200) за организацию выставки под названием «Осторожно, Религия». Сейчас, однако, обвинение требует приговора к тюремному заключению. Если судья удовлетворит это требование, то г-н Ерофеев и г-н Самодуров станут первыми людьми с конца коммунизма, заключенными в тюрьму за художественные выражения.
Но они могут быть не последними. Вердикт о виновности, говорит Андрей Зорин, историк русской культуры в Оксфордском университете, послал бы мощный сигнал к ультра-православным радикалам и националистам, которые неизбежно будут искать новые возможности репрессий и контроля над жизнью людей. По его словам , «так же наивно предполагать, что это не коснется жизни каждого, как было наивно 7 лет тому назад думать, что заключение в тюрьму Михаила Ходорковского [бывшего бизнес-магната ] не будет иметь никакого влияния на бизнес и политику в России».
Осуждение сильно ударит по международной репутации России и разрушит любые разговоры о модернизации. Возможно, это было причиной того, почему Александр Авдеев, министр культуры России, критиковал судебное преследование. Кирилл же не возражал против того, чтобы судебное преследование производилось от имени церкви, хотя осуждение может повредить ее репутации больше, чем любая выставка могла бы это сделать.