Blog

Конспект

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр

16 января 2024 Первый апелляционный суд общей юрисдикции утвердил решение о ликвидации Сахаровского центра.
В удовлетворении апелляционной жалобы отказано.

Подробнее

Миниатюра
Вечер исторической памяти в Тамбове
28 November 2017
407

О том, как тамбовское крестьянство встретило революцию 1917 года, о судьбах известных тамбовчан, вынужденных тогда покинуть родину, об исторических развилках и трагедиях столетней давности шла речь на вечере исторической памяти, который прошел 24 ноября в конференц-зале тамбовской областной торгово-промышленной палаты. Встречу историков и краеведов организовали региональное отделение общества «Мемориал» и московский Сахаровский центр.

Открыл дискуссию специально приехавший из Москвы заместитель председателя Совета НИПЦ «Мемориал», профессор ШАГИ ИОН РАНХиГС, Константин Морозов. “На мой взгляд, к столетней дате событий 1917 года ни общество, ни власти, ни историки оказались не готовы, - сказал он. – События, которые изменили ход истории страны, определили судьбы народа, драматический и зачастую трагический характер минувших десятилетий не осмыслены в достаточной степени. Мы все должны помнить слова великого российского историка В.О. Ключеского, что "история учит даже тех, кто у нее не учится; она их проучивает за невежество и пренебрежение!    

 

Доктор исторических наук, профессор Тамбовского государственного технического университета Владимир Безгин рассказал о том, как тамбовское крестьянство встретило революцию и реагировало на ее последствия. По его словам, сто лет назад, несмотря на рост индивидуализма в крестьянской среде, оно в большинстве своем сохраняло общинные настроения. Именно эти настроения, по его словам, сыграли существенную роль в революционном движении. Мощный подъем крестьянского движения, ставший одной из основ российской революции, был торжеством общинно-уравнительной ментальности. При этом традиционная крестьянская община была совершенно разрушена уже после революции. Российское крестьянство как таковое практически перестало существовать после коллективизации.

Краевед и писатель Владимир Середа рассказал о судьбе семьи известного тамбовского промышленника Асеева, почетного гражданина Тамбова, владельца мануфактур, которые обеспечивали сукном российскую армию. Но начал он с рассказа о другом известном тамбовчанине и его времени. «Пока я писал книгу о городском голове Иване Михайловиче Потапове, зависть у меня появилась к людям, которые жили в нашем городе накануне революции, - сказал он. – Электрификация, водопровод, благоустройство, здравоохранение, народное образование, транспорт – все это появилось и активно развивалось накануне революции. Все это было для того поколения впервые, все вновь. В городе была активна общественная жизнь – как грибы росли общественные организации самого разного плана – фотографическое, спортивные, художественные общества и так далее». История же благотворителя и мецената Асеева после революции оказалась трагична, в 1918 году все его владения были национализированы, а к 1920 году – фактически разграблены. Асеевы эмигрировали, жили в Сербии, а их потомки сейчас живут в Южной Америке – в Чили.    

Историк и краевед из Мичуринска Владимир Андреев выступил с рассказом о том, как в этом городе встретили революцию. В частности, он остановился на расстреле большевиками мирной демонстрации в защиту Учредительного собрания в 1918 году. «Мне очень нравится мысль о том, что историю надо изучать и в деталях – истории людей, семей, событий. Меня много лет интересовала истории расстрела в Козлове. Недавно я изучил козловские газеты того времени, которые сейчас хранятся в российской государственной библиотеке Москве», - рассказал Андреев. По его словам, эра коммунизма в Козлове-Мичуринске наступила именно тогда, в 1918 году, когда мирную манифестацию в защиту Учредительного собрания по приказу главы ревкома Лаврова встретили пулеметным огнем и выстрелами солдат. Впоследствии вину за эти кровавые события – расстрел мирных горожан, шедших с детьми, большевики возложили на манифестантов, заявив, что первые выстрелы в солдат сделали именно они. «И потом, многие десятилетия эти кровавые события преподносились нам в извращенной форме», - добавил Андреев.

Константин Морозов выступил с рассказом об эсерах и тамбовском восстании на материалах показательного судебного процесса социалистов-революционеров 1922 года. По его словам, большевики даже не ставили себе задачу разобраться в процессе 1922 года, они преследовали цель – дискредитировать партию эсеров. Ситуация была чем-то похожа на козловский расстрел, вину за который большевики возложили на манифестантов. «Большевики тенденциозно преподнесли факты, обходя те сюжеты, когда они сами, своими действиями спровоцировали те или иные события. И при попытке эсеров заявить о реальных причинах тамбовского восстания, а эсеров обвиняли в его подготовке, судьи заявляли – не говорите о вине коммунистической партии потому, что судят не ее, а вас. Хотя позже сами большевики признавали, что продразверстка, осуществлявшаяся на Тамбовщине, вышла далеко за рамки допустимого», - рассказал Морозов.

О том, что тамбовское восстание под руководством эсера Александра Антонова было реакцией на действия большевиков, рассказывает и книга писателя Валентина Соловья, которую тот презентовал на вечере. Правда, по его словам, это не исторический, а скорее публицистический труд, написанный для того, чтобы дать ответ на бытующее мнение, будто восстание было бандитским. Книга рассказывает еще и о том, как на протяжение многих лет – с 1999 года тамбовская общественность боролась за установку памятного знака участникам крестьянского восстания 1920-21 гг.

Михаил Карасев