Е.Г. Боннэр, Комментарий к задержанию В.А. Гусинского, 2003
Задержание Владимира Гусинского в Афинском аэрпопорту и последующий арест, отказ в освобождении из тюрьмы под залог, при том, что российские правоохранительные органы пока не представили никаких документов, обосновывающих их просьбу об экстрадиции Гусинского, возбуждает недоумение и ряд вопросов.
Первый из них. Действительно ли двусторонний договор между Россией и Грецией дает возможность каждой из сторон просить о задержании любого человека, при том, что документы для обоснования такого задержания могут быть представлены позже. Я говорю о любом человеке, потому что в данном случае прошлые российские притязания на экстрадицию Гусинского через ИНТЕРПОЛ уже были отклонены Испанией. Если двусторонний договор между Россией и Грецией такое разрешает, то этот договор явно выходит за рамки международного права и нарушает ст.9 Всеобщей Декларации прав человека: «Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию»
Второй вопрос вытекает из первого – не есть ли такой договор явление, разрушающее принцип независимости современного суда, его демократические основы. Подумайте – 30 или 45 дней тюрьмы оттого, что две страны и их првоохранительные органы дружны между собой. Если продолжить эту мысль – двое судей по дружбе арестовывают любого на такой срок. А если не будет в последствии арест обоснован, кто за это ответит?
Третий аспект задержания Гусинского – предсказуемая реакция российского общества. В стране, где год от году укрепляется идеология национал-шовинизма, и соответственно растет антисемитизм, арест Гусинского будет способствовать этому опасному процессу.
И последний вопрос. Как известно, Гусинский был выжат российскими властями из масс-медиа России, самый популярный ТВ канал – НТВ – был разрушен по политическим причинам. Два других, последовательно создававшихся на его руинах, тоже. Гусинский сумел в эмиграции неимоверно быстро создать новую телевизионную компанию RTVi, на сегодняшний день это главное телевидение для русскоязычных общин Израиля, Европы и Америки и даже Австралии. И могу свидетельствовать как зритель – эта станция с каждым днем становится, во всяком случае в сфере информационных программ, профессиональней, серьезней и интересней. Возможно, очередной поход против Гусинского имеет также целью вернуть под крыло российской официальной пропаганды многомиллионную рускоязычную аудиторию Запада, кстати не самую бедную и достаточно влиятельную, чтобы Россия была в ней заинтересована.
Поэтому меня удивляет молчание вокруг ареста Гусинского правозащитных организаций, особенно тех, задачей которых является противодействие шовинизму, расизму, ксенофобии и антисемитизму и тех организаций, которые защищают право получать и распространять информацию.
27.08.2003