Е.Г. Боннэр, Для журнала Time, 2006
Однажды мне задали вопрос, легко ли жить с гением? Я растерялась. Я просто любила Андрея Сахарова, а слова “Гений” и “Любовь” из разных карасов, как сказал бы Воннегут.
Конечно, ощущала себя подругой и спутником человека абсолютной интеллектуальной смелости, доброго, честного, всегда точного в нравственном выборе, Человека, живущего по совести.
И я думаю, что именно эти простые качества, в сочетании с природными способностями, исключительной добросовестностью в любой работе и влюбленностью в свою профессию физика, сделали его тем Сахаровым, имя которого знали во всем мире. У него было более восьмидесяти почетных званий, степеней, государственных и общественных наград. И возможно, по числу их его имя должно быть внесено в книгу рекордов Гиннеса.
У каждого времени свои герои. Это естественно – История не стоит на месте. И хотя на пороге третьего тысячелетия имя Сахарова в журнале Time было названо в числе 100 наиболее выдающихся людей ХХ века, сегодня немного людей, которые это имя помнят. И уж совсем мало тех, кто знает, что он сделал в науке и в общественной жизни.
Сахаров родился в Москве в 1921 г. Детство его поколения прошло в стране, разрушенной первой мировой и гражданской войнами. Юность совпала с массовым террором и второй мировой войной. Внешне эти катаклизмы мало затронули семью Сахарова. Семья не голодала, отец преподавал физику в институте, писал научно популярные книги. Его родителей не арестовали и не расстреляли, как у миллионов его сверстников. Он не попал на фронт по состоянию здоровья. Но как жила страна в эти годы, влияло на его мироощущение. И можно только удивляться, что вопреки тотальной агитации и пропаганде, вопреки царящему в стране страху, он рос свободным человеком. Редкий случай в среде ученых его поколения – он никогда не был ни октябренком, ни пионером, ни комсомольцем, ни членом коммунистической партии.
В 1942 году он закончил Московский Университет и был направлен на работу на патронный завод. В том же году получил первый патент, создав автомат для контроля бронебойных снарядов. В 1945 году поступил в аспирантуру. В 1948 был зачислен в группу ученых, перед которыми была поставлена задача создания водородной бомбы. Во времена, когда секретным оборонным проектом руководил Лаврентий Берия, ученых не спрашивали, хотят ли они делать оружие. Через два месяца Сахаров стал автором первой основной идеи (автор второй идеи – Виталий Гинзбург) и 18 лет провел на закрытом объекте. Он считал, что ядерное равновесие между США и СССР является гарантией от термоядерной войны и придерживался этого мнения до конца жизни.
В 1950 г. Сахаров выдвинул идею удержания горячей плазмы в магнитном поле и в соавторстве с Игорем Таммом были написаны две статьи, которые легли в основу работ по получению мирной термоядерной энергии. Теперь во Франции работает интернациональный коллектив ученых, и возможно, через некоторое время Сахарова можно будет называть не только отцом советской водородной бомбы, но и отцом мирной термоядерной энергии, которая освободит человечество от нефтяной зависимости.
В эти же годы он писал о радиационной опасности ядерных испытаний в воздухе, стал одним из инициаторов Международного договора 1962 года о запрещении испытаний в трех сферах, сделал несколько важных работ в космологии, предсказал распад протона (пока это предсказание не подтверждено экспериментом). Он настойчиво выступал против ненужных испытаний ядерного оружия вплоть до открытого конфликта с Никитой Хрущевым.
И в 1968 году опубликовал большую статью «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». Это было первое откровенное и компетентное обсуждение будущего человечества, вырвавшееся из-за железного занавеса. Статья была опубликована во многих странах общим тиражом более 20 млн., а в СССР распространялась в самиздате.
Это был рубеж, после которого мир узнал Сахарова-диссидента. Он выступал в защиту права выбора страны проживания, и многие люди, которые смогли эмигрировать в догорбачевскую эпоху, обязаны ему своей свободой. Он предупреждал в статье «Ядерная энергетика и свобода Запада» об опасности нефтяной зависимости. Он последовательно защищал право Израиля на существование в безопасных границах и считал, что за те средства, которые СССР и арабские страны тратят на поддержание палестино-израильского конфликта «давно можно было разместить палестинцев на пустующих арабских землях и обеспечить им мирное и достойное существование».
В нобелевской лекции он сформулировал свое главное кредо «Мир, прогресс, права человека – эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими». В январе 1980 г. Сахаров резко выступил против войны в Афганистане и через несколько дней был без суда отправлен в ссылку в Горький, где продолжал свои выступления в защиту прав человека, написал очень важную статью об опасности термоядерной войны и несколько статей по космологии. Без месяца семь лет ссылки были временем, когда он провел три долгих голодовки – в общей сложности более 200 дней – и подвергался мучениям насильственного кормления. Это трагическое время подробно и с подкупающей искренностью отображено в только что опубликованных в России его дневниках, которые, как я надеюсь, станут доступны и западному читателю. В декабре 1986 года по решению Политбюро, возглавляемого М. Горбачевым, Сахарову было разрешено вернуться в Москву, и он продолжил выступать по проблемам разоружения и защищая права человека.
Весной 1989 года он был избран народным депутатом. Тогда его впервые увидели на экранах телевизоров и услышали граждане СССР и люди во многих странах. И главное чувство, которое он вызывал, было доверие. Доверие, которое сегодня не вызывают ни руководители государств, ни международных организаций, ни большинство общественных деятелей.
И Андрей Сахаров предупреждал: «Человечеству угрожает упадок личной и государственной морали, проявляющийся уже сейчас во многих странах в глубоком распаде во многих странах основных идеалов права и законности, в потребительском эгоизме, во всеобщем росте уголовных тенденций, в ставшем международным бедствием националистическом и политическом терроризме...». Способны ли мы воспринять это предупреждение?
Октябрь 2006 г.