Blog

Статья

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр

16 января 2024 Первый апелляционный суд общей юрисдикции утвердил решение о ликвидации Сахаровского центра.
В удовлетворении апелляционной жалобы отказано.

Подробнее

Миниатюра
Государство убивает школу, унижая ее
24 February 2014
130

Недавняя трагедия в московской школе № 263, где старшеклассник, ворвавшись в класс с оружием, застрелил учителя и сотрудника полиции, стала еще одним – одним из многих! – сигналом о ­нарастающем неблагополучии отечественной школы. Вряд ли найдется много людей, готовых поверить в то, что произошедшее стало только результатом внезапного психического расстройства подростка и не имело никаких причин и предпосылок, коренившихся в его предшествующей школьной жизни. Информация о насилии, травле, психологическом давлении в школах, причем как в отношениях между учащимися, так и со стороны педагогов в отношении учащихся и в отношениях внутри педагогических коллективов, поступающая уже много лет, беспокоит общество и вызывает в ответ многообразные, часто неожиданные реакции, отражающие специфику мировосприятия разных общественных сил.

С 1 сентября 2013 года в России действует Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», наряду со многими другими изменениями вернувший в практику установление школами единообразной формы для учеников. Одновременно из Государственной думы стала поступать информация о работе ряда депутатов над неким «Кодексом школьной чести», которым, в частности, предполагалось регламентировать дресс-код для учителей, правила поведения и правила общения педагогов друг с другом в стенах учебных заведений и учредить доски позора для проштрафившихся учителей. Скандальный характер этой инициативы заставил профильный Комитет по вопросам образования публично отмежеваться от нее, однако само ее возникновение взволновало педагогическое и родительское сообщество. Стремление к тотальной регламентации как к способу решения всех проблем – слишком хорошо известный порок наших законодателей, и печальный опыт свидетельствует о том, что даже самые фантастические инициативы депутатов иногда воплощаются в жизнь.

 

О том, от чего призвано спасти отечественную школу введение формы, какого эффекта реально можно ожидать от ее повсеместного введения, и о том, чем опасно для нашего общества унижение учителей, на площадке Сахаровского центра рассуждали педагог-психолог, специалист по семейному устройству, лауреат Премии Президента РФ в области образования Людмила Петрановская и журналист, преподаватель литературы и истории школы «Муми-Тролль» Дмитрий Ермольцев.

«Это какое-то магическое мышление, – говорит Людмила Петрановская. – Если магическим образом создать внешний визуальный порядок, такую разновидность потемкинских деревень, то каким-то образом туда подтянется содержание. Потому что на самом деле сейчас школа не понимает, что делать с детьми, она не понимает, как учить, никто не понимает, что делать, чтобы они хотели учиться. Поэтому кажется, что если мы магическими пассами всех сделаем одинаково выглядящими, то неким образом это все придет к тому, что проблемы как-то сами собой решатся».

Оскорбительное недоверие учителям, и так уже, без всяких дресс-кодов и досок позора, постоянно проявляемое государством, ничуть не способствует улучшению качества их работы.

«Дети никогда в жизни не будут уважать и слушаться людей, которые сами себе не принадлежат, – продолжает Петрановская. – Ребенку нужен наставник – харизматичный лидер с большим "селфом", с большим самоуважением, который говорит: "Спокойно, смотрите на меня, я знаю, как надо. Идите все за мной, я вас научу". Тогда у них включается практически инстинктивное поведение следования за лидером, наставником, они учатся, они все принимают».

Но беззащитность школы перед бессмысленными, вредными и опасными нововведениями и неспособность учительского сообщества постоять за себя столь же неизбежно ведут к неуважению всего общества к школе. Школа, которая позволяет себя унижать, школа, которая мыслит себя как колония для потенциальных малолетних преступников, для которой ученики это заключенные, а учителя – надсмотрщики, – такая школа не может рассчитывать на защиту и поддержку со стороны общества. Ерничанье и злорадство – единственная реакция, какой общество, потерявшее веру в школу, может ответить на депутатский креатив, обращенный к ней. Однако «во всех случаях, когда школа сама себя защищала, когда было что защищать, родители готовы очень на многое, – подчеркивает Людмила Петрановская. – Вот я понимаю, что, если нашу школу начнут раскатывать, родители сделают все, чтобы мало не показалось».

Блог Сахаровского центра на Slon.ru