Петербурженка Наталья Багрова передала в дар Сахаровскому центру материалы, связанные с жизнью и творчеством советского художника и педагога, шестидесятника Евгения Кольченко.
Библиотека и фонды музея Сахаровского центра пополнились очередными дарами, на этот раз связанными с жизнью и творчеством Евгения Андреевича Кольченко (1933 – 1997) - художника-монументалиста, живописца, графика, скульптора, главным делом которого стала педагогическая деятельность.
В начале 60-х он создал в Севастополе детскую художественную школу и стал ее директором. Успехи его учеников прославили школу даже за пределами СССР. За эту славу и международное признание, за любовь учеников и за ту популярность, которую не вымучишь и не купишь, Евгений Кольченко поплатился. Девять лет спустя его обвинили в «прозападной ориентации» и лишили всего – поста директора, возможности работать с детьми. Но Кольченко не сдался. В 1970-м он перебрался подальше от Севастополя - в Подмосковье, в Мытищи и там начал с нуля. В 1983-м он занял пост директора местной детской художественной школы и руководил ею следующие четырнадцать лет. И снова вокруг него как в сумерках вокруг фонаря высветился яркий круг учеников, на практике подтверждая истину – не бывает бесталанных детей, бывает нехватка талантливых педагогов.
«Все дети талантливы» - так называется книга Кольченко, над которой он работал многие годы, и которая после его смерти осталась в рукописи.
Крымчанин Кольченко любил и знал древнегреческую культуру. Сам работал на раскопках, не раз держал в руках материальные свидетельства ушедшего античного мира, оставившего в наследство человечеству саму идею человечности. И на своем автопортрете он похож то ли на Сократа, то ли на дюреровского апостола Петра – наставников, учителей, заплативших предельную цену за свои убеждения.
Евгений Кольченко принадлежал к блистательному поколению шестидесятников – художников, мыслителей, правдолюбцев, совершившему прорыв через заслоны окостеневшей идеологии к человеку и поднявшему на щит как высшую ценность – свободу. Его воспитанники росли в свободе, потому что без свободы не может быть творчества. Кольченко обучал детей не одним ремесленным навыкам художника, не только ставил руку и воспитывал вкус, не только учил глаз видеть, а ум анализировать; приходя к нему, ребенок, возможно, впервые в жизни ощущал в себе личность, учился понимать собственное достоинство прежде всего как ответственность за себя и за то, что ты несешь другим людям.
Для многих его учеников обучение в «художке» у Кольченко стало определяющим фактом для всей последующей жизни. И многие годы спустя выпускники его школ являют собой братство, спаянное не только общими воспоминаниями, но и общими жизненными и творческими ценностями.
Среди его воспитанников десятки профессиональных художников, а те, кто выбрал иное поприще, составляют ту образованную, просвещенную «публику», без которой искусство утрачивает смысл своего существования, вырождаясь в коммерческое производство.
Книга «Только море и художка» (СПб – Севастополь, 2011) была издана к 50-летию Севастопольской детской художественной школы на средства семьи и учеников Евгения Кольченко. В Сахаровский центр ее принесла одна из составительниц - петербурженка Наталья Геннадьевна Багрова. В эту книгу, работу над которой она начала вместе с женой художника Людмилой Федоровной Кольченко и закончила после ее смерти уже одна, вошли заметки педагога-художника «Все дети талантливы», отдельные эссе Кольченко об искусстве и художниках в современном мире, каталог работ мастера и воспоминания воспитанников о своем наставнике. Те, кто знал и любил Евгения Кольченко, издав эту книгу, не только увековечили свою благодарную память о нем, но и открыли возможность приобщиться к наследию одного из самых интересных и сильных отечественных педагогов второй половины ХХ века для всех, кому это будет интересно и полезно.
Второй дар Натальи Багровой Сахаровскому центру – живописная работа Евгения Кольченко. В его творчестве всегда большое место занимала тема войн, насилия и человеческих судеб в жестоких обстоятельствах. Подаренная Сахаровскому центру картина «Живая мишень» - самое абстрактное, бессюжетное, сконцентрированное до символа воплощение этой темы.
Человек слаб и беззащитен под беспощадными прицелами, наведенными на него. Бежать бесполезно. Сила, превышающая его слабую силу, способна уничтожить его несколько раз. Так сам художник не раз испытывал на себе давление и удары, которые должны были сломать его. Не сломали. И хрупкий нагой человек на его картине вместо того, чтобы молить о пощаде, вместо того, чтобы пригнуться к земле, как делают те, кто пытается выжить под обстрелом, поднимается в полный рост, обращая лицо к небу. На его раскрытой ладони – бабочка, античный символ человеческой души. Душа, устремленная ввысь в момент, когда телу грозит смертельная опасность, улетающая бабочкой из ловушки, расставленной на плоть, душа, свободой торжествующая над силой, – мотив, которые не раз встречается в художественных произведениях, входящих в коллекцию Сахаровского центра. В противостоянии лжи, жестокости, насилию и самой смерти выковано понятие человечности, завещанное нам страшным ХХ-м веком.
Сахаровский центр благодарит Наталью Геннадьевну Багрову за оба ее дара и за усилия, которые она в течение многих лет прилагает для сохранения духовного наследия отечественной культуры ХХ века.