"За что мы любим советских людей? — За то, что они нас освободили. За что мы ненавидим американцев? — За то, что не они нас освободили"
Музей Сахаровского центра хранит в своих фондах большой, блестящий металлический герб СССР, подобный тем, которые красовались на пограничных столбах по всему периметру территории страны. Эта вещь попала в Сахаровский центр от Елены Георгиевны Боннэр. Кто и когда презентовал ее супруге академика Сахарова или ему самому, неизвестно, но в том, что символ государства, отделявшего себя как нечто особое от всего остального мира, оказался в семье человека, больше, чем кто-либо, сделавшего для того, чтобы избавить человечество от разделения на два враждующих лагеря, чувствуется ироническая улыбка истории.
СССР обладал самой протяженной линией государственной границы в мире — более 60 тысяч километров, включая морские границы.
Там, по другую сторону рубежа, находились несколько капиталистических стран (Финляндия, Норвегия, Турция), полуфеодальные Иран и Афганистан и в основном так называемые страны народной демократии, они же страны социалистического лагеря, они же просто соцстраны. Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния... Страны СЭВ. Члены Организации Варшавского договора. Наши союзники или сателлиты? Друзья или братья меньшие? Полноценная "заграница" или "шестнадцатая республика СССР"? Что мы знали о них, какие чувства испытывали по отношению к ним и как представляли себе их отношение к нам?
Некоторых из них мы просто не замечали, с другими ассоциировали что-то — обычно то, чего недоставало в нашей собственной жизни.
В "имперской" топонимике советской Москвы соцстранам было отведено место в секторе потребительского рынка и услуг и развлечений: кинотеатры "Варшава", "Прага", "Гавана", "Улан-Батор", рестораны "Будапешт", "София", гостиницы "Бухарест", "Пекин", магазины "Лейпциг", "Ванда", "Власта", "Ядран"... Большинства этих названий уже не найти на карте города.
"Страны народной демократии" были частью нашего мира — "соцлагеря", противостоявшего мировому злу империализма. Ничто более, чем ситуация противостояния, не способствует рождению мифов — не только о противнике, но и о себе.
Для того, чтобы вспомнить, как это было, и обсудить роль социалистических стран в Большом Советском Мифе Сахаровский центр в рамках выставочно-лекционного цикла "Выставка одного экспоната" пригласил писателя и журналиста Дениса Драгунского.
"За что мы любим советских людей? — За то, что они нас освободили. За что мы ненавидим американцев? — За то, что не они нас освободили" — давняя шутка его болгарских студентов приоткрывает реальную сложность тех почти личных отношений, которые сложились между народами "социалистического лагеря". Чтобы понять эту любовь-ненависть, вспомним о румынской абстрактной живописи, о венгерской "контрреволюции", о сексуальной революции в ГДР, о спортивных битвах не на жизнь, а на смерть времен Холодной войны, а также о "генерализованной мести" как универсальном способе ответа на идеологические вызовы и еще о многих социопсихологических механизмах, которые определяли и до сих пор продолжают определять отношения между народами.
А здесь Денис Драгунский рассказывает о социалистических странах как части советского мифа: