Трансполярная магистраль превратилась в Мертвую дорогу. Сегодня функционирует несколько ее изолированных фрагментов
Мертвая дорога, она же Трансполярная магистраль — железная дорога Чум — Салехард — Игарка, строительство которой велось в 1947-1953 годах и было брошено незаконченным. Одна из самых крупных и едва ли не самая неэффективная из строек ГУЛАГа.
Это не была каторга, целью которой является мучение и уничтожение людей. Это была стройка, важнейший государственный проект — в том египетском смысле, как это понималось тогда.
Смысл этой стройки, как и других великих сталинских проектов, был в основном оборонным: угроза с севера была вполне реальна, Вторая мировая война шла и в полярных водах. Фашистские субмарины появлялись в районе Новой земли, а летом 1942 года немецкий крейсер "Адмирал Шпеер" атаковал порт Диксон на Карском море, намереваясь захватить его и перерезать Северный морской путь. Диксон сумел отбиться, но стало ясно, что оставлять северные рубежи страны незащищенными в середине ХХ века невозможно. Трансполярная железнодорожная магистраль должна была обеспечить оперативную переброску войск на крайнем Севере и создать условия для функционирования военно-морских баз на побережье Северного Ледовитого океана.
Для этого предстояло построить 1263 километра железнодорожных путей через ручьи и болота, по вечной мерзлоте всего в 200 км южнее Полярного круга. Сделать это могло только одно ведомство, собственно, и созданное для обеспечения реализации подобных "великих строек" — ГУЛАГ.
Две стройки — 501-я и 503-я — тянули железнодорожное полотно навстречу друг другу. В разное время там трудилось от 80 до 100 тысяч заключенных. За труд в адских условиях Крайнего Севера им платили зарплату и сокращали сроки, и многие из других регионов стремились попасть на эти стройки, надеясь на них как на спасение. Не успевшая оправиться от недавней страшной войны страна вложила в этот проект более 40 миллиардов рублей. Точной цифры людских потерь нет, но счет идет на тысячи.
Говорят, что генералы всегда готовятся к прошедшей войне. В случае с Трансполярной магистралью произошло именно так.
Строительство остановилось сразу же после смерти Сталина. Новая эпоха стремительно меняла повестку дня и военную доктрину. Новая угроза, страшнее всех, знакомых по Второй мировой войне, встала перед страной, и на подготовку адекватного ответа на нее были брошены все силы. Отныне линия обороны СССР проходила через секретное КБ-11 в закрытом городе Арзамас-16, где несколько десятков физиков-теоретиков, инженеров и техников работали над созданием ядерного оружия.
Массовая амнистия 1953 года обескровила ГУЛАГ. Формально он прекратил свое существование только к 1960-му году, но время великих строек, время ГУЛАГа прошло. В новом мире куда важнее скоростной переброски войск по тундре было количество и мощность боеголовок и дальность полета ракет.
Трансполярная магистраль превратилась в Мертвую дорогу. Сегодня функционируют несколько ее изолированных фрагментов. Остальное представляет собой оплывшие насыпи, искривленные вечной мерзлотой рельсы, лес, проросший сквозь пути, обрушившиеся мосты, окаменевшие ржавые паровозы и давно заброшенные лагпункты и зэковские кладбища по сторонам. Охотники за металлом растащили все, что можно было вывезти. Оставшиеся объекты, обладающие статусом памятников истории, обороняют от мародеров местные историки и краеведы. Хранителями памяти об эпопее Трансполярной магистрали создан интернет — музей "ГУЛАГ. Стройка №501" (http://doroga501.ru/news.php).
Администрация Ямало-Ненецкого АО недоумевает, что делать с такой исторической памятью.
На очередной встрече в рамках проекта "Выставка одного экспоната" в Сахаровском центре был представлен хранящийся в фондах Музея Сахаровского центра отчет и материалы исследовательской экспедиции по маршруту Мертвой дороги под руководством Александра Никольского, состоявшейся в 1981 году, состоялся просмотр документального фильма "Мертвая дорога" (телеканал "Россия-1", 2012) и встреча с автором сценария этого фильма Виктором Хохловым и режиссером Виктором Сапрынским.
Запись этой встречи можно посмотреть на сайте "GOGOL.TV", фильм легко находится в сети. Посмотрите. Это надо видеть.
...Сегодня Мертвая дорога вновь оживает. Теперь ее зовут "Северный широтный ход". Причины сооружения железнодорожной магистрали по вечной мерзлоте ныне уже не военные, а экономические — надежный всесезонный транспорт нужен для обеспечения промышленного развития Приполярного Урала, но и в наши дни, как в далекие сталинские годы, страна ощущает пугающую пустоту на своих северных рубежах. Слабость экономического развития, безлюдность, неэффективная эксплуатация гигантских территорий — геополитические проблемы современной России. И для их решения снова призвана железная дорога. Только это уже совсем другая история. Сегодняшняя.