Блог

Статья

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр

16 января 2024 Первый апелляционный суд общей юрисдикции утвердил решение о ликвидации Сахаровского центра.
В удовлетворении апелляционной жалобы отказано.

Подробнее

Руки, обхватывающие голову
22 мая 2013
819

Сахаровский центр презентовал недавнее пополнение своих фондов — бронзовый скульптурный портрет Сахарова, поступивший из Америки


21 мая, в день рождения Андрея Дмитриевича Сахарова, Сахаровский центр презентовал недавнее пополнение своих фондов — бронзовый скульптурный портрет Сахарова, поступивший из Америки от потомков Елены Георгиевны Боннэр. Получить это произведение — честь для нас.

В Россию вернулся авторский вариант лучшей работы Петра Шапиро — необычайно плодовитого скульптора-портретиста, создавшего более чем за полвека творческой деятельности более пятисот работ. Именами людей, которых портретировал Шапиро, запечатлена история человечества второй половины ХХ века. Среди них государственные деятели, артисты, ученые, писатели и музыканты — целый мир, единый мир по обе стороны "железного занавеса".


Фото: Сахаровский центр

Будущий скульптор родился в 1933 году в Москве. Его родители — советский инженер-химик Ефрем Шапиро и американка, тоже химик, выпускница Колумбийского университета Нина Холланд (Nina I. Holland) дали ему не только жизнь; они (невольно, конечно) сделали сыну биографию, в том числе творческую. Петр осиротел в 1937-м. Арест родителей на долгие годы поставил на нем клеймо сына "врага народа", но "нечистая" анкета и "неудачная" фамилия не смогли помешать талантливому юноше пробиться. Помогали ему трудолюбие и исключительная творческая продуктивность. И вынужденное изгойство не запугало Петра Шапиро, не сделало его конформистом. Напротив, знавшие его в один голос рассказывают о живейшем интересе к политическим и социальным процессам, протекавшим в стране, о неизменной включенности художника в окружающую жизнь, которую он познавал как портретист — через людей, живых акторов своего времени.

Он лепил Брежнева и маршала Жукова, композитора Шостаковича, оперного певца Козловского, поэтов Вознесенского и Антокольского, фигуристку Роднину и шахматиста Карпова, живописца Глазунова и кинорежиссера Кармена и еще множество людей, не похожих друг на друга ничем, кроме одного — масштаба личности.

Портрет Сахарова Петр Шапиро выполнил в 1989 году — в год его смерти. В трагичности образа отпечаталось восприятие многими современниками личности мыслителя и правозащитника — сверхпопулярного, беззаветно любимого, яростно ненавидимого, одинокого, мужественного и беззащитного.


Фото: Сахаровский центр

"Я видела его всего один раз в жизни, когда мы с сыном приехали к нему забирать портрет Андрея Дмитриевича. Петр выполнил его с глубокой душевной отдачей, — вспоминала о скульпторе вдова Сахарова Елена Боннэр. — Правда, я не совсем согласна с тем, что он показал Сахарова лишь с одной стороны — только с болью, и осознающим весь трагизм ситуации... Эти руки, обхватывающие голову... Андрей Дмитриевич всегда говорил, что жизнь прекрасна и трагична. Заметьте, "трагична" во вторую очередь, а в первую все-таки "прекрасна". Я думаю, что скульптор через Сахарова показал в этом портрете больше свое видение происходящего в мире. Но я привыкла к этому портрету..."

В 1994 году Петр Шапиро переехал в США, продолжая по-прежнему активно работать, и его мастерская наполнилась портретами американских политиков, ученых, миллиардеров, артистов. Его модели — бывший министр обороны Роберт Макнамара, вице-президент Альберт Гор, директор Библиотеки Конгресса, знаток русской культуры Джеймс Биллингтон, легендарный кардиохирург Майкл Дебейки...

В 2002-м в Вашингтоне на Коннектикут авеню был установлен скульптурный портрет академика Сахарова, восходящий к тому самому первому варианту 1989 года. Временная дистанция заострила образ; очистившись от приземленности страдания, он приобрел символическую глубину — то ли сюрреалистическую, то ли мистическую, иконную.

Петр Шапиро ушел из жизни в 2004 году. Остались скульптуры — на улицах многих городов мира, в музейных экспозициях, театрах, частных коллекциях. И эскизы — нереализованные замыслы скульптора. Среди них памятник "Жертва коммунизма".

Трагический Сахаров Петра Шапиро отныне украшает постоянную экспозицию музея Сахаровского центра. А вокруг него кипит жизнь. 25 мая мы приглашаем всех на Фестиваль свободы, выросший из традиционной Сахаровской маевки, приуроченной ко дню рождения А.Д. Сахарова (http://www.sakharov-center.ru/arrangements/?id=1968). Как обычно, будет честная музыка и интеллектуальные дебаты на горячие темы, объединяющие прошлое и сегодняшний день нашей страны, а еще будет детская программа для тех, кто вместе с познанием себя и окружающего мира познает, что такое свобода, а для взрослых Абайские байки в исполнении мастеров сторителлинга и яркая выставка живописных работ тех, кого мы в повседневной жизни стараемся не замечать, — бездомных.

Приходите!