22 июня сотрудница Сахаровского центра Наталья Самовер приняла участие в международном научном симпозиуме «Культурное наследие - площадка для диалога», проходившем в Ярославле. Симпозиум, организованный Российским национальным комитетом ИКОМОС (Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест, ICOMOS), был посвящен современным проблемам Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, отсюда и тема доклада Натальи - «Травматическое наследие ХХ века как Всемирное наследие».
На сегодня в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО входят 7 объектов травматического наследия, большинство из которых связаны с событиями трагического ХХ века. Это нацистский концентрационный лагерь смерти Аушвиц - Биркенау (Польша), Мемориал мира в Хиросиме (Япония), атолл Бикини (Маршалловы острова) - памятник Холодной войны, тропический рай, превращенный в ядерный полигон, остров-тюрьма Роббен Айленд (ЮАР), где с 1964 по 1991 года содержались политзаключенные - противники апартеида, а также остров Горé в Сенегале (порт на побережье Черной Африки, откуда в XV - XIX вв. колонизаторами были вывезены миллионы рабов), каторжные поселения Австралии - тюрьмы и вольные поселения, созданные в XVIII - XIX вв. принудительным трудом осужденных, высланных из Европы, и Ааправаси Гхат (Маврикий) - миграционный хаб, через который с 1920-х до 1930-х гг. прошли около полумиллиона индийцев - формально свободных, но нищих и бесправных, направлявшихся на тяжелые работы по всей Британской империи.
Еще десять объектов травматического наследия находятся в Предварительном списке, ожидая окончательного решения международных экспертов. Среди них несколько объектов, связанные с историей Первой и Второй мировых войн, а также места памяти геноцида 1994 года в Руанде и «лагерь медленной смерти» Таррафал в Кабо Верде, где с 1936 по 1974 г. в пыточных условиях находились политические заключенные - сначала португальцы - противники режима Салазара, а затем африканцы - борцы против колониализма.
Россия в 2014 году номинировала для включения в Список Всемирного наследия военный мемориал - Мамаев курган и Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы». Между тем такое явление как советский тоталитаризм и сопротивление ему до сих пор не осмыслено как часть общего культурного и духовного опыта человечества. Имеются все основания для того, чтобы связанные с этим памятники были включены в Список Всемирного наследия. Один из существующих в нашей стране объектов Всемирного наследия - Культурный и исторический ансамбль Соловецких островов, имеет в своем составе наряду с неолитическими памятниками и монастырскими постройками XVI - начала ХХ веков и лагерное наследие, но разве исчерпывается этим память о тоталитаризме?
Наталья Самовер рассказала участникам симпозиума об инициативе рабочей группы при президентском Совете по развитию гражданского общества и правам человека - номинировать для включения в список Всемирного наследия два объекта: Канал им. Москвы (прекрасно сохранившийся архитектурный ансамбль 1930-х гг., сооруженный руками заключенных Дмитлага, уникальное инженерное сооружение, каждые пять метров которого стоили одну человеческую жизнь) и так называемый «серийный объект»,
включающий два массовых захоронения жертв политических репрессий - Левашовское мемориальное кладбище в Санкт-Петербурге и Бутовский полигон в Московской области, а также музей «Пермь-36», откуда в 1988 году были освобождены последние советские политзаключенные. Для музея, подвергшегося в недавнее время фактическому разгрому, подчеркнула Наталья Самовер, включение в Список Всемирного наследия станет стимулом для скорейшего восстановления и повышения научно-методического уровня работы с темой политических репрессий и истории правозащитного движения в СССР.
Доклад вызвал интерес и одобрение слушателей. Эксперты по Всемирному наследию инициативу поддерживают. Специалистам не нужно долго объяснять всемирно-историческую значимость памятников советского тоталитаризма. Однако обращение рабочей группы при президентском совете с предложением рассмотреть возможность официального номинирования этих объектов от имени России для включения в Список Всемирного наследия вот уже более полугода лежит без движения в Министерстве культуры. Причина, очевидно, в отсутствии политической воли. В чьих-то руководящих мозгах еще живет страх разорвать пуповину, связывающую сегодняшний день с трупом вчерашнего.
Для сомневающихся напомним слова Михаила Федотова - главы Совета по развитию гражданского общества и правам человека, об отречении от преступлений прошлого, как необходимом залоге продвижения страны в будущее: «Мы не отрекаемся от своей истории; мы отрекаемся от преступлений с тем, чтобы не быть причастными к этим преступлениям».
Фотография обложки: Роббен Айленд - вход на территорию тюрьмы