Блог

Статья

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр

16 января 2024 Первый апелляционный суд общей юрисдикции утвердил решение о ликвидации Сахаровского центра.
В удовлетворении апелляционной жалобы отказано.

Подробнее

Миниатюра
Кое-что из поездок выходного дня
14 октября 2016
718

Все ли знают о том, что по мужской линии Андрей Дмитриевич Сахаров происходил из старинного священнического рода? Современным исследователям удалось проследить родословную Сахаровых до середины XVIII века.


Все ли знают о том, что по мужской линии Андрей Дмитриевич Сахаров происходил из старинного священнического рода? Современным исследователям удалось проследить родословную Сахаровых до середины XVIII века.

Генеалогическое древо

«Малая родина» Сахаровых - Нижегородская губерния и, в частности, город Арзамас - тот самый, который в ХХ веке дал свое имя секретному «Объекту», знакомому нам как Арзамас-16, где трудился академик Сахаров. Предки Андрея Дмитриевича - выходцы из соседнего Ардатовского уезда, служили священниками в многочисленных арзамасских церквях с начала XIX века.

 Но даже если бы мы ничего не знали о них, о происхождении рода красноречиво свидетельствовала бы характерная «семинарская» фамилия - из тех, которые в XVIII веке получали, приезжая на учебу в семинарию, поповичи - выходцы из таких мест, где фамилии еще не были употреблении. Выдумывая очередному семинаристу фамилию, начальство обычно вкладывало в нее какое-то благопожелание, связанное с будущей профессией: «Быть тебе Тихомировым! Или Благосветловым! Или Добронравовым! Лишь бы подавал хороший пример своим прихожанам». Фамилию Сахаров также нередко давали юношам, которым желали достичь мастерства проповедника, чтобы речь из их уст лилась сладкая как сахар.  

Впрочем, Е.Г. Боннэр в своих «Вольных заметках к родословной Андрея Сахарова» http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?num=2119&t=page  приводит несколько иную версию происхождения фамилии мужа: «Существует легенда, что мальчик пришел в Нижний Новгород пешком и принимавший его преподаватель семинарии сказал: «Какой же ты чистенький и беленький как сахарок, вот и быть тебе Сахаровым».

Сахарная голова

Этот рассказ относится к первому в роду носителю фамилии Сахаров - прапрадеду академика Иоанну Иосифовочу, который с 1815 г. служил в разных храмах Арзамаса и в том числе в течение одиннадцати лет (с 1854 по 1865 г.) был настоятелем городского Воскресенского собора.

Воскресенскому собору повезло. Огромный, эффектный храм, одно из лучших произведений архитектора М.П. Коринфского, возведенный в 1814 - 1842 гг. как памятник Отечественной войне 1812 года, играющий ключевую роль в панораме города, он не был взорван как несколько других арзамасских церквей. Закрытый в 1932 г., собор был превращен в антирелигиозный музей, и это позволило сохраниться его убранству. А в разгар войны, в 1944 году службы в нем были возобновлены, и сегодня мы можем видеть Воскресенский собор практически таким же, каким он был при Иоанне Иосифовиче Сахарове.

собор

вид

интерьер

роспись

рив

мал

купол

рмк

Иерей Николай Иванович Сахаров - сын соборного протоиерея, в течение шестнадцати лет (с 1856 по 1872 г.) был настоятелем храма Смоленской иконы Божией Матери в Выездной слободе.

Большое село Выездное, некогда Выездная слобода, лежит на берегу реки Тёши, отделенное от Арзамаса широкой речной поймой. Смоленская церковь - его главное украшение. Неожиданно огромный, совершенно городского вида храм был построен на пожертвования зажиточных жителей Выездной слободы и их помещика графа Василия Салтыкова в 1803 - 1815 гг., и некоторое время оставался самым большим храмом Нижегородской губернии. От церкви в Выездном открывается замечательно красивый вид на Арзамас.

панорама

Отец Николай получил Выезднослободский приход по традиции в качестве приданого за женой - внучкой бывшего настоятеля Смоленской церкви протоиерея Петра Терновского. Время пощадило этот храм - и фасады его, и даже интерьер, так что многое напоминает там о прадеде А.Д. Сахарова.

вые

выезд

После Выездного отец Николай еще двадцать два года (с 1872 по 1894 г.) прослужил в городском Воскресенском соборе, где до него настоятелем был его отец, и наконец был перемещен в Нижний Новгород, где продолжал свое священническое служение до глубокой старости.

Земляки Сахаровых не забыли. В Выездном находится Центральная районная библиотека им. И.Н. Сахарова. Она носит имя своего основателя - известного в конце XIX - начале ХХ века присяжного поверенного и общественного деятеля, родного деда А.Д. Сахарова.

иван

На сайте централизованной библиотечной системы Арзамасского района этому человеку посвящена специальная страница.

Иван Николаевич Сахаров родился в Выездном в 1860 г., был третьим среди одиннадцати детей отца Николая. Карьере священника он предпочел светское образование, закончил юридический факультет Московского университета, в молодости был помощником прославленного адвоката-гуманиста Федора Плевако, известного, в частности, своим участием во многих политических процессах. И.Н. Сахаров сам был нечужд оппозиционных настроений. Будучи активным членом кадетской партии, он, не взирая на оттенки политических взглядов, давал правовые консультации политическим ссыльным, собирал вместе со своей женой материальную помощь для них. Как знакомо, не правда ли? Одновременно он много сил и времени посвящал поддержке движения по развитию народной грамотности. Именно этой его просветительской деятельности обязана существованием нынешняя Центральная районная библиотека в Выездном.

Но самым известным деянием Ивана Николаевича Сахарова было участие вместе с Михаилом Гернетом и Онисимом Гольдовским в составлении и издании публицистического сборника «Против смертной казни». Эта книга, вышедшая в 1906 г., стала аргументированным ответом с гуманистических позиций  тому озверению, которое охватило власти и часть общества в ходе революции. Статьи для сборника дали общественные деятели самых разных политических взглядов.

обложка

титул

«Эта книга, которую я читал еще в детстве, произвела на меня глубокое впечатление. По существу, все аргументы против института смертной казни, которые я нашел в этой книге (восходящие к Беккариа, Гюго, Толстому, Короленко и другим выдающимся людям прошлого), кажутся мне не только убедительными, но и исчерпывающими и сейчас. Я думаю, что для моего деда участие в работе над этой книгой явилось исполнением внутреннего долга и в какой-то мере актом гражданской смелости», - вспоминал А.Д. Сахаров.

До рождения внука Андрея Иван Николаевич Сахаров не дожил, он скончался в 1918 г. от тифа.

Сам Сахаров мало знал о своих арзамасских предках. «Мы с Андреем Дмитриевичем были в Выездном в апреле 1987 года, после ссылки, когда возвратились в Горький за вещами, - пишет Елена Боннэр. - Был воскресный (может быть, пасхальный) день. Мы заглянули внутрь собора, но войти не смогли – было много людей. Побродили в ограде, читали фамилии на памятниках, искали Сахаровых. Фамилии «Терновский» Андрей Дмитриевич не знал». Исследованием этой части его родословной позднее занялась Елена Георгиевна. Ныне ее дело продолжают арзамасские краеведы.