Блог

Статья

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр

16 января 2024 Первый апелляционный суд общей юрисдикции утвердил решение о ликвидации Сахаровского центра.
В удовлетворении апелляционной жалобы отказано.

Подробнее

Миниатюра
Какой увидели Россию девять фотографов из Чехии
10 декабря 2014
274

С 5 по 28 декабря в Сахаровском центре проходит выставка «Увидено девятью. Фотографии из России», организованная Центром документальной фотографии Fotodoc при Сахаровском центре, арт-резиденцией ZAHRADNIK (Прага) и Чешским центром в Москве. Девять именитых чешских фотографов – Карел Цудлин, Лубомир Котек, Дана Киндрова, Йозеф Моуха, Томаш Расл, Андрей Райзер, Йиндржих Штрайт, Ян Вермоузек и Мартин Вагнер, – и девять образов России.


С 5 по 28 декабря в Сахаровском центре проходит выставка «Увидено девятью. Фотографии из России», организованная Центром документальной фотографии Fotodoc при Сахаровском центре, арт-резиденцией ZAHRADNIK (Прага) и Чешским центром в Москве. Девять именитых чешских фотографов – Карел Цудлин, Лубомир Котек, Дана Киндрова, Йозеф Моуха, Томаш Расл, Андрей Райзер, Йиндржих Штрайт, Ян Вермоузек и Мартин Вагнер, – и девять образов России.

Задача, стоявшая перед кураторами выставки Дмитрием Рубинштейном и Мартином Вагнером, напоминает старинную притчу о мудрецах, вслепую ощупывающих слона. Каждый фотограф вносит в общую копилку крохотную часть знаний о России. Что выйдет, если сложить их вместе? Исчерпывающая картина? Конечно, нет. Но у организаторов получилось главное – передать достоверное ощущение огромности и бесконечной живой сложности, возникающее у иностранца, вдумчиво и добросовестно, с открытой душой исследующего Россию.  Нет, что бы ни говорил по этому поводу Тютчев, Россию можно и нужно наблюдать, трудясь при этом и телом, и умом, и сердцем. И тогда приходит понимание – через сочувствие. А сочувствие – через понимание.

Фото: Йозеф Моуха

Фото: Йозеф Моуха

Фото: Дана Киндрова

Фото: Дана Киндрова

Одни снимки совсем свежие, другим скоро исполнится четверть века, но это сегодняшняя Россия, Россия после СССР. Серии фотографий выполнены в разных регионах, в разной социальной среде и фиксируют совершенно разные явления. Одни фотографы работали в нашей стране над заранее определенной темой по заданию журналов, другие путешествовали, снимали в отпуске просто для души. Но когда за дело берется мастер, в обоих случаях мы получаем равные по качеству фотографии.

Фото: Карел Цудлин

Фото: Карел Цудлин

Здесь почти нет дежурных достопримечательностей и открыточных видов, но много экзотики, необычной для европейца: православные паломники на крестном ходу, остатки лагерных бараков в дикой тайге, Бурятия – азиатское сердце русской Сибири, просторы, молчаливо растворяющие в себе следы хозяйственной (и бесхозяйственной) деятельности. Но больше всего здесь повседневности – обычных безымянных людей, их открытой человеческой сущности, их отношений с природой и друг с другом – семейных, дружеских, любовных. Они живут, не позируя, не замечая объектива – потому, наверное, взгляд, преломленный набором линз, остается живым и добрым, как взгляд брата.

Фото: Лубомир Котек

Фото: Лубомир Котек

Вот бородатый дядька в тулупе вдохновенно играет на гармошке, разливается, шагая в толпе озабоченных пассажиров по перрону заснеженной станции.

Вот спешившийся всадник нагнулся и пьет воду из реки бок о бок со своим конем. Чистая, должно быть, их река.

Вот хозяйственный мужик несет ведра на коромысле с таким достоинством, что никому не придет в голову пожалеть его за бедность, простоту быта.

Мать и отец ведут ребенка в угрюмый ад рудничного поселка. Да нет, почему в ад? Просто счастливая семья возвращается домой.

Печной дымок над одинокой избушкой стелется  в горах параллельно облакам.

Мальчишки с восторгом несутся по воде за катером, держась за прицепленные к корме веревки. Опасно и весело.

Первый парень на деревне пленяет барышень гитарой и велосипедом.

Девочки-подростки застыли в беге, невесомые как виллисы, на каких-то индустриальных задворках.

Это Россия? Или, может быть, Чехия, Америка, Бразилия, Австралия? У этих сцен на самом деле нет места и почти нет времени.

Ленинградский неформал с отчаянным ирокезом на голове кружит по комнате девушку точно так же, как делал, делает и будет делать это его ровесник в Праге, в Нью-Йорке – далее везде.

Эти снимки безупречны и тем красивы. Их главная тема – свобода. Специфически русская ипостась свободы – обилие пространства вверху, внизу, со всех сторон. Но пространство без человека – бессмысленная пустота. Свободы без человека не существует, человек порождает ее, потому что она – в нем, в его духе. Чешские фотографы снимают в России свободных людей.