- 156 -

СЛОВО ОБ АВТОРЕ

 

ОНИ ПОБЕДИЛИ - ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ

 

Эту книгу я читала-перечитывала задолго до её выхода. И каждый раз с таким волнением, что кричать хотелось. Как же можно было пережить всё это человеку? Немыслимые страдания, унижение, попрание достоинства. И при этом - сохранить доброту, жизнелюбие, веру, надежду, любовь?

Ответ приходил сам собой. Автора, Марко Марковича Гавриша, знаю давно. Интеллигентного, скромного, мудрого, в женском понимании — рыцаря, из тех редких людей, которые имеют полное право сказать: «Честь имею!» Вот уж поистине, каким он был, таким остался.

Молодой лейтенант, контуженным взятый в плен в начале Великой Отечественной, не сдался. Он бежал из концлагеря, его ловили и возвращали на новые муки. Он был среди тех, кто организовывал сопротивление и участвовал в нём.

Читаешь и представляешь: бараки за колючей проволокой, голод такой, что не каждый в силах остаться человеком, рабский труд. До сих пор плечи помнят тяжесть неподъёмных шпал. Их надо носить и носить - а тело - кожа да кости - на будущее железнодорожное полотно. Изо дня в день, под дулами автоматов, под злобный лай овчарок. Упадёшь - пристрелят...

Он выстоял. Выстоял гораздо больше, чем не упал. Дух его был выше всего вермахта, всей сначала фашистской машины уничтожения человека, а потом и сталинской. Причем, сталинская оказалась еще более жестокой, чем гитлеровская, и была ужаснее тем, что своя. В ГУЛАГе, на Севере, в мороз под пятьдесят градусов вчерашних победителей выгоняли на работу. Их ждали шурфы-могилы. Он выжил и там.

Прочитайте его книгу — и вы поймете, чего стоило остаться человеком на грани жизни и смерти. Вы почувствуете, как это жутко, когда страх становится собственной тенью на так называемой свободе: вот подъедет чёрный воронок (может, и машина с надписью «Хлеб»), вот заберут...

 

- 157 -

Я почувствовала - и стала вспоминать своё раннее детство, предвоенное. Мы жили в центре Ростова-на-Дону, на главной улице - Энгельса (теперь она по-старому называется Большой Садовой) в доме связистов.

Он строился в тридцатые по образцу домов нового быта: двери наших квартир выходили в один довольно широкий, длинный коридор. Мы, дети, бегали по нему, играли в нём, самой любимой была игра в мяч. Большой красный мяч с бело-синими полосками посередине принадлежал двум маленьким сестричкам, дочкам большого начальника. Однажды ночью воз проснулись от топота сапог, хлопанья дверьми и громких голосов. Но в коридор никто не вышел. А наутро мы увидели распахнутые двери пустой квартиры «большого начальника», и только большой красный мяч с бело-синими полосочками посредине сиротливо покоился в коридоре. Всем нам, детям, родители сказали, почему-то шёпотом: Никогда не спрашивайте, где эта семья. Они уехали в отпуск. Так мы никогда и не узнали, почему из отпуска никто не вернулся. В квартиру поселили других людей, соседи к ним не заходили. А папа мой, работавший в областном управлении связи, в то время ложился спать одетым. Почему-то...

Когда знаешь человека, который написал книгу, ему не просто сопереживаешь - с ним делишь его горести и радости. Марко Маркович так написал свои записки узника XX века, что почти физически ощущаешь тот страх, который десятилетиями (!) коверкал жизнь целого народа. Ведь именно из-за страха навредить близким вернувшийся в Москву после Победы Марко Гавриш ушёл из семьи дяди, работавшего в Доме правительства. А много лет спустя брат всё-таки бросил ему горькое: «Ты, со своими лагерями, испортил мне всю карьеру!» Брат служил в органах... Это не вошло в документальную повесть, но за рамки души не вынесешь, как за рамки книги. Не стал он писать и о том, что на долгожданной их свадьбе с любимой Шурочкой, на Колыме, песен не пели — чтоб никто не слышал, хотя был уже реабилитирован и освобождён. А о просчётах командования, о причинах нашего отступления в начале войны боевые офицеры - даже между собой — заговорили только во время хрущевской оттепели.

Книга Марко Гавриша называется необычно – «Позови меня в день скорби». Многое объясняет эпиграф: «И тогда Господь сказал: Позови меня в день скорби и Я избавлю тебя от зла и ты прославишь Меня». (Апостол Павел). Объясняет многое, да не всё. На протяжении повести, в самые тяжелые минуты, когда уже не было ни сил, ни надежды на жизнь и разобраться, сон это или явь, автору, а значит - герою являлась Незнакомка, и он слышал её голос: «Молись. Ты вернёшься домой...» Он верил ей, поверил, что спасла его Матерь Божия.

В унисон «Позови меня...» звучит название другой книги – «Это мы, Господи, пред Тобою...» Евгении Польской. Беру в руки дорогой

 

- 158 -

мне дар: уже непослушной рукой Евгения Борисовна сделала трогательную надпись, хватило сил у неё переписать стихи из дневника Лидии Чуковской. А на обложке - снимок памятной доски, Париж, кладбище Сен-Женевьев де Буа: «Жертвам выдачи июня 1945 г. на Драве и Лиенце погибших: 37 генералов, 2605 офицеров и 29.000 казаков. Вечная им память». Это свидетельство послевоенной трагедии казачества. Евгения Борисовна Польская, наша землячка, известный журналист и краевед, раскрыла страницу этой трагедии кок активная участница и одна из организаторов вооружённого сопротивления казаков июня 1945 года против насильственной их выдачи англичанами в руки большевиков. Судьба этих казаков печальна - но всё равно жизнеутверждающа — и книга: в ней практически впервые рассказано об успехах советских лагерей и принудительных поселений, которые испытали женщины, и дети, выданные англичанами. Автор была в их числе.

Я недаром вспомнила эту книгу: с «Позови меня...» у них общая история. Оба автора прошли все круги Дантова ада, оба писали в стол, не надеясь на публикацию. И оба — опубликованы! Люди одного поколения, которых, как и многие тысячи их ровесников, пытались стереть в лагерную пыль, пережили ужас ГУЛАГа, остались людьми с большой буквы, оставили потомкам книги, подтвердив: «Рукописи не горят...» Они донесли до детей, внуков, правнуков правду жизни дедов, отцов и матерей, страны.

Низко кланяемся за эту выстраданную правду, за мужество, честность, достоинство. За то, что такие книги, как «Позови меня в день скорби» Марко Гавриша, утверждают победу добра над злом и помогают нам верить, надеяться, любить.

 

Нина ОСТРОВСКАЯ,

заслуженный работник культуры России.