- 127 -

5. ПОДРУЧНЫЙ САТЕЛЯ

Второй эпизод — диплом. Темой его я выбрал технологию изготовления нового авиадвигателя.* Занимаясь, увидел, что лучшим методом обработки лопастей турбины окажется так называемый метод гидрошлифовки, разработанный бельгийским профессором Сателем. По сути дела я ввел в технологическую цепочку новый станок, который резко сокращал расходы, время, труд и улучшал качество лопастей. Представил проект на кафедру, и вдруг мне осторожно, поначалу деликатно, заявляют, что все, мол, хорошо, только от гидро-

 


* Снова оговариваюсь, что так мне помнится. Тема, возможно, формулировалась по-другому — точно помню, что связана она с технологией авиастроения.

- 128 -

шлифовки следует отказаться. Как? Зачем? «Ну, а на что вам нужна эта гидрошлифовка?» Но я-то вижу, что это лучший метод, и ничего не понимаю в их позиции! Отказываюсь переделывать. Тогда со мной говорят уже по-другому: если не выбросите из проекта гидрошлифовку, то диплома не получите. Выдадим на руки справку, что прослушали курс института, и все. (Есть, оказывается, такая форма репрессий.). Нет, говорю, не выброшу, и если диплом зарубите, обращусь в Москву, к министру высшего образования, — пусть создает комиссию из представителей других вузов... Те и решат, прав я или нет! И сразу все переменилось: «Да нет, зачем так, представляйте диплом к защите». И защита прошла быстро, беспрепятственно. Помню, жалко было труда, затраченного на подготовку и вычерчивание чертежей, никого они не интересовали, мне практически без обсуждения поставили «отлично». Уже потом я узнал, что у нашей кафедры шла война с московским Высшим Техническим Училищем имени Баумана из-за гидрошлифовки: баумановцы ее защищали, наши — отрицали. Я со своим дипломом нечаянно влез в круговерть спора.