- 133 -

1. Показания 15.9.30 г.

 

С 1918 по 1923 г. я окончил 1-й МГУ по отделению внешних сношений, одновременно учился в ГИСе. По окончании университета поступил на службу в Наркомвнешторг в отдел внешней торговой политики, откуда был переведен консультантом ДПУ, где и состоял до февраля 1930 г. Работал по сектору англо-романских стран. Одновременно принимал участие в работах Института экономических исследований Наркомфина. Всесоюзной западной торговой палаты. Одновременно работал преподавателем Комуниверситета нацменьшинств Запада, Свердловского университета (внештатно), различных курсов и принимал участие в работе ГАХНа.

Считаю, что в настоящее время диктатура пролетариата является единственной возможной формой действительной борьбы против капиталистического мира. В области идеологической идея безвластного общества представляется мне наиболее прекрасной идеей, к которой должно стремиться человечество. Что касается мистического анархизма, то этот термин не несет для меня в себе полной ясности. Идея внутреннего преображения человека представляется крайне заманчивой, но пути организованного проведения в жизнь этой идеи не являются, по моему мнению, достаточно четкими. В беседе, которую мне пришлось иметь с СОЛОНОВИЧЕМ, он высказывал ту мысль, что общество может быть реорганизовано в результате духовного преображения масс и соответствующего воспитания человека. Приходилось разговаривать с ЛАНГОМ об анархизме, и его концепция представилась мне похожей в общих чертах на концепцию СОЛО-

 

- 134 -

НОВИЧА. С ЛАНГОМ я познакомился у НИКИТИНЫХ. Что касается Леонида Александровича НИКИТИНА, то, насколько мне известно, он не анархист, но интересуется анархистскими взглядами. Я бывал у НИКИТИНЫХ, был также и на так называемых «пятницах». Эти «пятницы» представляли собой свободный день НИКИТИНЫХ (жена НИКИТИНА очень уставала от гостей), открытый для, их знакомых. Кажется, в течение некоторого времени на двери их квартиры висела записка о том, что они бывают по пятницам вечером дома. ТАРАБУКИНА я знаю очень мало, встречался в ГАХНе и у НИКИТИНЫХ.

У НИКИТИНЫХ бывали чтения стихов, музыка, иногда чтение Леонидом Александровичем своих произведений. На стене у них висели различные картины, фотографии, в том числе припоминается вещица, представлявшая собою на черном фоне меч или кинжал белого цвета. Мне известно, что у НИКИТИНЫХ раза два пела моя жена, Елена Аполлинариевна, играли разные лица, в том числе Ирина ПОКРОВСКАЯ.

А. Поль

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 6, лл. 369-369 об.]

 

2. Показания 19.9.30 г.

 

НИКИТИНЫ. У НИКИТИНЫХ я бывал в последние годы довольно часто. Познакомился я с НИКИТИНЫМ в Щукинской галерее, во время художественной экскурсии лет шесть тому назад. После этого познакомился также с его женой и стал довольно часто бывать у них, преимущественно в связи с моей дружбой с Верой Робертовной НИКИТИНОЙ (женой Леонида Александровича). В связи с очень слабым здоровьем Веры Робертовны (порок сердца) иногда в течение полугода и больше подряд она оставалась в постели, и у них почти никого не бывало, кроме близких людей. Большую часть времени семья НИКИТИНЫХ материально нуждалась в связи

 

- 135 -

с малым заработком Леонида Александровича. В их семье часто бывала сестра Леонида Александровича, Нина Александровна НИКИТИНА, а также их добрая знакомая, Ирина ПОКРОВСКАЯ, рояль которой (кажется) находился у НИКИТИНЫХ, и она приходила туда заниматься. Мировоззрение Л.А. НИКИТИНА было, насколько мне известно, ближе всего к анархическому, но его основные интересы сосредоточивались в области искусства, как теории, так и практики (Леонид Александрович является хорошим художником).

СМИРНОВЫ. Со СМИРНОВЫМ Евгением Николаевичем я познакомился лет десять тому назад в Государственном Институте Слова, где он вместе со мной учился в качестве студента на декламационном отделении. СМИРНОВ работал в Госплане, а в настоящее время состоит местным работником и преподавателем Промакадемии. Позже я сталкивался со СМИРНОВЫМ в ГАХНе и в некоторых высших учебных заведениях, где мы вместе преподавали и работали. Бывал у него довольно редко (раза два-три в год). Насколько мне известно, у Е.Н.СМИРНОВА наибольший интерес сосредоточивается в области статистических наук. По своему происхождению Е.Н.СМИРНОВ связан с церковным православным миром.

ИВАКИНСКАЯ Гали Евгеньевна. Познакомился с ней, как и со СМИРНОВЫМ, в ГИСе на декламационном отделении лет десять тому назад. Встречался с ней все время очень мало, только в ГАХНе, где она в настоящее время состоит секретарем Секции Живого Слова. Кроме того, мне известно, что она работает в качестве артистки в Детском театре и выступает в концертах. Не помню, встречался ли я с ИВАКИНСКОЙ у СМИРНОВА, думаю, что это могло иметь место, т.к. у СМИРНОВЫХ часто бывали несколько лет назад вечеринки всех студентов ГИСа и образовавшейся впоследствии из выпускников — Лаборатории и Мастерской Живого Слова. О мировоззрении ИВАКИНСКОЙ ничего сказать не могу, т.к. встречался с ней не близко.

 

- 136 -

ГИРШФЕЛЬД Феликс, работал в секторе мирового хозяйства Госплана. Не помню, встречался ли я с ним только там или же и у НИКИТИНЫХ также. Знаю его мало. Не помню точно, где с ним познакомился.

СМЫШЛЯЕВ Валентин Сергеевич. Познакомился с ним в связи с работой его (проверочной) в Лаборатории Живого Слова при ГАХНе. Был однажды у него на дому. Знаю про его хорошие отношения с НИКИТИНЫМ. Насколько мне известно, в тех постановках, где СМЫШЛЯЕВ был режиссером, НИКИТИН несколько раз работал в качестве художника. Про мировоззрение СМЫШЛЯЕВА ничего сказать не могу.

КОРОЛЬКОВ Павел Ефимович. Познакомился с ним лет восемь тому назад в ГИСе, где КОРОЛЬКОВ был на литературном отделении, изредка встречался с ним в связи с книжными вопросами в библиотеке КУТВа. КОРОЛЬКОВ работает по книжному и библиотечному делу. Иногда в течение последних лет заходил в магазин, где он работал, для покупки книг.

ЛЕОНТЬЕВ. Познакомился с ним в ГАХНе, на заседании Комиссии Живого Слова; кажется, встречал его несколько лет назад у НИКИТИНЫХ.

ДЕЙКУН. Слышал о ней как об артистке Художественного театра. Не помню, чтобы встречал ее когда-либо.

БАРКОВ, Насколько мне известно, муж Г.Е.ИВАКИНСКОЙ. Встречал его на вечеринках ГИСа.

ЛЮБИМОВА. Познакомился с ней у КОРОЛЬКОВА в библиотеке КУТВа несколько лет назад. Она, как и КОРОЛЬКОВ, работала по книжному делу. Насколько мне известно, ее мировоззрение анархического порядка. Несколько лет назад ЛЮБИМОВА была у меня, приносила мне некоторые книги востоковедного характера.

АДАМОВА Елена Георгиевна. Познакомился с ней в ГИСе. Там АДАМОВА работала преподавательницей, а затем и деканом отделения рассказывания. Специалистка по дошкольной работе, рассказыванию и научная работница. О мировоззрении ее ничего сказать не могу.

 

- 137 -

ЗАВАДСКИЙ Юрий Александрович. Познакомился с ним рад лет тому назад в ГИСе, где ЗАВАДСКИЙ вел кружок на декламационном отделении. Однажды видел его у НИКИТИНЫХ. Последние пять-шесть лет встречаю только в театрах и на улице.

ВОДОВОЗОВ Николай Васильевич. Встречался с ним в ГИСе, где он работал в качестве студента. Известно мне про его литературные работы. Встречался с ним редко. В настоящее время мы с ним вместе работаем в одном из учебных заведений.

А Поль

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т.6, лл. 372-373.]

 

3. Показания 21.9.30 г.

 

Сообщаю, что я состоял в рыцарском «Ордене Света» приблизительно с осени 1924 г. до конца 1927 г., причем я принимал участие в собраниях Ордена, ведя в нем работу. Орден представлял из себя мистическую организацию, ставящую своей задачей сообщением легенд способствовать внутреннему перерождению и духовному подъему рыцарей. Орден представлял самую широкую свободу всем входящим в него членам в смысле их убеждений и жизни (совершенно ее не затрагивая). В него не было входа лишь членам ВКП(б) и членам белогвардейских организаций, равно как и монархистам (последнее не твердо). О существовании «Храма Искусств» мне было известно, но активной работы я в нем не вел. О структуре, работе, рыцарях, знаках, людях, связанных с Орденом и известных мне, я дать сведений не могу, т.к. мною было дано слово хранить это в тайне. Никаких клятв, тем более связанных с угрозой, я никогда не давал, и это вообще не было в духе Ордена.

НЕДОВИЧ, профессор. Встречал его в ГАХНе и раза два у НИКИТИНЫХ.

 

- 138 -

АРЕНСКИЙ, писатель. Познакомился с ним в 1924г. или 1925 на Кавказском побережье. Иногда встречал у НИКИТИНЫХ.

ТУТА. Фамилии не помню*. Встречал ее у НИКИТИНЫХ. Молоденькая барышня, поёт.

САМАРСКИЕ, Елена и ее сестра. Сестра Елены** замужем за братом Веры Робертовны***. Изредка встречал их у НИКИТИНЫХ лет пять тому назад

СМИРНОВ Евгений Николаевич. На квартире СМИРНОВА я бывал неоднократно в течение десяти лет нашего знакомства.

А. Поль

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т.6, л.3772]

 

4. Показания 25.9.30 г.

 

Считаю, что рыцарский Орден носил не контрреволюционный характер, являясь мистической организацией, в которой политическая установка как таковая вообще отсутствовала. Наш, и мой в частности, интерес сосредоточивался исключительно на восприятии легенд и их внутренней переработке. Насколько мне известно, руководство организацией в четкой форме вообще отсутствовало и анархическая струя, пробивавшаяся в этой организации, мне кажется, захватывала далеко не всех ее членов. Я, со своей стороны, считаю попытки какой бы то ни было борьбы с советской властью недопустимыми. Ни одного раза при мне не возникали и не обсуждались при встречах членов Ордена вопросы о том, как надлежит захватывать влияние в тех или других учреждениях и, тем более, срывать их работу.

 


* Савранская Татьяна Леонидовна. — А.Н.

** Ланг Виктория Григорьевна. — А.Н.

*** Ланг Юрий Робертович. — А.Н.

- 139 -

Целью данной организации является, по моему мнению, внутреннее перевоспитание человека (создание духовно свободного человека). Возникновение этой организации связано, по моим выводам, с возвращением в Россию КАРЕЛИНА, который был (вероятно) много длт назад посвящен за границей в Орден и принес его структуру и легенды в Россию. Легенды эти передаются из уст в уста и представляют собой очень древние (как нам говорилось) материалы мистического содержания.

Мне известно о существовании «Храма Искусств», имевшего своей целью, насколько я слышал, объединить работников искусства, имеющих мистические настроения, и внутренне воспитывать их в орденском духе. О состоянии моей жены в «Храме Искусств» мне ничего не известно. Об организациях этих я с ней не говорил. Я состоял в 3-й степени «Ордена Света».

А Поль

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т.6, л.379]

 

5. Показания 29.9.30 г.

 

В конце 1924 г. или в самом начале 1925 г. я подошел к Ордену и вскоре был посвящен. Перед посвящением мне было сказано, что Орден ставит своей задачей духовное перерождение человека, который должен быть благородным и противиться всякой неправде. Мне было сказано, что я имею полную свободу в любое время отойти от Ордена с единственным условием сохранения всего дела в тайне. При посвящении была рассказана легенда о древнем Египте, и само посвящение сопровождалось обращением посвящающего к посвящаемому с призывом к его гордости и мужеству, причем посвящавший предлагал встать и поздравить нового рыцаря с посвящением. При этом он слегка ударял его по плечу. При моем посвящении были трое, присутствие женщины по нормальному ритуалу (мне говорили) желательно, но не обязательно.

 

- 140 -

После рассказывания легенды задавались вопросы по существу ее, причем посвящавший давал на эти вопросы ответы. На этом оканчивалось собрание. Следующие собрания или встречи происходили в разные отрезки времени, причем разделялись на собрания мистические и деловые. На первых рассказывались легенды, на вторых, которых было очень мало (по 1 или 2 на степень), шел разговор о самообразовании, расширении кругозора и т.д. Через известный срок (после рассказа установленного количества легенд — трех или четырех) происходил перевод во 2-ю степень, при котором произносилась формула перевода (не помню слов) и снова рассказывалась легенда. На 2-й степени сохранялся тот же порядок прохождения, что и на 1-й (только легенд рассказывалось меньше), после чего происходил перевод в 3-ю степень. Посвящения из 1-й степени во 2-ю или 3-ю отнюдь не давали права ведения своих групп (отрядов). Вскоре после перехода на 3-вд степень я перестал бывать на вечерах. При посвящении каждому давалась восьмиконечная звезда, что как бы символизировало надзвездный мир восьми измерений.

Была полная разъединенность между группами, и в каждой группе рыцари знали только своих членов, не вступая в общение с другими группами.

Мне приходилось слышать ряд легенд, совершенно не имеющих связи с исторической жизнью и берущих свои темы в области далекой фантазии. Легенды эти очень красивы и литературно построены, но между ними нет никакой связи и зависимости. Говорилось, что они очень древнего происхождения и передаются из уст в уста. Знаком Ордена было приветствие друг друга путем сложения рук на груди в форме креста. Когда входил новый рыцарь в комнату, то другие рыцари складывали руки на груди, приветствуя его. Роза белого цвета, с которой старший рыцарь приходил на собрание, представляла собой символ любви и бесконечности.

 

- 141 -

До моего посвящения со мной было несколько бесед на тему о духовной жизни, о мистике, о красоте, об искусстве. После этих бесед мне было предложено вступить в рыцарский Орден, который мог дать удовлетворение моим исканиям в указанных областях. Вскоре после этого предложения я и был посвящен. Был также разговор, в котором мне почувствовалась анархическая струя. В то время, однако, у меня не было к ней отрицательного отношения. Мне говорили, что «Орден Света» имеет семь степеней, причем на переход из степени в степень нужно было приблизительно около одного года.

Орден, по моим выводам, делится на группы, в которых имеется от одного до десяти членов.

Книга СОЛОНОВИЧА «Бакунин и культ Иальдо-баофа» ранее мне не была известна. С содержанием прочтенных мне выдержек никак не могу согласиться. Страшно и дико ставить в один ряд Иоанна Грозного, Торквемаду и Ленина или утверждать, что революция кончилась Кронштадтским восстанием, а не углубляется в настоящее время.

А. Поль

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т.6, л.379-380]

 

6. Показания 1.10.30 г.

 

Насколько я помню, в легенде об Атлантиде говорилось о прекрасных и мудрых людях, живших неизмеримо давно и установивших в своей жизни начала любви, добра и полного равенства. Они вступали в контакт с остальным населением Земли (также несоизмеримо давно), которое страдало в атмосфере ненависти, злобы и хаоса. Боролись они с этой атмосферой путем внедрения в жизнь возвышенных, философских систем и учений и развитием техники.

 

- 142 -

Вопросы о власти (насколько мне известно) не подлежали обсуждению на орденских встречах. Установка в этом смысле отсутствовала, хотя общий тон материалов был, пожалуй, проникнут настроениями безвластного общества. При проявлении интереса к принципиальным социально-тактическим вопросам следовал ответ, что на эти вопросы надо искать ответы вне Ордена, в том числе в анархической и другой литературе.

Хаос, разлитый в мире, проникает в отдельных лиц в виде ненависти, злобы и проч. Духовное совершенствование в орденском духе ставило своей задачей борьбу с хаотической неорганизованностью каждого индивидуума. Преодолевая хаос в своей душе, человек становится выше и лучше.

Что касается современных социально-политических моментов, то они никогда не обсуждались в моем присутствии на рыцарских встречах. Говорилось, что при интересе к этим вопросам можно обратиться к соответствующей литературе, в том числе анархической. Говорилось, что анархическую точку зрения можно получить с достаточной полнотой в Музее Кропоткина. Что касается лично меня, то я был в Музее Кропоткина всего раз в жизни. Был я там на похоронах КАРЕЛИНА.

Отвечать на вопрос, присутствовал ли я в качестве старшего рыцаря на квартире СМИРНОВА вместе со СМЫШЛЯЕВЫМ и НИКИТИНЫМ при посвящении в рыцари ИВАКИНСКОЙ, БЛАГОНРАВОВА и других, я отказываюсь в связи с тем, что не считаю для себя возможным по нравственным соображениям вообще касаться вопроса об именах лиц, которым приписывается участие в Ордене, т.к. мною было дано слово этого не делать даже в случае отхода от орденской организации.

Тайный характер Ордена объясняется мною тем, что разрешение на существование рыцарского Ордена не могло быть дано властями (как я думаю), которые, вероятно, рассматривали бы его как пережиток Средневековья, дикий в современных условиях. Я согласился вступить в Орден в свое время по тем соображениям,

 

- 143 -

что мне было сообщено, что услышать прекрасные И мудрые легенды можно лишь при условии вступления в Орден. У меня был в то время интерес к мистическим вопросам, который соединялся с личным доверием к человеку, предлагавшему мне вступить в Орден. Орден, по моему мнению, не отрицал религиозного начала и чувства в человеке, но относился отрицательно к церкви. Основой Ордена были легенды и ритуал, а установки общие вообще отсутствовали, и рассказывающий легенды обычно указывал при ответах на любые вопросы, что это есть его мнение, а остальные вольны думать, как хотят.

На вопрос о том, слушал ли я легенды, рассказываемые НИКИТИНЫМ, я отвечать отказываюсь.

В настоящее время я считаю, что Орден не разрешил поставленных задач духовного перерождения человека, и поэтому я, также и в связи с изменением у меня общих взглядов, считаю его бесполезным и напрасным. В настоящее время мои интересы сосредоточиваются в области реальной жизни и строительства социализма.

А Поль

[ЦА ФСБ РФ, т.6, лл.380-380 об]

 

7. Показания 9.10.30 г.

 

Мне известно о существовании библиотеки, составленной из книг общенаучного и беллетристического характера; в числе этих книг, насколько мне известно, имелись книги анархического и мистического характера. Никогда не слышал, чтобы эта библиотека именовалась «орденской» или непосредственно связывалась с «Орденом Света». Не помню, чтобы мне приходилось пользоваться этой библиотекой, которая имела свои каталоги, которые я имел случай просматривать.

 

- 144 -

О существовании «Черного Креста» как организации помощи заключенным анархистам мне известно, я не слыхал, однако, о связи «Черного Креста» с Орденом и о помощи Ордена «Черному Кресту» денежными средствами. Слышал я о существовании переплетной мастерской у кого-то из знакомых. О связи мастерской с Орденом — не слышал.

Мне была прочтена следователем выдержка из документа одного из рыцарей с призывом к вооруженному восстанию*. Никогда об этом документе не слышал и считаю мнение этого рыцаря резко индивидуальным, не имеющим общего с Орденом. Резко восстаю против этого документа.

А. Поль

[ЦА ФСБ РФ, т.б, л.388]

 

8. Показания 15.11.30 г.

 

Осенью 1924 г. я познакомился с Леонидом Александровичем НИКИТИНЫМ и вскоре стал бывать у НИКИТИНЫХ. Мы много беседовали на темы об искусстве и вскоре перешли на темы, имеющие связь с мистикой. После ряда разговоров по этим вопросам, а также по вопросам о связи между искусством и мистикой и мистическим воздействием искусства на человеческую психологию, Леонид Александрович рассказал мне о возможности ближе подойти к работе в этой области. Однажды, взяв с меня слово хранить в тайне все им сказанное, Леонид Александрович предложил мне вступить в рыцарский «Орден Света», причем указал на то, что материалы этого Ордена высокой мистической ценности и что они имеют своим источником глубокую древность. При этом он сказал, что ответ я могу дать в следующий раз, если он будет положительным. При новой встрече я

 


* Листовка, обнаруженная при обыске у И.Н.Иловайской (Уйттенховен). — А.Н.

- 145 -

согласился вступить в Орден, интересуясь в ту эпоху проблемами мистики. При этом должен сказать, что никогда не был особенно верующим и, тем более, церковным человеком, и что к вопросам религии я относился всегда с большой долей скептицизма. В предложении Леонида Александровича меня заинтересовала главным образом древность мистики, имеющейся в распоряжении Ордена.

В конце 1924г. я был НИКИТИНЫМ посвящен в рыцари, причем посвящение происходило на его квартире, и при нем принимала участие Вера Александровна ЗАВАДСКАЯ; несколько позже подошла Вера Робертовна НИКИТИНА, присутствовавшая при рассказе первой легенды*.

Первую половину 1925г. я прослушал несколько легенд (кажется, две), причем рассказывал их всегда Леонид Александрович (Вера Робертовна ничего не знает), иногда в присутствии Веры Робертовны. Осенью 1925 г. Леонид Александрович предложил мне перестать быть рыцарем-одиночкой и вступить в созданный им отряд. Посвящение новых рыцарей в этот отряд происходило на квартире СМИРНОВА осенью 1925 г., и я присутствовал при этом посвящении вместе со старшими рыцарями, СМЫШЛЯЕВЫМ и НИКИТИНЫМ, а также вновь посвящаемыми — СМИРНОВЫМ, ШИШКО, ГИРШФЕЛЬДОМ, ИВАКИНСКОЙ, ЛЕОНТЬЕВЫМ, ДЕЙКУН и БЛАГОНРАВОВЫМ. При посвящении (равно как и в случае со мной) посвящающий рыцарь

 


* Здесь и в последующих своих показаниях А.С.Поль и Е.А.Поль, как она рассказывала мне сама, пытались выгородить П.А. Аренского, действительного руководителя «Храма Искусств», еще не разошедшегося с В.А. Завадской, которая умерла весной 1930г., и сконцентрировать все внимание следствия на моем отце, который, как они справедливо полагали, в то время был далеко от Москвы, и был арестован только неделю спустя. Таким образом, все, что далее А.С.Поль сообщает о своем посвящении и занятиях, связано с П.А.Аренским (см. показания А.С.Поля 3.1.31 г. и соответствующие показания Е.А.Поль). Руководителем кружка, в котором находился А.С.Поль, Л.А.Никитин стал не ранее конца 1925 г., когда Аренский уехал из квартиры Завадских в Мансуровском переулке и орденские занятия там прекратились. — А.Н

- 146 -

ударял по плечу вновь посвящаемого, сидящего в это время (ранее посвященные стояли), и говорил при этом формулу посвящения, сущность которой сводилась к следующему: будьте смелы, мужественны, здесь веет дух Ордена, проникайтесь его светом, храните его тайну! Тогда вновь посвящаемый вставал, и НИКИТИН поздравлял его со вступлением в Орден. После этого рассказывалась первая орденская легенда о древнем Египте.

Остаться во вновь созданном НИКИТИНЫМ отряде мне не удалось, т.к. время собраний этого отряда в значительной части зависело, по словам Леонида Александровича, от занятости в спектаклях ДЕЙКУН, БЛАГОНРАВОВА и ИВАКИНСКОЙ. Между тем мои вечера были в большой степени загружены лекциями и заседаниями, и мне было крайне трудно приноравливаться ко времени их собраний. Поэтому мне пришлось вернуться к положению одиночки. При этом ко мне примкнула Вера Робертовна, и нам обоим, как самостоятельному отряду, Леонид Александрович стал рассказывать легенды. Через некоторое время я вместе с Верой Робертовной был переведен во 2-ю степень. Нужно при этом заметить, что на каждой нашей орденской встрече с НИКИТИНЫМ рассказывались легенды. Раза два Леонид Александрович говорил со мною на темы о понимании рыцарской мистики, о ее значении в духовном перевоспитании человека и о значении легенд как поднимающих общий тонус человеческой психики. Кроме того, у нас было однажды так называемое ритуальное собрание, на котором кроме легенды были произнесены полагающиеся на этот случай ритуальные слова, содержания которых я не могу припомнить. Затем было нечто вроде ужина и чая (на столе должны были по ритуалу стоять цветы), так называемая «рыцарская трапеза». На ней присутствовала, кроме Леонида Александровича и меня, также Вера Робертовна.

Зимой 1926г. Леонид Александрович сказал мне, что мною закончена 2-я степень Ордена и что я могу считать себя перешедшим на 3-ю степень. Формального перевода при этом не было. Должен

 

- 147 -

заметить категорически, что перевод из степени в степень не давал (мне, по крайней мере, не известно) никаких прав (разве что право иметь розу, что начиналось со 2-й степени).

Наши встречи на почве рыцарского общения с Леонидом Александровичем стали происходить в 1926 г. все реже и реже, отчасти вследствие сердечной болезни Веры Робертовны, отчасти вследствие моей большой занятости и упадка интереса к рыцарской мистике. В конце 1926 г. я перестал посещать встречи орденского характера, и наши отношения отошли от рыцарской почвы. В настоящее время я рассматриваю тот период, когда я состоял в Ордене и интересовался его мистикой, отошедшим в прошлое, далекое ныне для меня.

Считаю, что Орден не оправдал свою задачу духовного перерождения человека и что легенды его, иногда, правда, очень искусно построенные, наносят ущерб здравомыслящему человеку, уводят его в облака, отрывают от действительной здоровой жизни и тем наносят ущерб его общественно полезной работе.

Что касается идеологической деятельности, смежной с орденской и связанной с его идеологией, то я такой деятельности не вел. Мне известна была, однако, организация «Храм Искусств», и я читал некоторые ее материалы, проникнутые орденской мистикой. «Храм Искусств» связывал в своей работе деятелей искусства в различных областях и объединял их мистически. Нужно вообще тут заметить, что, по моим наблюдениям, основная деятельность «Ордена Света» лежала в сфере искусства, что объясняется, по-видимому, тем обстоятельством, что образная форма построения легенд наиболее доступно воспринимается деятелями искусства.

Из кружков, связанных с Орденом, я не вел никогда ни одного*. Однако мне пришлось по просьбе Нины Александровны НИКИТИНОЙ или же Николая Робертовича ЛАНГА провести несколько (кажется, три или четыре) лекции на тему истории культуры. Лекции эти я прочел на квартире ЛАНГОВ на

 


* См. показания А.С. Поля 3.1.31 г. — А.Н.

- 148 -

Немецкой улице, и на них присутствовало человек шесть-семь молодежи, среди которых припоминаю Лелю САМАРСКУЮ, Володю СНО, Марусю* (родственницу НИКИТИНЫХ).

По вопросу о рыцарях, участвовавших в концертах, имеющих благотворительное значение и связанных с Орденом, точных данных дать не могу, т.к. вообще каждый из рыцарей знал только тех людей как рыцарей, с которыми он имел общение на собраниях отряда.

Было абсолютно невозможно спросить и тем более получить ответ, является ли данное лицо рыцарем или нет (Леонид Александрович был весьма суров в этом вопросе). Однако совокупность обстоятельств заставляла меня думать, что в Орден входят из числа лиц, участвовавших в указанных концертах, следующие граждане: САДОВНИКОВ В.И., МАЛЫШЕВА И.М., ОРОЧКО О.Л. (А.А.?—АЯ.), АЗЕЛЬЧЕВСКИЙ (АЗАНЧЕВСКИЙ?— А.Н.). Само собой разумеется, что в этих концертах принимали участие также ИВАКИНСКАЯ, ДЕЙКУН и БЛАГОНРАВОВ.

О СМЫШЛЯЕВЕ могу сказать следующее. Знаком с ним довольно давно и встречал его в ГАХНе, 2-м МХАТе и др. местах. Однако это знакомство было очень поверхностно, и длительных встреч у меня с ним не бывало. Он довольно часто в 1925-26 гг. навещал на короткий срок НИКИТИНЫХ, и у меня создалось впечатление, что он играет в Ордене большую роль, чем ЛА. НИКИТИН. Я не в состоянии указать, кто является в Ордене первым лицом, СОЛОНОВИЧ или СМЫШЛЯЕВ, т.к. у меня нет твердой уверенности в положении их в Ордене. О большем значении СМЫШЛЯЕВА в Ордене, по сравнению с НИКИТИНЫМ, у меня создалось впечатление оттого, что Леонид Александрович, не ответив мне сразу на предложенные раз или два вопросы, сказал, что спросит у СМЫШЛЯЕВА.

 


* Эйхова Мария Викторовна. — А.Н.

- 149 -

АРЕНСКИЙ Павел Антонович. Что касается АРЕНСКОГО, то могу сказать о нем как о человеке глубоких мистических настроений. Он одно время часто бывал у НИКИТИНЫХ и охотно беседовал на темы, связанные с мистикой. Указать точно, был ли он рыцарем, я не могу.

ЗАВАДСКИЙ Юрий Александрович. Знаком я с ЗАВАДСКИМ давно, но не особенно близко и, встречая его почти всегда только в общественных местах, об участии ЗАВАДСКОГО в Ордене ничего сказать не могу, т.к. не знаю. Думаю, что он был связан с «Храмом Искусств». В частности, припоминаю, что в ГИСе он как-то обмолвился фразой о той роли, которую должен сыграть в искусстве Союза «Храм Искусств». Более чем возможно, что это выражение ничего общего не имело с организацией «Храма Искусств». Года два тому назад встретил ЗАВАДСКОГО в кино и поговорил с ним. На меня произвело впечатление, что острый его интерес лежит в области советской тематики в театре.

СМИРНОВ Евгений Николаевич. СМИРНОВА знаю лет десять по ГИСу и ГАХНу. Он состоял в Ордене с 1925 г. Мне приходилось говорить с ним о легендах. Он воспринимал их несколько иначе, чем я и, как мне кажется, другие. Это связано было с его православно-церковными настроениями.

АДАМОВА. Рыцарь ли АДАМОВА — я не знаю. Однако ее рассказы (она по специальности рассказчица) и легенды проникнуты довольно глубоко мистическими настроениями с рыцарской символикой.

ПОЛЬ Елена Аполлинариевна бывала вместе со мной в гостях у НИКИТИНЫХ в обстановке, довольно сильно проникнутой мистической средой. Сама она является человеком малоактивным вообще. Бывала она также у АРЕНСКИХ, поддерживая дружеские отношения с Верой Георгиевной ОРЛОВОЙ.

ЛЯШУК Сергей Романович. С ЛЯШУКОМ я познакомился у НИКИТИНЫХ, где он одно время бывал довольно часто. Вместе с НИКИТИНЫМИ я несколько раз бывал у него и у его жены в гостях.

 

- 150 -

У ЛЯШУКОВ мне пришлось видеть также СОЛОНОВИЧА с его женой. Там я видел еще два-три лица, имен которых я не могу сейчас выяснить БЕМА, КУДРЯВЦЕВА и БРЕНЕВА я не знаю.

Что касается книги об истории русского масонства, подаренной мною НИКИТИНУ, то эта книга была подарена в связи с выраженным им желанием иметь 2-й том этой книги, т.к. он имеет 1-й том. Книга эта была подарена ему в какой-то праздничный день.

А. Поль

[ЦА ФСБ РФ, т.6, дл.390-392]

 

9. Показания 23.11.30 г.

 

Оглядываясь в настоящее время на свои связи с Орденом, я прихожу к выводам, что анархисты гораздо ближе были связаны с ним, чем я предполагал раньше. Хотя на орденских встречах политические вопросы не затрагивались, однако делались указания, что ответы на социально-политические запросы можно получить в Музее им. Кропоткина и в анархической литературе вообще. Анархическая сущность и взгляды ряда лиц, связанных с Орденом, для меня бесспорны. Мне приходилось, в частности, слышать, что мистика орденских легенд несет в себе безвластие. При разговорах с отдельными анархистами, связанными с Орденом, в частности при редких встречах с СОЛОНОВИЧЕМ, я убеждался в их явно антисоветской психологии. НИКИТИН обычно выражал ту мысль, что необходимо найти способы для внедрения анархических идей в искусство. Сталкиваясь преимущественно с представителями мистического анархизма, я слышал мысли о необходимости основного воздействия на человеческую психику в смысле ее перерождения. Теперь могу сказать то, чего не видел раньше, т.е. что хотя политические задачи этой организации ни разу не проявились, однако по существу она является антисоветской. СОЛОНОВИЧ, близко стоявший к ор-

 

- 151 -

ганизации, высказывал антисоветские взгляды, такие же взгляды высказывал и Николай Робертович ЛАНГ, хотя с ним разговоров на политические темы я не вел.

Впрочем, припоминаю один спор на даче в Переделкино, где я оспаривал анархистские установки ДАНГА, заключавшиеся в необходимости антисоветской деятельности путем развития соответствующих кружков. Примерно в 1926 г. я был на квартире СОЛОНОВИЧА и беседовал с ним на тему мистического анархизма. При этом СОЛОНОВИЧ, развивая взгляды о необходимости перестройки человеческой индивидуальности, указал, что одним из важнейших элементов этой перестройки является момент безвластия. Человеческая психика должна, по его мнению, категорически восставать против власти, как проявления тирании. Помню, что при этом он говорил о важности активности самого человека.

Один раз видел СОЛОНОВИЧА с женой у АРЕНСКИХ в большом обществе. Приходилось мне читать лекции СОЛОНОВИЧА (кажется, в 1925 г.). Это был цикл, посвященный критике философии, довольно туманно изложенный. Он был отпечатан на пишущей машинке. В этом цикле давалась резкая, не вполне добросовестная критика марксизма и, несмотря на философский характер этой работы, в ней проскальзывали явно антисоветские моменты. Слышал я также зимой прошлого года в помещении библиотеки Наркомторга от ЛЮБИМОВОЙ о существовании нового цикла лекций СОЛОНОВИЧА, связанных с индусской философией (кажется).

ЛЮБИМОВУ знал немного, считаю ее ярко выраженной и убежденной анархисткой. Кажется, она была тесно связана с СОЛОНОВИЧЕМ.

Что касается ЛЯШУКА Сергея Романовича, то я считаю его разделяющим анархические взгляды . Эти взгляды мне приходилось от него слышать. В частности, я припоминаю, что ЛЯШУК рассказывал о своей совместной общественной деятельности с СОЛОНОВИЧЕМ в МВТУ, где они оба руководили основной ячейкой секции научных работников и имели, таким

 

- 152 -

образом, возможность направлять деятельность этой секции в анархическом направлении. В камере-кладовке 17 кор[пуса? идора?—А.Н.], где я сидел вместе с преподавателем МВТУ по математике СОКОЛОВСКИМ, я слышал от последнего, что он хорошо знает СОЛОНОВИЧА, ЛЯШУКА и их друзей. Он рассказал, что действительно СОЛОНОВИЧ и ЛЯШУК играли большую роль в секции научных работников МВТУ и что за ними иногда шли люди, даже не исповедующие анархических взглядов. СОКОЛОВСКИЙ был арестован по делу (по его словам) Артиллерийского комитета.

Мне известна близкая связь (в 1926г.) СОЛОНОВИЧА с артистом Вахтанговской студии Рубеном Николаевичем СИМОНОВЫМ, который, как мне кажется, придерживался анархо-мистических взглядов.

Считаю, что рыцарский Орден, его мистика и учение объективно являются антисоветскими и служат проводниками анархических идей. Считаю необходимым бороться с этим явлением, а также со всякого рода мистикой и псевдомистическими установками и организациями. Одновременно заявляю, что готов активно бороться со всякого рода проявлениями контрреволюции.

А. Поль

Припоминаю, что намечалась и фактически даже отчасти работала тесно связанная с Орденом организация «Братство Милосердия», в которой принимали участие НИКИТИНА, КОРОЛЬКОВ др.

А. Поль

[ЦА ФСБ РФ, т.6, лл.399-4001]

 

10. Показания 30.11.30 г.

 

КОРОЛЬКОВ Павел Ефимович. Знаю его приблизительно с 1921 или 1922г. по Государственному Институту Слова, где КОРОЛЬКОВ был студентом литературного отделения. Как студент он имел репутацию хорошего, усидчивого работника, не проявляющего, однако, творческого таланта. Мне известно,

 

- 153 -

что по окончании Института он пошел по линии библиотечной и книжной работы и был в течение нескольких лет сотрудником библиотеки КУТВа и, кажется, еще какого-то учреждения, затем работал сотрудником книжного магазина на Тверской. По своим взглядам КОРОЛЬКОВ, по моему мнению, имел склонность всегда к мистике, а по своим политическим убеждениям близок к анархизму. Мне известно о его посещении Кропоткинского музея, знакомстве его с лекциями СОЛОНОВИЧА и вообще с анархическим движением. Кроме того, припоминаю, что он что-то говорил о своих связях с толстовцами. Само собой разумеется, мне известно о его состоянии в рыцарском Ордене с осени 1925г. Мне известно, что КОРОЛЬКОВ, будучи по природе довольно активным человеком, имел различные задания, например: 1) был первым из организаторов и активных участников библиотеки, связанной с Орденом, о которой мне приходилось упоминать в своих показаниях; 2) был организатором и работником переплетной мастерской, причем я слышал, что он предполагал, что эта мастерская должна давать средства к жизни; 3) был связан с молодежью и, вероятно, вел группы, хотя подробно об этом не знаю ничего определенного. В отношении к советской власти КОРОЛЬКОВ, по моему мнению, не проявлял активно враждебного отношения, был человеком малоактивным в связи со своими анархистскими взглядами.

«БРАТСТВО МИЛОСЕРДИЯ». В 1925г. мне стало известно у НИКИТИНЫХ о существовании «Братства Милосердия», которое было организовано в связи с орденской работой. Никакого участия в Братстве я не принимал, но слышал о нем несколько раз. Оно имело своей задачей (формулирую по памяти):

1) помогать любым нуждающимся без того, чтобы об этой помощи было известно им;

2) каждый член Братства, узнав о нужде кого-либо, должен был или сам, или через друзей прийти на помощь лично, медицинской помощью или вещами, не сообщив, откуда эта помощь приходит.

 

- 154 -

Членами Братства могли состоять любые лица но оказывать помощь по просьбе Братства могли также лица, ничего не знающие о существовании Братства. Наиболее активную роль в Братстве играла Вера Робертовна НИКИТИНА, затем КОРОЛЬКОВ, ИВАКИНСКАЯ, ШИШКО, Диодор Дмитриевич* и др., имена которых не помню. Знаю, что медицинскую помощь осуществлял доктор ЛИМЧЕР Леонид Федорович (кажется, врач Кремлевской больницы).

ВЕРА МИХАЙЛОВНА (фамилии не помню)**. Познакомился с нею лет 25 тому назад под Ленинградом на ст. Удельной. Знаю ее очень мало. Встретившись в Москве, возобновили знакомство. Видел, однако, крайне редко. Живет она с сестрой в Замоскворечье (сестра ее — Надежда Михайловна ГРИНЕВИЧ).

СМЫШЛЯЕВ Валентин Сергеевич. С моей точки зрения, его роль в Ордене была весьма значительной, может быть, самая значительная, т.е., возможно, он был самым старшим рыцарем Ордена. Мне никогда не приходилось беседовать с ним на политико-анархические темы, и я не думаю, чтобы он имел активный интерес к политическим вопросам, однако не сомневаюсь, что мистический анархизм его глубоко интересовал и он пытался проводить свои взгляды в этой области в ту отрасль, в которой он был специалистом, т.е. в искусство. Сталкивался с ним в области орденской на посвящении ДЕЙКУН и др. на квартире СМИРНОВА, а также и на квартире НИКИТИНЫХ, где он присутствовал при рассказе мне легенды (рассказывал НИКИТИН).

А. Поль

[НА ФСБ РФ, т.б, лл.405-405 об]

 


* Дебольский Диодор Дмитриевич.—А.Н.

** Разумова Вера Михайловна. — А.Н.

- 155 -

11. Показания 3.1.31 г.

 

Дополнительно о СМЫШЛЯЕВЕ. Человек, по-моему, весьма развитый и многосторонний. Мне известно, что помимо своей режиссерской и актерской работы он вел, кроме того, большую преподавательскую работу и был автором стихов и некоторых литературных произведений. Об отношении СМЫШЛЯЕВА к политическому анархизму ничего сказать не могу, т.к. не говорил с ним на эту тему, но, по моему убеждению, он является мистическим анархистом, по крайней мере, в тот период времени, когда я с ним встречался.

Преподавательская работа СМЫШЛЯЕВА, как я слышал, была в Студии Большого театра, в Консерватории, где он руководил режиссерским классом, и в Белорусской студии. Мне приходилось неоднократно бывать на постановках СМЫШЛЯЕВА: во Втором Художественном театре (напр., «Орестея»), в Консерватории (напр., «Каин») и т.д. По характеру СМЫШЛЯЕВ представляется мне очень неровным, довольно мягким и в то же время неврастеничным.

АРЕНСКИЙ Павел Антонович. Встречался с ним не особенно часто, очень небольшое число раз бывал у него. Чаще видел его у НИКИТИНЫХ. Несколько раз мы встречались в Художественном театре, в Консерватории и пр. Кроме того, мне пришлось с ним прожить в территориальной близости около месяца на Кавказском побережье. АРЕНСКИЙ — человек, стоящий, по моим убеждениям, вне политики. Его интересы ограничиваются кругом вопросов искусства, духовной жизни и литературы. Насколько мне известно, АРЕНСКИЙ проявлял большой интерес к мистической литературе и интересовался антропософскими книгами. Обладая значительным литературным дарованием, АРЕНСКИЙ последние годы отдался, насколько мне известно, преимущественно литературной работе. Как человек, он представляется мечтателем, мало подготовившим себя к грубой повседневной работе. В частности, мне известно, что АРЕНСКИЙ ежегодно проводит шесть-семь месяцев где-нибудь в

 

- 156 -

деревне или на морском побережье. В отношении анархизма думаю, что АРЕНСКИЙ одно время теоретически интересовался им, но не нашел в нем для себя пищи (вспоминаю беседу на эту тему). Его личная близость и дружба со СМЫШЛЯЕВЫМ в значительной степени была связана с общими взглядами и интересами в области искусства. Что касается участия АРЕНСКОГО в Ордене, то могу сказать, что он действительно состоял в Ордене в качестве ведущего одного из отрядов. К АРЕНСКОМУ мною была направлена моя жена, которую он, после знакомства с ней, посвятил в рыцари первой степени. Затем, насколько мне известно, она отошла от работы в этой области. Должен сказать, что я сам через некоторое время после своего посвящения в рыцари был введен в тот кружок, которым руководил АРЕНСКИЙ, и в котором была моя жена. В то время в этом кружке вспоминаю следующих лиц: ЗЕЛИКОВИЧ Эммануил Семенович (литератор), БЕРНЕР Софья Яковлевна и ее муж БЕРНЕР (переводчик), СБРУЕВА Нина Павловна (артистка) и ее муж, и гражданка, фамилии которой я не помню (лет 19—20, высокая). В этом кружке я пробыл в течение нескольких месяцев, собирался этот кружок на квартире АРЕНСКИХ, Мансуровский 3, или на квартире БЕРНЕР, около Знаменки. Было это зимой 1925 г. Посвящены эти лица были АРЕНСКИМ и его женой Верой Александровной ЗАВАДСКОЙ.

ЗАВАДСКИЙ Юрий Александрович. Роль его в Ордене мне неизвестна. Известно лишь о тесном соприкосновении его с Орденом, его мы считали рыцарем и человеком, ведущим руководящую или, во всяком случае, крупную работу в «Храме Искусств». Строительство своего театра-студии он мыслил как храм искусства, это было так вначале. Насколько мне известно, впоследствии, соприкоснувшись с живой работой, ЗАВАДСКИЙ отошел от этой своей задачи. Первое время в строительстве Студии его помощником по административной части был Феликс Федорович ГИРШФЕЛЬД. ЗАВАДСКИЙ является всецело чело-

 

- 157 -

веком искусства, и, насколько мне известно, интерес его к политическому анархизму вряд ли мог иметь место. В то же время он, безусловно, интересовался анархизмом мистическим.

ЕВСТРАТОВА Александра Федоровна. По моему абсолютному убеждению, она не имеет никакого отношения к Ордену. Знакомство с ЕВСТРАТОВОЙ связано с ГИСом, ГАХНом и Ассоциацией Работников Слова, где я часто видел ее. Кроме того, мне приходилось бывать на ее артистических вечерах и вечеринках. Она бывала у нас в гостях несколько раз. Кроме того, я отвел ее к НИКИТИНУ, где она читала сказки из Шахерезады («1001 ночь») и разные стихи. Сказки эти она читала в несколько присестов, в довольно большой аудитории — 10—12 человек.

КРУЖОК. Существовал кружок с моим участием в составе обоих ЛЕОНТЬЕВЫХ, СМИРНОВА, КОРОЛЬКОВА и ЛЮБИМОВОЙ (раза два была ВАСИЛЕНКО). Этот кружок под моим руководством устроил несколько вечеринок, составленных по заранее разработанной программе, в которой преобладали мистические элементы или, вернее, элементы, создающие соответственные настроения и общее повышение духовной деятельности. В программу входили: музыка, пение, декламация, балет, художественная читка. Само собой разумеется, что все номера брались из известной всем литературы (Лесков, Рабиндранат Тагор, Блок, Гумилев и др.) Каждый вечер был обычно посвящен какому-нибудь автору, например был вечер Тагора, была также рождественская вечеринка. Одна из этих вечеринок была на квартире родственников СМИРНОВЫХ (Тверская ул.), один вечер был у Даниловской заставы. Из исполнителей припоминаю: АДАМОВУ, ЕВСТРАТОВУ, ВАСИЛЕНКО, ЛЕГАШ (балет), себя, СТЕПАНЕНКО, ШИШКО и брата ЛЕОНТЬЕВОЙ. Предполагалось пригласить Ирину ПОКРОВСКУЮ, но говорили, что она недостаточно хорошо играет. В кружке, устраивавшем эти вечера, четкого распределения ролей не было. Приблизительно, они намечались так: у меня — общее руководство, КОРОЛЬКОВ и ЛЮ-

 

- 158 -

БИМОВА — организация и приглашение посетителей СМИРНОВ, ЛЕОНТЬЕВЫ и ЛЮБИМОВА — работа над программой, КОРОЛЬКОВ — приглашение исполнителей. Доступ на вечеринки ограничивался недостатком помещения, в среднем бывало 25 человек. Мною была приглашена жившая в нашей квартире ПОЛИВАНОВА Надежда Дмитриевна (библиотекарь), с ней пришла как-то ее подруга. Из знакомых были: МАРКОВ Николай Васильевич, БЛИНОВ Иван Яковлевич, КОЧУКОВА Нина Борисовна (биолог), ШНЕЙДЕР Анна Владимировна (артистка). Помню, был знакомый ЛЮБИМОВОЙ — РОЗЕНБЕРГ, из КУТВа.

Вечер Студии ЗАВАДСКОГО. В прошлом году в Студии ЗАВАДСКОГО был организован вечер в пользу нуждающихся и недостаточных учеников Студии. Вечер этот был организован ВАСИЛЕНКО, и в нем принимал участие ряд лиц, в числе которых были ЕВСТРАТОВА, моя жена, кажется, сама ВАСИЛЕНКО.

Панихида по КАРЕЛИНУ. Присутствовал вместе или врозь с женой на панихиде по КАРЕЛИНУ в помещении Музея им. Кропоткина. На этой панихиде, равно как, мне известно, и на других аналогичных панихидах по КАРЕЛИНУ в том же помещении, исполнялись различные музыкальные и вокальные номера. Из исполнителей припоминаю: САДОВНИ-КОВА Виктора Ивановича, ЛЯСС, РУМЯНЦЕВА и АФАНАСЬЕВУ. Помню, что имело место исполнение музыкальных номеров. Совершенно не помню, на каком языке исполнялись музыкальные номера, думаю, что на русском.

Вечер в Доме Союзов. Припоминаю, что в 1925 г. (вероятно) на квартире САДОВНИКОВА состоялось собрание группы артистов, на каковое была приглашена представительница концертного бюро Дома Союзов. На этом собрании САДОВНИКОВ вел с ней переговоры об организации ряда концертов из лучших художественных сил Москвы по самой низкой расценке. В результате переговоров затея эта распалась в связи

 

- 159 -

с недоговоренностью сторон относительно программы. Имел место один концерт в Доме Союзов. Задачей этих концертов должно было быть духовное воспитание масс в орденском духе.

А. Поль

[ЦА ФСБ РФ, т.6, лл.406-407 об]

 

12. Показания 31.1.31 г.

 

В последних разговорах моих с СОЛОНОВИЧЕМ мы беседовали по делу неоднократно. В вопросе о происхождении всего процесса СОЛОНОВИЧ считает виновным в значительной степени группу БОРОВО-ГО-БАРМАША, с которыми у него принципиальная идеологическая борьба. Он никогда не считал, по его словам, их способными на борьбу такого порядка, который привлек, в конце концов, внимание ОГПУ к данному делу. Он рассказывал, что в заграничной прессе анархического толка в результате действий этой группы была травля его, СОЛОНОВИЧА, травля, носившая доносительский характер. Кроме того, он указал на поразившее его письмо БОГОМОЛОВА в «Правду» с отречением от анархизма. С этим БОГОМОЛОВЫМ он ехал рядом в «вороне» и тот ему подтвердил свое отречение, причем между ними имел место крупный разговор по этому поводу. СОЛОНОВИЧ чрезвычайно поражен жестоким, по его словам, приговором по нашему делу, т.к. он находит, что организационная деятельность носила весьма незначительный характер.

На допросах у следователя СОЛОНОВИЧ указывает, что сначала он весьма настороженно отнесся к допросу т. КИРРЕ, т.к. слышал весьма страшные вещи о его методах ведения следствия, но затем убедился, что, несмотря на известную суровость и обрывание КИРРЕ СОЛОНОВИЧА при резкостях последнего, первый вел себя, в общем, корректно и сдержанно. СОЛОНОВИЧ рассказывал, что при допросах основное внимание было сосредоточено на его книге о Бакунине, по поводу которой он должен был давать свои объяснения. Кроме

 

- 160 -

того, спрашивали по поводу листовки, предъявленной ему и не то написанной, не то правленной Ириной УЙТТЕНХОВЕН, на что он указал, что с этой листовкой он не согласен и что, по-видимому, она преждевременно была введена в анархическую секцию Кропоткинского музея, то же сказал и по поводу ОСТРОВА.

Он мне сказал также, что об именах он отказывался отвечать, за некоторым исключением. В частности, он говорил, что ЛЮБИМОВА переписывала его книгу и лекции, последние в значительном количестве экземпляров.

Он указывал, что следователь неоднократно говорил ему, что с ним работал ряд лиц, приносивших большую пользу его идеям, называл, в частности, СМЫШЛЯЕВА. АРЕНСКОГО, НИКИТИНА, ЗАВАДСКОГО и ПОЛЯ. Кроме того, он указал, что о рыцарских орденах и других организациях анар-хо-мистического характера разговоров на следствии было не много, т.к. сразу объяснил, что никакого отношения к ним не имеет, что это романтика, не имеющая ничего общего с действительной жизнью. Если же ордена и могли существовать, то в этом нет ничего особенного, т.к. они существовали во все времена и эпохи, в них входили многие революционные деятели, в том числе Бакунин, и даже, по неточным и недостаточно проверенным сведениям, Маркс. Он говорил, что его спрашивали о целом ряде организаций, в том числе «Ордене Духа» и «Ясном Городе», где работали анархо-мистики, и сказал, что как будто несколько групп «Ордена Духа» провалились. Об этих организациях я раньше ничего не слыхивал.

На днях мне стало известно, что СОЛОНОВИЧ получил пять лет политизолятора, от кого-то из сокамерников, ездивших на допрос на Лубянку и видевшихся там с сокамерником СОЛОНОВИЧА в пересыльной тюрьме.

А. Поль

 

- 161 -

В кружке, руководимом АРЕНСКИМ, принимал участие в качестве старшего также профессор Дмитрий Дмитриевич БЛАГОЙ. Припоминаю, что он давал ответы на вопросы по легендам.

А. Поль

Припоминаю, что СОЛОНОВИЧ указал на ПАСТУХОВА как на человека, игравшего провокационную роль во всем деле. В частности, он указал, что эту роль, по-видимому, сыграл ПАСТУХОВ в деле нижегородских групп.

 

[ЦА ФСБ РФ, т.б. лл.250-252]