- 617 -

г. Загорск (б. Сергиев)

Московской области

Анне Михайловне Флоренской

Пионерская ул., д. 19

 

1936.ХII.18—19. № 84. Соловки. Дорогая Аннуля, только что вернулся из посылочного бюро, где получил твою посылку. Что же сказать тебе о ней? То же, что и раньше говорил? Дала бы ее содержимое детям и себе самой, насколько было бы это мне радостнее.—Вчера тоже был в посылочном бюро— отправил вам свою посылку1. Однако опасаюсь, что без объяснений она не покажется вам достойной внимания. В частности, водоросли, наложенные безобразной массой сверху, очень интересны. Их вид до известной степени вы сможете воспринять, если размочите водоросли или части их в воде. Уложить более аккуратно и снабдить определениями я не смог, т. к. не было места в ящике. Впрочем, по мере присылки моих рисунков вы будете узнавать, как называется та или другая водоросль. Яйца—пестренькое чайки, гладкое—гаги; пух гагачий, из гнезда. Розовый кварц положи на память обо мне себе на стол; найден этот минерал на Соловецк. о-ве, валун, большие куски которого лежали у меня, а один—на столе передо мною (помнишь Олино ожерелье из розового кварца?). Слюда—с Кузовых островов. Крабы и морские звезды Соловецкие. Гранаты—выбиты из амфиболитовых валунов, тут встречаются такие со множеством красных включений. Большая водоросль—маленький экземпляр Laminaria digitata (они бывают более 3 м длиною), повесь ее на стене. Из этой водоросли добывается иод, бром, маннит, альгин, пектиновые

 


1 Посылка дошла, и некоторые из присланных в ней предметов сохранились.

- 618 -

вещества, калийные соли, водорослевая целлулоза. Черная палочка—«стебель», т. е. ножка, такой же ламинарии, но довольно большого размера, ссохшийся, он был толщиною ок. 3 см. Сделайте из него хотя бы ручку или еще что-ниб. Водоросли и их части обязательно смотреть под микроскопом, только тогда открывается их красота и интересность. Раковины и губки — Соловецкие. Белые и розовые наросты и корки на раковинах и на нек. водорослях—это известковые водоросли семейства Corallinaceae, подсемейства Меlobesiеае—мелобезиевых. Коллекцию хотите—сохраняйте как она есть, хотите—поделите между собою, лишь бы доставить вам всем маленькую радость. Шапку посылаю Васюшке, а если ему не пригодится, Кире; впрочем делай, как знаешь сама. Надоела она мне очень—3 года сплю на ней, заложив в свою импровизированную подушку, и совсем истрепал, хотя и не носил. Морской пейзаж—это Кузова, написан знакомым художником по моей зарисовке; впрочем он был и сам на Кузовах, но в другое, более зеленое, чем я, время, поэтому и вышел пейзаж слишком обыкновенный, веселый, земной, тогда как на самом деле он должен быть неземной, величаво-дикий, первозданный. Это впечатление, к сожалению, на изображении не передано. Если будете делить коллекцию, то не забудь дать что-нибудь Наташе и маленькому. Да, еще: перья — чаек, крыло, кажется, гагарки (тут есть гаги, гагары и гагарки—все это разные птицы).—Пейзаж повесь себе, вспоминая, что изображенные места очень пришлись мне по душе (я писал вам о них летом) — перечти соответственное письмо. Я чувствую большую благодарность руководству отделением и цензору, разрешившим послать вам эту коллекцию; конечно, она, коллекция, не представляет научного интереса, но мне хотелось вещественно связать вас с предметами моего внимания и работы, а также ввести детей в круг объектов, для них новых.—Дорогая Аннуля, из твоих писем, особенно из последнего, на меня повеяло чрезвычайной усталостью и унынием. Я ощущаю твое настроение, сквозящее между строк, которое меня пугает. Разговорами тут не поможешь, но ты должна принять меры. Прежде всего ты не доедаешь и не досыпаешь, неужели никак нельзя сделать что-нибудь, чтобы улучшить эти условия. Старайся не тратиться на то, без чего можно обойтись, но питайся получше. Вот, я боюсь, Тикины головные боли не от недоедания ли? Надо повысить ей и всем количество жиров, это непременно, во что бы то ни стало. То же относительно Мика. М. б. и раздражительность его от недостаточного питания. Что же касается до нравственной усталости твоей, то мне она конечно вполне понятна. Но вспоминай почаще, что я всегда думаю о вас, думаю больше, чем если был с вами, и внутренне всегда забочусь о вас. М. б. тебе будет легче. С душевной усталостью можно и должно бороться. Непременно

 

- 619 -

читай, что-нибудь хорошее, слушай музыку, смотри картины, рисунки. Вообще сделай свою жизнь заполненной предметами более достойными. Нельзя опускаться и распускаться, нельзя суживать свой кругозор на одних мелочах жизни.—Кстати, получив твою посылку, я не получил объяснения к ней. Там напр. содержится красивое вышитое полотенце, но я не знаю, кто его вышивал. Кто шил платки? Оля спрашивала в письме, следует ли Тике ставить отметки поснисходительнее, или построже? Т. к. в письме к Оле не осталось места, то пишу тебе. Конечно, надо Тику по возможности ободрять и внушать ей уверенность в себе. Поэтому надо возможно больше помогать ей в приготовлении уроков, по многу раз спрашивать их у нее, и не только вновь пройденное, а и старое, в разбивку, невзначай, чтобы знания не лежали в голове мертвым комом. Отметки ей надо ставить пощедрее, чтобы создать в ней легкое и бодрое настроение, а тогда дело наладится и пойдет далее само собою. Ты не писала мне, получили ли в № 80 стихи2; сообщи. Хочется послать вам еще, но нет места. Целую тебя, дорогая Аннуля, заботься о себе и о детях и будь веселой, главное же старайся отдыхать. В этом письме посылаю контуры нек. характерных растений Приполярья3 и рис. известковой водоросли с трубочками4.

 

Дорогая Тика, сообщаю тебе лисьи истории. Одна особа пошла кататься на коньках и сняла валенки. Лис черно-бурый подкрался, стащил один валенок и убежал с ним. Несмотря на погоню присутствовавших при этом, вернуть валенок не удалось. Вероятно лис расщиплет его на отделку своей норы. Лисы

 


2 Письмо № 80 со стихами отсутствует.

3 «Книжечка» копий 20,2 х 12,2 см, сшита белой ниткой, 8 страниц. На «обложке»:

«Некоторые растения,

характерные для Приполярья

и представляющие особый интерес

с фенологической точки зрения

[С. 2. 5 рисунков.] 1. Можжевеловый сланец. Juniperus nana L.; 2. Ива пушистая. Salix lanata L.; 3. Ива миртовая. Salix myristinites L.; 4. Березовый сланец. Betula яапа L.; 5. Силена безстебельная. Silene acaulis L.

[С. 3. 5 рисунков.] 6. Поленика. Rubus arcticus L.; 7. Морошка. Rubus Chamaemorus L.; 8. Куропаточья трава. Dryas octopetala L.; 9. Линнея северная. Linnaea borealis Gronow; 11. (Так.—Ред.) Багульник. Ledum palustre L.

[С. 4. 4 рисунка.] 10. Жимолость голубая. Lonicera coerulea; 12. Вереск. Cal-luna vulgaris Salisb; 13. Филлодоце. Phyllodoce coerulea L.; 14. Подбел. Andromeda polifola L.

[C. 5. 2 рисунка.] 15. Толокнянка альпийская. Arctous alpin L. Ndzu.; Вороника, или чернуха (Empetrum nigrum L.). (Последний рисунок не пронумерован.— Ред.)

[С. 6.] Куропаточья трава Dryas octopetala, характерное растение ледникового периода из сем. Розоцветных (В. Л. Комаров, Происхождение растений, 4е изд., М.—Л., 1935, стр. 124, рис. 22).

[С. 7. ] Приложение. Схемы соцветий: 1. кисть 2. метелка 3. колос 4. сложный колос 5. початок 6. зонтик 7. сложный зонтик 8. головка 9. корзинка 10. дихазий 11. извилина 12. завиток (Б. А. Келлер. Ботаника, изд 2°. М.—Л., 1935, стр. 231, рис. 143—144).

[С. 8.] Схемы ветвления стебля (Келлер, id, стр. 178, рис. 102).

(4 рисунка, справа один под другим: слева—пояснения.) Одностопное ветвление—МОНОПОДИЙ. Имеется одна хорошо выраженная ось, которая растет неограниченно своей верхушкой. От этой оси отходят боковые—в виде ветвей 1-го, 2-го и т. д. порядка.

Сложное ветвление—СИМПОДИЙ. Единой постоянной главной оси нет. Ее роль берет на себя последовательно одна ветвь за другой. Каждая скоро заканчивает свой рост, и на смену ей, ниже ее верхушки, из пазухи листа выростает новая ветвь, с которой повторяется то же самое. Различаются два вида симподия:

МОНОХАЗИЙ и ДИХАЗИЙ, или ложно-вильчатое ветвление.

Дихотомическое ветвление, или настоящее вильчатое—древний тип (ДИХОТОМИЯ )».—

4 Рисунок размером 133 х 190см. На обороте: «Изображенная на обороте водоросль относится к классу багрянок (Rhodophyceae), к семейству Corallinaceae и к подсемейству Corallineae. Это—невзрачная с виду небольшая водоросль коричневато-серого, грязного цвета, которую можно принять за комочек запыленной паутины. Высота ее до 2 см. Она состоит из многих, постепенно ветвящихся далее, веточек, которые однако не удается распластать на плоскости или обособить, не разрушая водоросли. Причина этой, на первый взгляд, зацепленности веточек между собою,— в соединяющих веточки и их ответвления перемычках, служащих контрфорсами и аркбутанами этого готического строения. Действительно, это строение— каменное, ибо водоросль известковая (карбонатная) и сильно шипит от соляной кислоты. Растет водоросль эпифитно—на ризоидах ламинарий, на камнях (в сообществе с известковыми же водорослями подсемейства Melobesieae) и на др. водорослях. Трехмерность этой водоросли делает весьма трудным ее микроскопическое исследование, тем более, что слоевище ее чрезвычайно Хрупко и ломается от нежного прикосновения иглою. Но зато под микроскопом открывается удивительное зрелище. Вся водоросль построена словно из тончайшего стекла, из трубок и сосудов. В общем вид ее напоминает стеклянные дефлегматоры, сокслеты и другую химическую аппаратуру, спаянную в одно целое. Схематически строение водоросли может быть представлено как ряд конических колб (аллонжей), обращенных горлом вниз и входящих одна в другую. Внутри колб тянутся трубки, выходящие через дно ее и через боковые стенки наружу или же входящие в следующую колбу. Трубки суставчаты. Наружные трубки, если не обломаны, снова входят в колбы, пройдя значительный путь по воздуху (в природе — по воде), и крепят все строение слоевища. У горла и у днища колб наблюдаются винтообразные поверхности. На слоевище множество мелких (микроскопических) ракушек. Длина колб 840—995 µ; ширина 295—420 µ, у днища; ширина трубок 50—85 µ, чаще 50 µ. Толщина стенок трубок ок. 4,5 µ.

Невидимому, эта водоросль представляет колонию отдельных колбообразных известковых водорослей с общей жизнью: присоски-трубки служат как для креплений, так и для циркуляции жидкостей и б. м. газов. Рисунок на обороте надо понимать пространственно, но не знаю, удалось ли передать эту пространственность».

[Изображенный организм—не водоросль, а кишечнополостное колониальное животное—гидроид, возможно Obelia. Ошибки такого рода обычны: гидроиды весьма сходны с мелкими нитчатыми водорослями. Тем более поражает образность и точность описания объекта: видно, что его делал инженер и химик, наделенный удивительной способностью видеть детали.—О. В. Максимова.]

- 620 -

бегают всюду и любят бывать в Кремле, так что стали уже получать клички. Один из них, хоть он и лис, а не лиса, назван Катей. Этот Катя бегает по корридорам общежития, забирается в камеры и тут его подкармливают. Особенно любит он сахар. В одной из камер, где его часто угощали, он стащил калошу, но ее не удалось вернуть и не удалось найти в течение целых суток. На другие сутки он сообразил, что получать сахар ему выгоднее, чем владеть калошей и сам вернул ее, принеся в зубах. Эти лисы никого не трогают и довольно трусливы. Движутся безшумно, словно черная тень скользит. Лисиц сюда чернобурых нарочно не привезли, только одну, вероятно по недосмотру. Хотели, чтобы вывелись детеныши от чернобурых лисов и обыкновенных рыжих лисиц—эта помесь отличается красивым мехом и называется сиводушками. Но, кажется, таких детенышей не рождается. А у чернобурой лисицы были дети, очень хорошенькие, как говорят,—я их не видел впрочем.—У нас тут ветры и часто— оттепель, мороз же пока 1—2°, даже трудно поверить, что находимся у полярного круга. Широта сказывается однако на короткости дня. Часов в 9 утра еще темно, полутемно; без искусственного света работать в комнате можно лишь часа 2 в сутки. Море еще не замерзло, но в скором времени ждем прекращения навигации. Поэтому не удивляйтесь, если в письмах моих будет перерыв. Постоянно вспоминаю свою дочку. Нужно было бы ей почаще читать и разсказывать вслух, чтобы приучиться говорить. Хоть маме ты разсказывала бы побольше. Васюшка, когда был маленький, непрестанно говорил, особенно на прогулках. Он сам замечал это и объяснял так: «Знаешь, мама, когда пчела летит, она все время жужжит. Так и я, когда иду, то говорю». А Тика наоборот, совсем не похожа на пчелку. Как же она будет собирать мед? Папе же ее хочется, чтобы она собрала для него очень много меду.—К тому времени, как получится это письмо, вы вероятно уже вскроете мою посылку. Напиши, нашлось ли там тебе что-нибудь интересное.—В настоящее время я живу на новом месте, т. е. в том же здании, но рядом с лабораторией, которая переведена в другую комнату, в самой древней части 2-го этажа. Живу один. Комната небольшая, в глубину шагов 10, а в ширину 3. Помещение более уединенное, чем было раньше и более тихое, но холодновато. Но зато мне, особенно поздними вечерами, легче думать о вас. Эта комната напоминает по форме ту, в которой я жил в 1906—1908 годах, но не такая высокая и не сводчатая. Крепко целую свою дорогую дочку и еще раз целую.

 

1936.ХП.19—20. Соловки. Дорогой Олень. Подготовляю для вас и для себя гербарий водорослей, наклеенных в толстую книгу, с определением по возможности. При этом думаю о вас.

 

- 621 -

Но, красивые и занимательные в мокром состоянии, в засушенном они утрачивают свою привлекательность, хотя до известной степени и могут ее возстанавливать при размачивании. На этих днях я перечел том Тургенева, его мелкие повести и разсказы. Впечатление как раз то же, что и полученное в раннем детстве. Даже удивительно (хотя теоретически я в этом давно убедился, что так и должно быть), до какой степени устойчивы детские оценки, и правильны, т. е. по крайней мере признаются таковыми в старости. Т. к. я пишу тебе время от времени литературные наблюдения, то теперь поговорю о Тургеневе.—Если сравнивать его вещи с таковыми же других русских писателей, то бросается в глаза их изящество, очевидное воздействие французов. Однако, несмотря на парижскую жизнь Тургенева, в изяществе его нет настоящей французской остроты, нет-нет, а пахнет провинцией и слегка (чуть-чуть!) дурным тоном. Салонно, но без подлинно салонной законченности. Салонная неискренность должна быть доведена до предела и чистоты, чтобы стать по своему правой; иначе, при смешении высокой игры с голосом сердца получается как у незавершенного актера. Язык отделанный, в общем чистый, вообще работа чистая. Хотя, кстати, отмечу несколько (на выборку) промахов. 1° «Довольно»: «проникнувшись этим сознанием, отведав этой патоки, никакой уж мед не покажется сладким.»; 2° «Бригадир», VII. «Каженник—идиот, чудак»; 3° «Степной Король Лир», XIII. «Дьячек... вышел, раздувая ладан в старом медном паникадиле» (раздувают угли, и притом в кадиле); 4° «Первая любовь». «В двенадцатом часу ночи подали ужин, состоявший из куска старого, сухого сыру... Ночь тяжело и сыро пахнула мне... в лицо».—Особенно слаба вещь «Довольно»—упражнения гимназиста 4го класса, с претензией на философию. Но эти и подобные промахи конечно не могут лишить Тургенева его места в рус. литературе: Тургенев есть Тургенев, но и солнце не без пятен. Собственно я хотел говорить тебе о первичной интуиции его, т. е. о том коренном, полусознательном импульсе, который стремится воплотить себя в образе и побуждает к творчеству,—а у Тургенева конечно все таки творчество, а не склейка. Первичную интуицию можно признать по навязчивому возвращению, хотя и в самых разных видах, одной и той же идеи, одного и того же чувства, одной и той же схемы. Первичная интуиция сама в себе невыразима, но символически она приурочивается к тому или другому выразимому впечатлению—только символически, т. е. не до конца, и именно потому, стремясь к наиболее полному ее выражению, сознание переходит от впечатления к впечатлению, от образа к образу, никогда не заканчивая этот ряд, никогда не удовлетворяясь вполне каждым из отдельных членов его. Этот ряд начинается первичными образами, элементарными с точки зрения анализа их, наиболее

 

- 622 -

непосредственными и плотными с точки зрения чувственной. Эти первичные образы—цвет, запах, вкус, осязательные ощущения и т. п.—далее начинают расчленяться (кариокинезис), обростать, сливаться между собою в более сложные, постепенно возникает контрапунктическое построение, в котором повторяются одни и те же исходные темы, силясь выразиться если не отдельными фразами, то хотя бы целым построением, настойчивостью своей повторяемости. Интуиция стучится, многократно стучится, усиливаясь выйти из мрака подсознательной жизни в сознание, из субъективной тесноты в объективный мир, чтобы стать там оформляющей силой.— Первичная интуиция Тургенева наиболее непосредственно связана с образом женщины-владычицы, с гордым властным типом женщины, попирающей все кругом и радующейся разрушению, если оно удается и если сама она оказывается достаточно сильной, чтобы пронести идею [?] покорения, или же, напротив, гибнущей, лишь только она сошла с пути неумолимого покорения всего окружающего, лишь только она очеловечилась. Третьего нет: или женщина все губит кругом себя, или—гибнет, лишь только перестала или не захотела быть этим разрушительным потоком. Она вампир (Эллис), убийца (Колибри), хлыстовская богородица (Евлампия) и т. д. в противном же случае ей неминуемо погибнуть (Сусанна, Ася, София, Эмилия) и т. д. Если вспомнишь роман Тургенева с Виардо Гарсиа, в котором он, дворянин, культурный человек, богатый помещик, вынужден был принять на себя унизительное положение почти приживальщика, то поймешь, что в образах Тургенева содержится безсознательная проекция автобиографии, именно проекция, т. е. предсказание, пророчество о себе. Образы художника—передовые волны событий его собственной жизни. Где же корень Тургеневских образов. Наибольшая доступная нам глубина—это его мать, властная (и вероятно обаятельная), деспотичная помещица, всех покорявшая, всех гнувшая и в том числе Ив. Сергеевича. Это раннее впечатление вероятно было одним из наиболее плотных выражений первичной интуиции. Еще более первичные надо искать в его произведениях, но их нет у меня под рукою. Крепко целую тебя, дорогой Олень. Сталкиваешься ли с Ел. Митр.? Относит, немецкого и французского: читай побольше, хотя бы не все понимая, но обязательства по занятиям брать нельзя, опять невоздержанность и неумение себя обуздывать. Мастер—тот, кто умеет вводить себя в рамки, а в безпредельность устремляется лишь хаос. Целую.

 

Дорогой Мик, вчера (20 декабря) я получил снимки маленького с Васей и тобой. Они вышли хорошо и я даже сразу узнал, где была произведена съемка. Из сухих водорослей, присланных мною, возьми по веточке разные, размочи их в воде, расправь,

 

- 623 -

засуши между листами хотя бы газетной бумаги, под тяжестью и составь себе гербарий, наклеив их в какую-нибудь тетрадь. А я сообщу тебе названия этих водорослей. Ты вероятно знаешь, что водоросли делятся на классы, числом 10; из этих классов более крупные или более известные классы: синезеленые (циановые) водоросли, бурые, зеленые, красные (или багряные), затем следует особо отметить диатомовые (или кремнеземки), в которых насчитывается ок. 10000 видов. В техническом использовании особенно важны бурые и красные водоросли, идущие в пищу и на переработку с целью извлечения различных полезных веществ и в частности иода. В содержании иода ты легко можешь убедиться. Возьми например ниточку десмарестии (это водоросль—из бурых, имеет вид волос), положи ее на бумагу, смазанную крахмальным клейстером, капни на водоросль разбавленной (напр. 25%-ной) серной кислотой (2—3 капли) и, по прошествии нескольких минут капни (1 капля) раствором азотистокислого натрия (NаNO2), напр. 10%-ного, примерно. Тогда вокруг водоросли клейстер посинеет—признак иода.—Меня с детства очень интересовали морские звезды и морские ежи с их пятерной симметрией. И вот почему. У человека, как и у прочих высших животных, далее у рыб, гадов, насекомых и даже червей имеется три взаимно перепендикулярные плоскости, по отношению к которым устанавливается смысл направления, т. е. векторность пространственных определений. По отношению к фронтальной плоскости различаем вперед и назад, по отношению к плоскости симметрии (ложной симметрии, только внешней, т. к. человек на сам. деле не симметричен) различаем вправо и влево, по отношению к серединной плоскости тела (горизонтальная, через пупок) различаем вверх и вниз. Отсюда возникает возможность строить понятие о глубине, ширине и высоте, соответственно, или, в других терминах, о ширине, длине и глубине. Восприятие трех измерений пространства существенно связано с такою организацией нашего тела. Подобна же организация тела и прочих животных, выше перечисленных. Нужно полагать, что их восприятие пространства если и не тождественно с нашим, человеческим, то близко к нему. Но строение тела морских звезд и ежей совсем иное. Поэтому их восприятие пространства, а следовательно и их геометрия (если они способны продумать, как они воспринимают пространство) должны быть по существу отличны от нашего, трехмерного. Какое же оно? Какова геометрия, вытекающая из этого восприятия. Мы не можем воспринимать пространство, как морские звезды, но мы могли бы продумать, какова, в общих чертах, должна быть вытекающая из него геометрия. Было бы очень интересно разработать такую геометрию, но к сожалению у меня нет ни времени, ни книг

 

- 624 -

и свободной головы для этой работы. Голова загружена ближайшими задачами—химией (и отчасти строением) водорослей, и даже не столько химией, сколько технологией переработки водорослей. Когда ты подучишься и подрастешь, постарайся обдумать этот вопрос за своего папу и продолжить нить его размышлений. Кланяйся бабушке и пожелай ей доброго здоровья. Поцелуй маленького. Скажи Васе, Кире и Наташе, что напишу им в след. раз. Кланяйся ан. Ф. и С. И. Скажи С. И., чтобы она не обижалась на [нрзб.] письмо, она должна понимать, что я не писал ей зря и чтобы обидеть ее, а забочусь о ней же. Еще раз целую своего Мика.