- 228 -

§ 1. Происхождение моего отца153

 

Почему я задумался; Шацкий уезд Тамбовской губернии; этимология фамилий; загадочная барыня - мать Гаврилы Щербакова; Хоперский округ Области Войска Донского; брак Гаврилы; Наталья Гавриловна; по поводу образования; свидетельство о рождении Ивана Щербакова; свидетельство о смерти Гаврилы; генеалогия Ивана

 

Одиночное заключение - хороший повод припомнить свою жизнь и своих предков (конечно, коли знаешь о них что-нибудь). Я сочинял в камере длинную поэму, отдельные главы которой были обращены к моим предкам, в том числе и таким легендарным, как пушкинский летописец Пимен:

"Мой пращур в монастырской келье,

В глуши, при свете бледныя лампады,

Трудился, полн душевного веселья,

Не ради государевой награды".

Поэму сию я забыл, в частности, выпала третья строчка, рифмовавшаяся с "лампады", но о своих отце-матери, дедах-бабках разузнал с тех пор поподробнее. Их кровь, их поступки, их стремления - жили во мне и живут независимо от того, хочу я этого или нет, думаю о них или начисто игнорирую. И в тюрьме я ощутил это особенно остро. Откуда я? Как я оказался именно в этом месте земного шара именно в таких условиях, а не иных? С таким именно начальным импульсом, а не другим? Что во мне моего ЛИЧНОГО, что РОДОВОЕ (генетическое), что СОЦИАЛЬНОЕ, что ВОЗРАСТНОЕ?

Прадед мой по мужской линии родился в Шацком уезде Тамбовской губернии.

Шацк - это город на речке Шача, впадающей в Цну, коя в свой черед вливается в Оку, правый приток Волги. Когда-то по обе стороны Шачи жили мещеры. Пришедшая с востока мордва позже вытеснила мещер на левый (западный) берег Шачи. В 1553 году правительство при юном Иване IV обороны ради от крымских и азовских татар заложило крепость Шацк. Местность именовалась тогда "Шацкие ворота" - ворота в густых лесах, в "Тульском сторожевом вале". В 1708 году при введении шведской территориальной системы Шацк был причислен к Азовской губернии. В 1719 году тот же Петр повелел Шацку быть столицей Шацкой провинции. В 1785-1788 годах Шацкий уезд в состав Тамбовского наместничества, а наместником был поэт Гаврила Державин. В XIX веке Шацкий уезд принадлежал Тамбовской губернии и по всем параметрам был одним из типично-средненьких ее уездов: ни самый большой, ни самый маленький,

 


153 До 1980 года из моих мемуаров, написанных в 1968 году, были опубликованы 18 параграфов: §§0-17 в "Памяти" №№ 2-3 и §18 ранее в другом издательстве. Эти параграфы я рассматриваю как одну - первую - главу в полном тексте своих воспоминаний и сохраняю за ней название "Один политический процесс". При этом, конечно, отпадают §§19-24 самиздатского текста, изложенные там эпизоды найдут отражение в дальнейшем, а тогдашняя компоновка текста имела бы смысл лишь при отдельном издании его. Первые шесть параграфов этой главы в своей фактической части восходят к рассказам моего отца Ивана Гавриловича Щербакова о себе и своих родственниках. Первая редакция их называлась "Жизнь Ивана Щербакова на фоне времени", но замысел такой подачи его жизни мне пришлось оставить, а причины этому будут видны из текста.

- 229 -

ни самый гладкий, ни самый возвышенный, ни самый богатый, ни самый лесистый, ни самый черноземный. В годы Гражданской войны Тамбовщина и смежная Пензенщина были местом отчаянного сопротивления крестьян большевистской власти (отец мой тогда был и большевиком и чекистом), посему в советском территориальном делении она сугубо урезана, и Шацк нынче отнесен к Рязанской области, вместе с несколькими северными уездами бывшей Тамбовской губернии; южные уезды достались Воронежской области. Оттуда же вырезана территория, называемая Мордовской АССР, где сразу же после подавления Антоновского восстания стали складываться политлагеря. Зубова поляна, Потьма, Парца, Явас - все эти хорошо известные недавним поколениям свободомыслящих наименования (и моему отцу досталось посидеть в них!) - все суть названия местностей, известных деду и прадеду моему, ибо были они обок Шацкого уезда, в соседнем или через один уезд, в той же губернии. Только Явас писался прежде "Евас". Да город Вадинск звался "Керенск".

Итак, с первой достопримечательностью близ Шацка мы уже познакомили. Правда, она - возникнув уже после их смерти - никак не формировала дух, сознание и тело моих деда и прадеда. Другой достопримечательностью Тамбовской губернии был город Козлов - ныне Мичуринск. Это также более поздняя достопримечательность.

Известна еще Тамбовская губерния городом Липецком (ныне самостоятельный областной центр). В нем родился Плеханов, а в 1879 году собрались народовольцы на первый съезд своей партии, постановляя убить императора Александра II. Вряд ли прадед мой и дед слышали об этом съезде: к тому времени они, вроде бы, уже перебрались на новое место жительства - на Дон, о чем речь впереди. Но про липецкие курорты, куда наезжают разные странные люди, и про липецкие доменные печи - слыхивали, наверное. Темными моих предков назвать нельзя. И, возможно, полицейские дознания насчет террористов глухими слухами гуляли на периферии их сознания. А уж само-то цареубийство мимо них пройти не могло бы.

Но вот что неизмеримо сильнее формировало их сознание - так это Саровская пустынь. На берегу речонки Сарево, приток Сатиса, впадающей в Мокшу, сливающейся с Цной, жил, спасаясь от мира в пустыне, отшельник Серафим Саровский (1760-1833). Это - Темниковский уезд. Житие отца Серафима описано во многих книжках; в конце прошлого века волею императрицы Александры Феодоровны он сопричтен (несколько в нарушение православных канонов) ко святым угодникам. Но и прежде того его слава гремела по тем местам, не могла она обминуть ни прадеда моего, ни деда. Много было окрест его монастырей: Черниев мужской, Дивеев женский, Вышенская пустынь... В одном лишь Шацке стояло пять церквей, да еще она функционировала при городской тюрьме154.

 


154 Мучает меня мысль о соотнесении религиозного и мирского. Вот из воспоминаний о Серафиме Саровском: "В последний год своей жизни начал он рыть канавку с валом вокруг Дивеевской обители, чтобы оградить ее от Антихриста.

— Канавку вырыть надо. Три аршина глубины, и три аршина ширины, и три аршина вышины. Это та самая тропа, где прошла Царица Небесная, взяв в удел себе обитель. Тут стопочки Царицы Небесной прошли! - Так бывало и задрожит весь, как это говорит-то. – И кто канавку с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут - и Афон, и Иерусалим, и Киев. Когда век-то кончится, Антихрист придет, то станет с храмов кресты снимать, да монастыри разорять и все монастыри разорит. А к вашему-то пройдет, а канавка-то и станет от земли до неба; ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит канавка – так прочь и уйдет.

Так как очень торопил с этим делом батюшка, то и лютой зимой, рубя землю топором, копали сестры заповедную канавку; и лишь только окончили, скончался тут же и наш родимый батюшка, - точно будто этого и ждал".

Ну и как? Закрыли Дивеевский монастырь? Сняли с него кресты? Спасла канавка?

- 230 -

Всего же в Шацке в конце XIX века около 27 каменных домов и 762 деревянных. Было даже две ярмарки с общим оборотом 25 000 руб. Были заводы спичечный, кожевенный. В 1899 году открыли публичную библиотеку. Впрочем, предки мои жили в селе. Населения на конец XIX века в Шацком уезде было 83000 мужеского полу и 87000 женского, с плотностью 45 человек на квадратную версту. Из них 9% мордвы, 4% татар, прочие - русские. А куда же делись мещеры? Попросту окрестились и зачислены в русские155. Хотя крестьянами значилось 98% населения, в сельской местности проживало лишь 91%. Прочие были фактически рабочими, но юридически такого сословия дореволюционная Россия не знала, и статистике было приказано числить рабочих - крестьянами. Было в уезде 226 селений и свыше 200 усадеб, на одной из которых и водил мой дед лошадей на водопой. Земля в Шацком уезде была хороша. На 50% чернозем, на 30% леса. Леса погуще справа от Цны, пахотье лучше слева. Правда, Цна - река несудоходная. Но волоком вверх по течению разделанный лес по ней доставляли за 80 верст в Моршанск на рынок: тут шла железная дорога Тула - Пенза. Да и вниз сплавляли хлеб и другие грузы. Хлеб родился. Был хлеб. Правда, осадки выпадали плохо, невпопад. Правда, хозяйство было трехпольным. Правда, главный инструмент в сельском хозяйстве - соха. Однако земли в общинном землепользовании было 53%, а в частновладельческом у помещиков около 36% к концу XIX века. Сеяли рожь, овес, просо, а когда даже и пшеницу. Кое-кто и картошку. Поля и леса полнились зайцами, волками, лосями, медведями, тетеревами. Про рыбу же упоминать излишне: она тогда как воздух считалась неотъемлемым даром русского человека. Садоводство Борковской волости Шацкого уезда удостоилось даже специального упоминания в словаре Брокгауза. Были и промыслы. Там - добывалась известь, там - стоял стекольный завод, там по домам промышляли колесным, тележным, санным, бондарным, овчинным рукоделием. А отхожий помысел был портняжный.

Тамбовщина была искони неразрывно связана с Доном. Когда-то границы казацкого Дона пролегали много северней, нежели не только в наши дни границы Ростовской области, но и рубежей предреволюционной Области Войска Донского. Собственно, все южные уезды Тамбовской губернии имели общую историю: на пустые земли, по которым кочевали "нехристи", селились беглые-пришлые из Московии, превращаясь в казаков, управляемых фактически своим "кругом" (чем-то между новгородским вече, польским сеймом и мужицким сходом). Их тревожили татары, кочевники, разбойники Дикого Поля и время от времени отряды московских солдат, возвращавших беглецов. Насколько естественно входила Тамбовщина в ареал донского казачества, видно хотя бы из того факта, что восстание Кондратия Булавина за донские вольности само собой захватило Борисоглебский, Козловский, Усманский и Воронежский уезды. С воцарением Петра I земли Борисоглебского уезда были розданы различным его фаворитам вроде Меньшикова, и дух казацкой вольницы отлетел от Тамбовщины. Наиболее вольнолюбивые уметнулись южнее и

 


155 Это один из важнейших путей формирования русской национальности. В современных переписях сплошь да рядом записи: "Мать - чувашка, отец - коми, сын - русский". Этот идущий столетия процесс ставит под сомнение наличие значимой славянской крови у современных русских, и превращает в фикцию графу "национальность" в анкетах.

- 231 -

восточнее: в "верховые" станицы Области Войска Донского. Прочие постепенно прикреплялись, особенно рьяно - в царствование императриц. Однако еще в XVIII веке в Тамбове сохранялось название одного из пригородов "Казачья слобода", а по губернии было довольно много крепостных крестьян. Говоря языком статистических цифр (хотя я мало верю российской статистике), в 1857 году (X ревизия) в Тамбовской области лишь 40% крестьян были крепостными, а среди последних 22% оброчные, а 78% барщинные. Несмотря на бесспорно помещичий характер Тамбовщины к середине XIX века, влияние Донщины в ней было сильнейшим фактором.

Вот в этих-то местах в царствование Николая I родился мой прадед Афанасий Щербаков.

Происхождение фамилии мне неизвестно и может быть различным. Уже в начале XVII века в части VI Родословной Книги дворян Смоленской губернии зафиксирована фамилия "Щербаков", хотя в более северном ареале, служившем базой для "Ономастикона" С.Б.Веселовского, эта фамилия в XV-XVII частях не обнаружена. Если Афанасий был из дворян, то к нему может иметь отношение помянутая Родословная Книга или позднейшие дворянские роды Щербаковых. Если же он был не из дворян, то эти роды к нему отношения иметь не могут: в этом случае, как вся челядь, он получил бы прозвище-фамилию "Щербаковский", а не "Щербаков". Если "Щербаков" не была коренной фамилией, то она могла родиться из фамилии "Щербак", либо (менее вероятно) из "Щерба". "Щербаков" может означать "принадлежащий к скопу людей Щербака", будь сей Щербак барином, атаманом, иереем или всего лишь отцом семейства. Фамилия "Щербак" в XV-XVII веках была довольно распространена на Северо-востоке Руси. Могла она быть и кличкой. Корень ее тот же, что и в слове "ущерб", а суффикс встречается в словах типа "рыбак", "левак" - "нижнерусский говор". Даль пишет:

"Щербак - неправедный стяжатель или наживатель, хапун, особенно тот, кто, придираясь к чему, недоплачивает, щербит чужую долю в свою пользу".

Фамилия "Щерба" зафиксирована всего один раз (1646, Москва) и помимо значения "выбоина", "изъян" слово это имело еще значение "уха из мелкой рыбы". Форма фамилии "Щербаков" допускает, таким образом, как кровное происхождение Афанасия от предков Московской Руси, так даже отсутствие русской крови в нем: например, если это - крепостной мордвин, крещенный барином Щербаком. Она могла переходить из поколения в поколение многие сотни лет, а могла быть совсем свежего происхождения, впервые данной именно Афанасию. Маловероятно, чтобы она происходила от имени селения "Щербаково" (таких было много), ибо в этом случае форма ее была бы "Щербаковский". В XIX веке были два врача Щербаковы, описанные в словаре Брокгауза, но вряд ли они имеют касательство к моим предкам156.

Был ли Афанасий Щербаков крепостным крестьянином, был ли государственным крестьянином, был ли дворянином-однодворцем (со

 


156 Один носитель фамилии "Щербаков" позже стал членом Политбюро ЦК ВКП(б). Он не мой родственник. Его звали Александр Сергеевич, он 1901 года рождения, отца его звали Сергей Васильевич и, следовательно, ни сыном, ни внуком Афанасию он приходиться не мог, а для правнука не достает годов. (Сведения о его отце взяты из справки Рыбинского историко-художественного музея от 20.01.77, который в свою очередь ссылается на справку горбюро ЗАГСа Рыбинска от 1951 года - после смерти А.С.Щербакова, в 1945 г.)

- 232 -

времен Алексея селились тут бескрестьянные дворяне, да и вольные крестьяне не все перевелись) - не ведомо ни мне, ни моему отцу. Семейная хроника знает его уже на верху своего могущества и почета: он управляет барским имением!

Кто был барин, велико ли было имение, где располагалось - на эти вопросы ответить я не умею. Впрочем, судя по тому, что дедовы зятья лет через сто вернулись в близкие места и поселились в Сасово - город на Цне, пограничный между Шацким и Елатомским уездами Тамбовской губернии (Елатьма существовала еще в XIV веке) - можно догадываться, что родные места были где-то неподалеку. Ведомо же семейной хронике, что у барина была родственница, страдавшая какой-то неприличной болезнью, вроде сумасшествия. Что тогда почиталось за сумасшествие - как определить? Вот ведь по житиям судя, Серафим Саровский был тихопомешанным с буйными приступами, а, однако ж, был и ясновидцем, если не провидцем! Вот Гоголь в те самые годы сходил с ума и морил себя голодом... Как бы там ни было, семейная хроника именно сумасшествием барской родственницы объясняла (впрочем, порой варьируя объяснение, сумасшедшей называлась мать барской родственницы, что менее правдоподобно) небывалый факт: барин отдал за своего управляющего Афанасия свою родню-дворянку. Впрочем, мотивы могли быть и вполне низменными: девушке могло быть некуда деваться, а грех прикрыть надо. Даже ежели бы Афанасий до того был крепостным, тут-то его, ясно дело, освободили. По расчету времени было это где-то между венгерским походом Николая I и Крымской войной.

Долго жила в семье эта моя прабабка, имени которой я не сумел узнать. Родила она в селе Сосновка сына Гаврилу в 1853 году; впрочем, дата не по метрике, а по расчету годов, так что на год-другой возможны отклонения в обе стороны; локализация также не по метрике, а по более поздней бумаге. Родила двух дочерей: сначало Пелагею, потом после Гаврилы - Анну. Сестра Анна запомнила, как трусил Гаврила, водя лошадей на водопой мальчишкой, и рассказала своему племяннику Ивану, а тот мне. Как привязывал Гаврила к недоуздку длинную веревку, дабы не лягнула, не укусила... Пожалуй, ничего больше не запомнилось ему из рассказов тетки. Портрет же Афанасия, долго висевший в семье Гаврилы, испарился при социальных катаклизмах начала XX века.

Тем временем в Тамбовской губернии вершились перемены. Начать с того, что когда деду было 8 лет, отменили крепостное право. Он-то водил лошадей как до Манифеста 19 февраля, так и после, но окружение, население, нравы, стереотипы поведения - неуловимо менялись вокруг. Если в 1858 средний земельный надел государственного крестьянина в Тамбовской губернии был 5 десятин на душу, помещичьего - 2,5 десятины, то в 1900 доля земли уменьшилась соответственно до 3,5 дес. у потомка государственного и 1,8 дес. у потомка помещичьего крестьянина. Ведь росла численность населения. Естественный прирост, демографический взрыв, как это именуется теперь, когда мы все умные, после драки машем кулаками... Правда, в Тамбовской губернии народонаселение росло медленнее, нежели по всей России. В 1851 году губерния по численности занимала третье место в России, в 1858 - уже пятое, а в 1897 году аж девятое! Никто не приезжал на жительство сюда, зато многие - выселялись. Задолго до Столыпина активный сельский элемент искал себе поприща, бежал от безземелья. Народники и чернопредельцы мыслили, что отняв землю у помещиков, можно будет в общине спасти Русь и построить социализм. Но крестьяне посмышленнее на месте ощущали: у помещиков всего 36% пахотной земли, хоть всю отбери - до прежних наделов не

 

- 233 -

вернешься. И уходили людей посмотреть, себя показать. А грамотность распространялась широко. Если в 1880 году из молодых мужчин грамотных было 10%, то в 1899 - уже 48%, а в 1902 - даже 62%.

И, не дожидаясь, покамест в последнем десятилетии XIX века через Сасово провели Московско-Казанскую железную дорогу (а Шацк так и остался на пересечении двух почтовых трактов), в результате чего доставка хлеба по Цне упала с 8 миллионов пудов до 0,7 миллиона в год, - наиболее сообразительные рвали когти из нищающей губернии. Афанасий же недаром был управляющим крупным имением. Он научился грамоте. И детей научил. Сын его и дочери умели читать, писать, считать. При этом Гаврила остался глубоко верующим человеком. Анна же была суеверной157. Она и науку хиромантию превзошла, и на черепе по шишкам гадать умела, Лафатер тамбовский!158 И семья двинулась. Куда?

В эти годы (1880-1890) шла последняя перед революцией колонизация Дона. На Северный Дон, через Хоперский округ которого была проложена железная дорога Грязи - Царицын, во все верховые станции (от Урюпинской до Вешенской и Усть-Медведицкой) приходили на жительство "иногородние" - русские из северных губерний: Тамбовской, Пензенской, Рязанской. Крестьяне, оторвавшиеся от общины. Переписавшиеся в иные сословия. Инициативные. Ищущие - рыба, где глубже, человек - где лучше. Чем-то сродни североамериканским переселенцам из восточных штатов на запад, только приходящие не на пустое место, а потому решающие более сложную социальную задачу. Хоперский округ вышел на первое место по объему торгового оборота среди всех девяти округов области, опередив даже Ростов с Нахичеванью159. Вот в этой-то волне перемещений каплей оказался мой прадед со своей семьей. А позже и мой отец, и я - тоже оказывались каплями в волнах социальных движений...

Насколько я понимаю, к тому времени его больная жена умерла, и ничто его больше не удерживало при помещике. Деньжат скопилось у него немало, так что он мог бы теперь переписаться из крестьян в купцы. Впрочем, переписался он не в купцы: он зачислился в мещане, экономя этим на налогах или из вкоренившейся осторожной постепенности. Когда и где умер Афанасий Щербаков - семейные предания молчат. Известно лишь, что его дети все оказались на Дону - в Хоперском округе. Отъехали-то они вроде недалеко: всего 30-40 верст от Борисоглебска (тогда Тамбовской губернии). Гаврила осел в станице Филоновской, что в 6 верстах к северо-востоку от станции Филонове железнодорожной ветки от Поворино на Царицын.

 


157 Неграмотные антирелигиозные агитаторы непременно путают ВЕРУЮЩИХ и СУЕВЕРНЫХ. Но истинно религиозный человек никогда не будет суеверным, он и окрестил-то верующих во всякие приметы "суе-верными", т.е. "лже-верующими". В истинной Вере нет места магии и хиромантии. Церковь боролась с "суевериями" примерно так же озлобленно, как официальная медицина с "шарлатанскими врачеваниями".

158 Меня всегда всерьез волнуют предсказания-пророчества-гадания. Я знаю несколько поразительно сбывшихся. Сознаю трудности в их интерпретации. Поэтому отмечу одно пророчество Анны Ивану: "У тебя на черепе три шишки: будешь женат три раза". Хотя в любовных отношениях состоял и даже "совместное хозяйство" вел Иван большее число раз, но детей и юридически оформлял состояние брака ровно три раза: с Пименовой, с Терпанасян и с Лесновой.

159 Бытует ложное представление о русских как о КРЕСТЬЯНСКОЙ нации. На самом деле гораздо важнее в ее истории ТОРГОВЦЫ, с Новгорода начиная, Кузьму Минина включая. Просто ЧИСЛИЛИСЬ большинство купцов-торговцев-офень крепостными крестьянами.

- 234 -

Станица располагалась на левом пологом береге речки Бузулук -правый приток Хопра.160 В своем округе вторая по значимости после окружной Урюпинской и числила в себе 15000 жителей, из которых 13700 были казаками161. В ней функционировали двуклассное станичное приходское училище, женское училище третьего разряда и даже почта и телеграф! Сам же Хоперский округ славился лучшими в области черноземами, пастбищами, степной охотой, рыбой. Его четверть миллиона населения (в том числе 185000 казаков обоего пола) была рассеяна в три раза вольготней, нежели в Тамбовщине, имела в среднем 14 десятин на душу, причем свыше 13 десятин в этой цифре составляла УДОБНАЯ для земледелия земля; сравните с цифрами по Тамбовской губернии: 2,5-5 десятин, чернозему всего 50%. Правда, ни моего деда, ни прочих родственников-пришлецов сие не касалось: иногородние не имели права владеть землей (за редчайшими исключениями, как правило в силу военных заслуг) в казачьей области; к тому же мещане, т.е. горожане, от земли отстранялись. Как и на родине моего прадеда, агротехническая культура была низка: троепольная система, залежи. Распространенный урожай - "сам-три", урожайность "сам-пять" квалифицировалась как везение. Насколько грамотны были жители тех мест в понимании почвы видно из двух смежных баек. В Астраханской губернии - соседствующей с Хоперским округом - еще в XIX веке крестьяне не знали, что навоз удобряет поля. Они по мере хода жизни накапливали кучи навозу, покамест обитать становилось невыносимо; тогда переселялись на другое место, бросая занавоженное селение. Казаки не боялись навозу, но еще моему отцу доводилось слышать, что человеческий кал портит поле (бахчу). Возможно, предков моих неприятно поразило только отсутствие лесов. Поменьше было и монастырей: ближайший в Усть-Медведицкой, верст за 200 к югу. И вообще духовная жизнь протекала у казаков не столь интенсивно: все верные Синоду, тогда как в Тамбовской губернии кипели секты молокан, духоборцев, немало старообрядцев.

Вернемся к масштабам переезда. От Шацка-то занесло Гаврилу далековато по тогдашним меркам: почти 400 верст. Так что трусливый и осторожный Гаврила совершил прямо-таки подвиг мужества, решившись на такой переезд. Осмелиться же внедряться посреди низового казачества было бы уже безумием. Ведь Гаврила был человек богобоязненный и даже просто боязливый162. Не пил, не курил, до 40 лет оставался девственником, не только не лгал в быту, но даже не жульничал в торговых делах, что уж и

 


160 При строительстве Волго-Дона станица уцелела, но переименована теперь в город Новоаннинский.

161 Забавный нюанс. Прошлое Хоперщины отличается от прошлого Донщины. Если для низового Дона современная история начинается с заселения пустующих земель русско-украинскими выходцами, то у Хопра было в прошлом еще древнее Хазарское царство. Именно тут, между излучиной Дона и Волги располагались северные границы этого могучего государства (У1-Х века), официально принявшего иудейскую религию, ассимилировавшего тысячи переселенцев - евреев из Испании, державшего в руках всю поволжскую торговлю от Перми до Персии и разрушенного под корень военными походами вещего Олега. Дальнейшие следы остатков этой страны теряются в непроглядной монгольско-московской тьме бесписьменности. Но обитатели там сохранялись непрерывно, о чем свидетельствуют наблюдения за виноградной лозой, не терпящей даже 20-летнего перерыва в культурном возделывании. Не проявилась ли этническая особость этого ареала в систематическом противостоянии верхового казачества низовому? Вот смешно было бы обнаружить у верхового казачества примесь испанской и еврейской крови!

162 Эту житейскую трусоватость я не раз подмечал в себе: в своем отце и в своем сыне. Возможно, генетическое.

- 235 -

вовсе не отвечало нравам. Все его поучали: не обманешь-де не продашь - а он не мог принудить себя нарушать Божьи заповеди. Соблюдал он и ту заповедь, что гласит: "Несть власти аще не от Бога", чтил власти предержащие и в глазах своей дочери-гимназистки был заядлым реакционером. Не темным, правда, а просвещенным, ибо выписывал много газет и журналов и ежевечерне читал их. И в станице Филоновской и позже на станции Филонове (ныне г. Новоанинский) он почитался самым образованным человеком. И среди своих родственников тоже. Сам не лгал и другим доверял. Детей, когда они народились, баловал, наказаний они не знали. Но даже и при таком мягком "несоответственном" характере наторговал себе оборотный капитал в 10-20 тысяч (вспомним, что обе ярмарки в Шацке совокупно имели оборот до 25000!).

Обжился он в Филоновской, поставил себе бросающийся в глаза просторный дом с застекленной галереей (деревянный, конечно), основал лавку, торгующую всем - от кож до конфет, и подошел к необходимости свой род продлить. Старшая его сестра Пелагея, жившая в той же станице, уже вышла замуж за купца Зотова, у нее уж подрастали дети Федор и Мария. Младшая, Анна, жившая в 12 верстах в Урюпинской163, тоже вышла замуж за купца Попова. Надо бы и ему. Но как? Робеет. Коли в 20 лет не целовался, в 40 начинать трудненько!

Не одни лишь Щербаковы вышли из крестьян на Дон, дабы торговать посреди праздных и гордых казаков. Из Рязанской губернии в станицу Усть-Бузулуцкую164 того же Хоперского округа переселилась обширная семья Картавцевых.

Фамилия "Картавцев" зафиксирована в Белёве в 1596 году, в Москве - в 1646 году, но имеет ли московский подьячий Никифор или белёвский Полуэкт отношение к рязанским Картавцевым XIX века - Бог весть. На первый взгляд корень фамилии прост: "Картавцев" - тот, кто принадлежит к роду или двору "картавого", т.е. не выговаривающего звук "р" (или других звуков). Возможно, так оно и было, чему косвенным подтверждением служит такой факт: ни я, ни мой сын в возрасте 3-7 лет не умели чисто выговаривать "р" и научились только посредством упражнений с логопедом (хирургических мер не потребовалось). Так что, возможно, гены картавости донесены до меня от какого-то незаметного картавого "Картавого", через причастных ему Картавцевых, один из которых стал моим прадедом. Однако как словарь Даля, так и этимологический словарь русского языка А.Г.Преображенского ставят сказанное под сомнение. Дело в том, что значение "нечисто выговаривать звуки" засвидетельствовано с корнем "картавить" ("кортавить") только в конце XVIII века, тогда как раньше он означал "фальшивить, кривить; делать дело лениво, для одного вида. Скартавил = солгал". Поэтому не исключено, что Картавцевы (а с ними Иван Щербаков и я) происходят из рода или двора какого-нибудь известного в округе халтурщика, бившего баклуши, но бодро заверявшего барина: "Бу-сде, гражданин начальничек!" Розыски мне затруднены обстоятельством, что я даже не представляю места происхождения семейства Картавцевых - вся Рязанская губерния! Имея в виду, что двоюродными братьями Картавцевых были Картавовы, можно думать, что вся или полдеревни состояла из Картавовых (или деревня так и называлась "Картавая"),

 


163 Станица Урюпинская - столица округа, верстах в 70 к северо-западу по грунтовой дороге от Филоновской, на левом берегу Хопра. Позже к ней проложили от магистрали и железнодорожный подъезд.

164 Третья вершина равностороннего треугольника, начатого Филоновской и Урюпинской. Расположена к югу, на правом крутом берегу Бузулука.

- 236 -

которые при канцелярском переписывании удобства ради варьировались как "Картавовы", "Картавцевы", "Картавские" и т.п.

Возглавлял семью Андрей Сергеевич, родившийся в сороковые годы XIX века. У него с женой Екатериной Ивановной было пять сыновей и пять дочерей, не считая тех троих, что померли в малолетстве (детская смертность была весомым фактором жизни). Разумеется, Андрей Сергеевич торговал, хотя не был приписан к купеческой гильдии, предпочитая, может быть, не пользоваться определенными правовыми привилегиями купеческого сословия, но и не платить высокого вступительного взноса. Сыновья его пошли все тоже по торговой линии, а дочерей он искал пристроить в торговые же семьи. Разбогатела семья Картавцевых главным образом на бреднях. Они покупали полотнища определенной ширины и длины, крупными партиями. Из полотнищ вязался уже сам бредень (сеть), уже с ячейками нужного размера, большой или маленький. И казаки, которые то ли не умели, то ли ленились сами изготовлять орудия рыбной ловли, охотно покупали изготовленные Картавцевыми бредни. Ведь хотя и бывали случаи, когда несколько куреней довольствовались одним компанейским бреднем, обычно же каждый самостоятельный казак-хозяин стремился завести свой собственный. Закажут, бывало, Картавцевым бредень такой-то глубины (ширины), такой-то длины, такой-то глубины матки (середины), нить такой-то тоньшины, ячейки такого-то размера. Рядятся о цене с Андреем Сергеевичем, и вся его огромная семья (даже сыновья не отлынивают) садятся за работу. Разматывают клубки ниток, внучок Иван подставляет вытянутые ручки, на которые мотают, вяжут, крепят, ладят. Тем и жили. Торговлю облегчало то обстоятельство, что ленивые и недальновидные казаки изо всех сил стремились купить товар себе в убыток. Ведь цена слагалась из двух компонент: из собственно цены, которую казак платил за товар, покупая (либо же получал, продавая, скажем, хлеб), ПЛЮС могарыч, который ему ставил торговец (покупатель). Основную цену казак платил или получал соответственно как хозяин дома, и вся эта сумма проходила через руки его жены. Могарыч же шел исключительно ему, и жене касательства ни до суммы могарыча, ни до его судьбы не было. Потому казак был готов как угодно понизить продажную цену или вздуть покупную, лишь бы лично ему перепал могарыч побольше. Грех было бы торговцу тут не попользоваться, и пользовались - казаку на радость, жене и дому его на гнев и горе.

И вот раз в 1892-1893 году купец станицы Алексеевской (верст 12 к северу от Усть-Бузулуцкой) Семен Иванович Лихушин, надумавший жениться, приехал свататься к "богатому этим товаром" Андрею Сергеевичу, отцу пятерых дочерей. Ему стали предлагать "засидевшуюся в невестах" двадцатилетнюю Прасковью младшую (старшая Прасковья уже была выдана за купца Евсеева). Тихая, скромная, робкая, не блиставшая красотой, набожная, не от мира сего девушка не приглянулась Лихушину. "Ее петух чуть не заклевал", - острили на ее счет сестры. Отверг. "А еще товар имеется?" Предложили ему разбитную 17-летнюю сестрицу Христину ("Хреню"). Бойкостью, видом, статью - всем подошла ему Хреня, и увез он ее женою в Алексеевскую. А после рассказал, повстречавшись по торговым делам с Гаврилой Афанасьевичем, что вот бы ему под стать невеста имеется. Поехал Гаврила Афанасьевич свататься в Усть-Бузулуцкую - и не было ему отказа.

Так Прасковья Андреевна стала моей бабкой, а Андрей Сергеевич - прадедом. Лихушин же так породнился с домом Щербаковых, свояками стали. Прасковья дожила до 76 лет, Христина пережила и 90. Отец мой дожил до 80 лет, а по ведомой всем хиромантам линии жизни на своей

 

- 237 -

руке я читал, что предназначен дожить лет до 90. Может быть, гены долголетия - оттуда. Семья Лихушиных сплетается с семьей Щербаковых на много десятилетий: сын Христины будет сражаться против сына Прасковьи в 1919 году, и будет сын Христины носить сыну Прасковьи передачу в мордовский лагерь в 1959... Ради точности отмечу пробел в хронологии. По семейным преданиям, Гаврила женился на Прасковье, когда ему было 40, а ей - 20 лет. Однако свидетельство о смерти Прасковьи Андреевны отмечает, что она родилась в 1871 году, так что 20 лет ей было в 1891 году. В то же время, согласно свидетельству о смерти Гаврилы Афанасьевича, он умер в 1911 году в возрасте 55 лет, так что сорок ему было в 1896 году. Этот разрыв до 5 лет - мера приблизительности в моей повести о прошлом. По моим прикидкам Гаврила и Прасковья обвенчались в 1894 году. Действительно, регистрационные книги Филоновской церкви за годы 1892 и 1894 не сохранились (справка Новоаннинского ЗАГСа от 22.01.1977), но книги за 1893, 1895 годы сохранились, и в последней имеется запись о крещении родившейся 19 августа 1895 года дочери Гаврилы и Прасковьи. Вряд ли у молодоженов с 1892 года не было детей; если же и были и умерли младенцами, то это нашло бы отражение в книге 1893 года. Более того, кабы Прасковья вышла замуж в 1892 году, то едва бы девушку в 21 год именовали бы "засидевшейся в невестах", а применительно к 23-летней это оправдано. Итак, скорее всего, Гаврила женился в конце 1894 году в возрасте 36 лет на 23-летней Прасковье.

Как сказано, 19 августа 1895 года Прасковья родила ему Наталью (регистрационная запись о рождении №199). Этого имени нет в перечне имен родни жены, ни родни мужа. Явлена ли самостоятельность, или крестины выпали на день Натальи-угодницы? Первые по времени документы, попавшие в мой архив, это фотография Натальи. Около 1896-1897 года на фоне какого-то портика (возможно, бумажной декорации) на стульях рядышком сидят Гаврила и Прасковья с годовалой примерно Наташей на руках. Худощавый Гаврила сидит робко "не на своем стуле", вот-вот готовый с извинениями встать и убраться восвояси. Его жиденькие волосы разложены по обе стороны лысины, которую невозможно скрыть. Жидкая борода, не растущая ни на щеках, ни под нижней губой (как раз такая, как росла у Петра I, из-за чего он и повелел остричь бороды у своих подданных: неповадно быть волосами счастливее самого царя! Такая же, впрочем, и моя бороденка), напряженные глаза, в которых удовлетворение и радость ("Вот чего достиг в жизни! В самом Cabinet Portrait Царицынской фотографической мастерской, вывеска которой увенчана золотой короной, могу себе позволить заказать свой семейный портрет!") перебиваются напряженной грустью и словно бы прислушиванием к мирам иным или к сосанию нарождающейся язвы желудка. Прасковья, с миловидными глазами и тонкими губами, в платье, скрывающем под собой не только щиколки, но и носки и ступни, с густо затянутыми назад, за уши, волосами, с опирающимся на ее плечо младенцем на коленях - она смотрит увереннее, но и в ней видна какая-то защитность позы. На другой фотографии примерно 1900 года, сделанной у "Бр. Эрдман. Царицын н/Волге", уже привычный к фотографу Гаврила сидит, опершись локтем на круглый столик, а дочь стоит, привалившись к нему и доходя по плечо (коли он подымется - она будет по пояс). Волосы еще видны на голове. Лицо спокойное, поза увереннее, но напряженность ожидания чего-то нездешнего продолжает угадываться. Наталья держит пучок цветов в руках, в высоких ботинках, в простом платьице, с простым лицом и напряженно невыразительным взором.

 

- 238 -

Самому Гавриле Афанасьевичу гимназиев и академиев кончать не довелось. Отец его едва-едва вырвался из крепостно-общинного рабства и величайшей его победой над жизнью было то, что он мог переписаться в мещане, т.е. ПОЛУЧИТЬ ПАСПОРТ, а не быть приписанным навеки к месту рождения. Вот ведь семейство Картавцевых так и не смогло выписаться из крестьян в иное сословие; до самого 1907 года (до столыпинской реформы) юридически все они принадлежали к своей рязанской общине, могшей постановлением вытребовать их всех назад, хотя бы и по этапу! Гаврила укрепил завоеванные позиции, упрочил их, завел приличную семью, никому не был обязан ни куском хлеба, ни ситцем на платье дочери. Его самого уже не удовлетворяли газеты и журнал, но к чтению серьезных книг приучен он не был (хотя приложения к "Ниве" - чтение куда более глубокое и разностороннее, нежели тот объем книг, что почитывает средний директор магазина). Главной целью Гаврилы Афанасьевича Щербакова стало дать образование - порядочное, систематическое - дочери и другим имеющим народиться детям. Дочь стала учиться в гимназии.

Это не личная оригинальность моего деда. Нет, так поступали в те времена многие "нувориши" в третьем поколении. Так же поступил Андрей Сергеевич Картавцев: пятеро его сыновей - Сергей, Абрам, Михаил, Андрей, Иван - не получили никакого образования, кроме прикладного коммерческого, дабы стать на ноги и научиться самостоятельно вести хозяйство и содержать дом. Зато все его внуки получили или начали получать перед революцией гимназическое или высшее образование. Купец Мохов из станицы Вёшенской в "Тихом Доне" кажется мне порою списанным с кого-то из моих предков, их синтезом (хотя с нелепо придуманным авантюрным прошлым).

Образование же вносило разлад в дом. Ведь вся предреволюционная система образования была пропитана антиправительственным духом. Царское правительство на протяжении десятилетий правило, не считаясь с мнением своих подданных, в первую очередь мыслящих людей. И тем самым оно превратило мыслящих и околомыслящих людей в своих ожесточенных врагов. Какие бы казенные охранительные грамоты и благонамеренные программы ни вводило оно в учебных заведениях, одних правительственных циркуляров в связи с отлучением Льва Толстого от церкви в 1904 года было бы достаточно, чтобы все преподаватели в душе отвергли бы всякую идею оправдания правительства. Чтобы дух несогласия, осуждения власти восторжествовал бы в школах. И вот - итог, собственно, еще "промежуточный итог", до которого успел дожить отец Натальи.

1905-1906 годы, пора аграрных волнений, сожженных усадьб, принудительной распашки барских земель, насильственного снятия урожая с помещичьей пашни. Аграрно-Социалистическая Лига партии социалистов-революционеров призывала, пропагандировала, вооружала, слала эмиссаров. Тогда и начал свою революционную деятельность "за дело крестьян" А.Антонов. А у правительства не было войск справиться с

 

- 239 -

повсеместными поджогами и насилиями. Оно разрешило помещикам нанимать на собственный счет отряды казаков для охраны имений. Казачество-то уже отходило в исторические пережитки. Когда-то оно составляло полусамостоятельное государство, коим ведал в Москве Посольский Приказ, сиречь министерство иностранных дел. Казаки продавали свою военную мощь кому выгоднее (чаще всего православному царю, но не всегда) и тем самым в основном охраняли военные рубежи вечно воюющего Российского государства. Опасная их самостоятельность привела к ликвидации независимости: выборный атаман Войска Донского был сменен Наказным атаманом, но сохранился ряд привилегий и частичной автономии. Они превратились в наследственное военное сословие, что в условиях всеобщей с 1871 года воинской повинности превращалось в анахронизм. Но этот пережиток ландскнехтщины сгодился на корыстное подавление крестьянских бунтов в 1905-1906 годы.

Из того тамбовского имения, где прежде жила семья Щербаковых, на станции Филонове, куда Гаврила с семьей уже перебрался из станицы, приехал посланец помещика нанять казаков, воспользовавшись посредничеством Щербакова. Сидят в комнате Гаврила Афанасьевич, представитель помещика, несколько казаков и обговаривают условия повыгодней. Вдруг в комнату просовывает головку десятилетняя девчушка и выкрикивает:

— Казачки-дурачки! Вы опять хотите бить плетьми и стрелять в своих братьев-мужиков?! Стыдно продаваться за деньги на защиту помещиков! Откажитесь от охраны имения!!

Ну, за дверь-то ее выставили. И охрану помещику тоже соорудили, невзирая. Но от стыда Гаврила Щербаков сквозь пол провалиться был готов. Краснел все пять лет, что ему оставалось жить, когда при нем вспоминали, как дочка его кипятилась. "Наташка голову с отца сняла". Ведь была же она, можно сказать, внучка того поместья, спасать которое его позвали! Ведь для него не было ничего святее властей, предустановленных от века. Ведь что же это было за предвестие Антихриста: яйца начинают курицу учить! При таких грозных предзнаменованиях пропасти, разверзавшейся в его семействе, как и во многих подобных, приближался Гаврила Афанасьевич к своему смертному часу.

Его порадовала еще жена, подарив ему одного за другим двух сыновей, выживших после четверых, умерших в малолетстве. В мае 1902 года родился Иван. В моем архиве первый письменный документ -метрическая запись о его рождении:

МЕТРИЧЕСКАЯ ВЫПИСЬ

О рождении за 1902 год тысяча девятьсот второй год из книг Троицкой церкви станицы Филоновской, Хоперского округа Царицынской губернии.

 

Счет родивш. 140

М-ц и день Май 24

Имя родившегося Иван

Звание, имя, отчество родителей Тамбовской губ. Шатского города села Сосновки мешанин Гавриил Афанасьевич Щербаков и закон. жена его Прасковья Андреевна

Звание, имя, отчество восприемников Рязанской губ. кр-н Сергей Анд. Картавов, кр-ка Дарья Андреевна Картавова

 

- 241 -

Документ... Разве есть на свете свидетельство менее надежное, нежели официальный документ? В этой бумаге я вижу сразу четыре несуразицы. Во-первых, Хоперский округ относился не к Царицынской губернии, а к Области Войска Донского, и в 1902 году не мог бы быть составлен такой документ. Во-вторых, уезд именовался Шацкий, а не Шатский, следовательно, звания родителей записывались со слов, а не с документов. В-третьих, родился мой отец Иван 25, а не 24 мая, следовательно, не мог быть занесен в церковную книгу на день раньше. В-четвертых, фамилия восприемников (кумов) была Картавцевы, а не Картавовы, что, впрочем, можно списать на простую небрежность попа. Восприемниками были мои двоюродные дед и бабка: брат и сестра моей бабки Прасковьи. Откуда же в "документе" взялось столько нелепиц? Да дело в том, что юридически он датируется не 1902 годом, а на 20 лет моложе: это копия, сделанная в июне 1922 года секретарем Управления уполномоченного Донским областным отделением ГПУ по Черкасскому округу с копии, сделанной секретарем Выездной сессии Реввоентрибунала Северо-Кавказского военного округа и 1-й Конной армии с копии, сделанной в ноябре 1921 года заведующей ЗАГСа станицы Филоновской. На этом клочке бумаги, испечатанном машинкою с обеих сторон, оттиснута почти стершаяся печать ГПУ. При трехкратном перекопировании накоплялись ошибки и "исправления": так, в 1921-1922 году само сочетание "Область Войска Донского" звучало криминально, вызывающе антисоветски. Хоперский округ был передан в состав Царицынской области, а кто-то из грамотеев поименовал сию область "правильно" - губернией, как было до революции. Из-за таких вот некорректностей документа не знаешь, как относиться к прочим его утверждениям. В частности, до 1976 года у меня шевелились сомнения: верно ли поименован Щербаков "мещанином", а Картавцевы "крестьянами"? Ведь в 1921-1922 году моему отцу, получавшему эту многократную копию, было жизненно важно, что сословие его отца и деда именовалось не "купечество"! Там, где доверие к документу подорвано, не ведаешь, где остановиться в своих подозрениях... Впрочем, из следующего документа видно, что недоверие мое в этом пункте было напрасным.

В 1903 году Гаврила убрался из станицы Филоновской, где 90% жителей составляли казаки, на станцию Филонове, где хоть и было много торговых конкурентов, но процент казачества был куда меньше. И жили на этой станции равняясь на Запад. Уже в 1906 у одного из купцов был свой автомобиль - один из первых в России. Правда, эта роскошь Гавриле не была доступна, может быть, даже пугала. В 1904 году родился сын Михаил. Но здоровье худшало и худшало. Язва желудка вынуждала строгую диету. Приходилось жевать невкусную кашицу. И вот Гаврила Афанасьевич соблазнял сына Ивана: дам тебе конфетку, если будешь со мной кашу есть! Все за компанию веселее... Опасения, страхи - не проходили. Каждый вечер с наганом в руках Гаврила осматривал все комнаты, заглядывал в шкафы, под столы, под кровать: не забрался ли, не притаился ли вор и разбойник? Осмотревши все, посылал сына вдеть снаружи болт от ставней, который саморучно закреплял изнутри поперечиной. Опасения были небеспочвенными: при иссякании революции 1905 года экспроприации и теракты вырождались в разбойные нападения на кого ни попадя, а уж грабануть торговый элемент зазорно не было. Волна грабежей, убийств и насилий преломлялась в слухи-сказки о разбойниках, которые не только Ивану рассказывал отец, но и мне - тридцать лет спустя - моя бабка Валентина. Ивана ночами мучали сны про бандитов, хотя спал он изумительно крепко.

 

- 242 -

Когда Ивану было 8 лет, у отца случилось прободение язвы, и развился перитонит. Хотя два-три врача навещали его ежедневно, сбить высокой температуры и ослабить болей не могли. Наталья - уже вполне сформировавшаяся девушка - помчалась в Борисоглебск привезти оттуда прославленного профессора Масловского. Но, выслушав симптомы, профессор ехать отказался: "Ничем, уважаемая, помочь не могу. Готовьтесь к худшему". И впрямь, едва она вернулась, как Гаврила Афанасьевич позвал детей прощаться. Ивана добудиться не смогли, так он и не простился. Когда несколько часов спустя Иван пришел в комнату отца, тот был уже в беспамятстве. Так и умер с оскаленными зубами, тяжело дыша. Мне пришлось потратить немало усилий, чтобы раздобыть официальный документ о смерти моего деда Гаврилы. Вот он:

 

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

Новоаннинского районного (сельского)

Совета депутатов трудящихся

Волгоградской области

Щербакова Гаврила Афанасьевича.

Бюро записи актов

Гражданского состояния

30 XII 1976 г.

№ 542 г.

Новоаннинский

 

Тов. Пименов!

Волгоградский облархив ваше заявление направил в Новоаннинский райЗАГС. Новоаннинским райЗАГС найдена актова запись о смерти Мещанин города Шацка, Тамбовской губерни Щербаков Гаврил Афанасьевич 55 лет умер 24 июля 1911 г. от катара желудка.

Смерть зарегистрирована 28 июля 1911 в церкви г.Новоаннинского, Волгоградской обл.

Актовая запись о смерти № 34. Сведений о месте рождения и родителях Щербакова Г.А. в актовой записи о смерти нет.

Зав ЗАГС нрзбр вроде Бори-

 

Документ, конечно, руководствуется правилом сообщать географические данные по состоянию на момент выдачи документа, а потому пишет с казачье-хохлацким акцентом ("актова", "губерни"), но подтверждает и "Шацк", и "мещанина", и смерть летом, и смерть от болезни желудка, и даже смерть на станции Филонове, ныне Новоаннинский. Документ расходится с воспоминаниями Ивана Щербакова, который уверенно датировал смерть своего отца 1910 годом, "когда мне было восемь лет", и который убежденно называл возраст умершего отца в 57 лет. Думаю, что документ тут не ошибается, а названные расхождения должны служить мерой приблизительности воспоминаний Ивана Гавриловича Щербакова.

Резюмируя все сказанное о моих по линии отца предках, можно сделать вывод: это люди сметливые, идущие чуть-чуть впереди своего времени, угадывающие потребности и главное - направление времени как свои собственные, личные потребности, и прочно стоящие на ногах в житейском смысле, сохраняя нравственную чистоту.