- 73 -

5. Перестройка и новое мышление

Перейду теперь к третьему узловому моменту эволюции моего мировоззрения. Это «перестройка».

Описанная выше война ученого-одиночки с официальной наукой, опирающейся на мощь огромного государства, на этом не закончилась. Предстоят новые сражения — на этот раз в особых условиях, созданных «перестройкой».

В чем ее суть?

Когда-то прогрессивные дворянские идеологи призывали свой класс уступить часть своих земель крестьянству и некоторые политические права — всему населению России. Но дворяне ничего не уступили народу и погибли как класс.

 

- 74 -

Умные представители нашей номенклатуры (таких очень мало, но они все же есть) в 1985 г. предложили своему классу провести некоторые реформы, чтобы сохранить власть и привилегии. Народу они обещали горы золотые, но он еще больше увяз в трясине нужды. Многие говорят, что эта перестройка — не настоящая. Но настоящая она или нет — это зависит от ее цели. По-моему, она — настоящая, т. е. полностью отвечающая цели, а цель ее в том, чтобы сохранить власть номенклатуры. Народу пообещали улучшения жизни и уговорили его подождать годик-другой, а пока больше работать, смириться с трудностями и т. д. Номенклатура стремится стабилизировать экономику, т. е. сохранить спад производства, пустые полки в магазинах и нищенство. И это ей удается.

Возникает вопрос: зачем ей это надо? Затем, чтобы обозлить народ и направить его на тех, кто стоит за подлинную демократию (такие у нас есть, но их очень мало). Народ расправится с настоящими демократами и подставит шею под новый хомут, который готовит для него номенклатура.

И в самом деле: у власти по-прежнему номенклатура. Злодеяния прошлого списали на мертвецов и продолжают новые злодеяния.

Общество из-за своей неразвитости Не ценит своих мудрецов, так как не понимает — как это можно, забывая о себе, служить человечеству. Ложные авторитеты легко добиваются признания народа, а честнейшие и умнейшие люди подвергаются осмеянию и гонению. Критерием развития общества могло бы стать отношение народа к своим мыслите-ля'м. К сожалению, не всякий мыслитель живет по тем нормам нравственности, которые он предлагает человечеству, так как у него не хватает сил идти на муки за истину. Есть хорошие ученые, писатели, которые молчали, когда их более смелых коллег преследовали за убеждения. Через какое-то время они как бы взрослели, становились смелыми и принципиальными, не только поддерживали борцов за гуманизм, но и сами включались в эту борьбу. Именно таким был А. Д. Сахаров. А есть и другие ученые — они вели себя подчеркнуто скромно, но скромность поведения, не говоря уж о трусости, в период народных страданий есть не что иное, как предательство по отношению к человечеству. Истинная мудрость органически связана с честностью и смелостью.

 

- 75 -

Примерами в этом отношении служат «Сократ, Эмпедокл, Теофраст, Роджер Бэкон, Спиноза, Кропоткин и ныне здравствующий Солженицын.

В жизни той или иной социальной системы рано или поздно наступает момент, когда начинается крах ее идеалов и люди спрашивают себя: не оставили ли мы в прошлом чего-то нераскрывшегося, что раскрывшись, могло бы помочь на'1»1 найти другие, более ценные идеалы? Наше общество ныне подошло к краю пропасти, а ему кричат: «Вперед», но если оно последует этому призыву, то свалится в бездну.

Надо остановиться и задуматься. У нас утрачена цель, совсем недавно казавшаяся такой надежной. Наступил кризис. Для выхода из него государственные деятели провозгласили переход к Новому Мышлению, но что это такое — не совсем ясно. Действительно ли оно новое, да и мышление ли вообще?

Великие мысли надо выстрадать, а Новое Мышление провозглашается теми, кто не разделял страданий народа, а создавал их. В предлагаемом Новом Мышлении не видно ничего такого, чего человечество не знало бы раньше. В Древнем Китае, Спарте и некоторых других странах были, например, разные формы собственности — от частной до государственной, была демократия в Афинах, провозглашалась борьба за мир и братство в раннем христианстве и т. д.

Великие люди ставят одну и ту же цель перед просвещением — гуманизм, а способы ее достижения называют разные. Одни предлагают исследование природы и места человека в ней, другие главное внимание уделяют морали, третьи — религии, четвертые — искусству, пятые — справедливым законам и т. д., но все это частность. Получается, что истину можно искать по-разному. Но когда государство, т. е. организация, охраняющая интересы одного класса, устанавливает монополию на истину, то гибнет прежде всего сама истина- а с нею и те головы, в которых она рождается. При этом гуманизм наказывается как преступление.

Суть гуманизма — в том, чтобы страсти были подчинены разуму и, главное, в том, чтобы думали о будущих поколениях, чтобы оставить им цветущую землю, а это окажется возможным только в государстве Просвещенной Демократии, когда расходы на армию, военную промышленность, управленческий аппарат, космические полеты, принудительную

 

- 76 -

идеологию будут сокращены раз в десять, а освободившиеся средства пойдут на просвещение.

Ростки гуманизма еще в древности чудом пробились из-под толстого слоя варварства. На них набросились невежество, нетерпимость, фанатизм. А они все же уцелели и, спустя тысячелетия, подняли массы людей на героическую борьбу за свободу, равенство и братство. Но героизм в мышлении труднее и опаснее, чем на войне. Потому-то он так редко появляется. Опыт веков показывает: ничто, принципиально новое и одновременно прогрессивное не 'может появиться без борьбы. Дохлую рыбу по течению несет, а живая против течения плывет. Много ее гибнет на преградах, но самые сильные рыбы преодолевают преграды и обеспечивают продолжение рода. Цель борьбы — мир и справедливость.

Духовный мир многообразен. Суть этого мира выражается идеями, но разные бывают идеи. Есть идеи — однодневки. Много таких идей было у нас за последние 70 лет. А есть идеи, переходящие из эпохи в эпоху. Именно такие, долгоживущие, а может быть и вечные, общечеловеческие идеи особенно ценны для прогресса. В наше время им нужно пробиваться сквозь дикие заросли официальной болтовни и демагогии. Мудрый Ахикар две с половиной тысячи лет назад говорил, что если бы крики осла превращались в кирпичи, то он ежедневно строил бы по два дома. Слова болтунов л наших успехах напоминают рев такого осла.

Болтуны умеют черное представить как белое, а белое — как черное. Так дефицит товаров и обнищание населения они представляют как обогащение. Они так и говорят: «рост доходов населения привел к избытку массы денег, находящихся в обращении, а отсюда и дефицит товаров». В действительности же все наоборот. Реальные доходы населения падают ввиду инфляции, а недостаток товаров вызывается двумя причинами: невыгодой их производства и безудержной инфляцией, а у этих двух моментов источником является непомерный рост государственных расходов — на аварии вроде Чернобыля, на чрезмерно раздутый управленческий аппарат, т. е. на содержание номенклатуры, КГБ, армии, военную промышленность, на космос, на содержание репрессивных режимов в ряде стран (Куба, Никарагуа, Вьетнам и др.), на принудительную идеологию и т. д. В хозяйственной деятельности у нас слишком много потерь, а борьба с

 

- 77 -

ними преследуется. Так, предприимчивый хозяйственник разыскал гибнущие отходы трикотажной промышленности, .сделал из них кофточки и другие полезные вещи, деньги взял себе и дал рабочим, а его за это называют расхитителем народного достояния и сажают в тюрьму.

Искусству болтовни особенно хорошо научились не только партийные вожди, но и представители древнейшей профессии—журналисты и писатели, а кто возразит им — того к ответу. Некоторые товарищи, и я в их числе, предлагали настоящую перестройку в 1957-1958 гг., а их за это посадили в тюрьму. В 1985 году молодые лидеры партии провозгласили перестройку, ни словом не обмолвившись о том, что некоторые и раньше это предлагали и за это были репрессированы. Общественное сознание нужно менять. Новое мышление должно быть не возвратом к «истинному марксизму», будто бы искаженному Сталиным, а ренессансом гуманизма, затоптанному в грязь номенклатурой, вооруженной марксизмом. Но, как сказал один афорист, гуманизм, затоптанный в грязь, прорастает колючей проволокой.

Введение подлинно Нового Мышления — процесс болезненный. В толпе мыслителей Истина не может пройти, не отдавив кому-то ноги, и ей самой ребра ломают.