- 44 -

БЫТ

 

Что мне хорошо запомнилось, может быть, как будущему металлисту, это необычайно малое количество железа в крестьянском хозяйстве, вероятно, не более 5-10 кг на семью, плюс плуг. Сараи и амбары строились, пожалуй, без единого гвоздя, часто можно было еще увидеть даже старинные деревянные дверные петли. Также почти не имелось железа и в хатах, с их отработанной многими столетиями конструкцией, которые когда-то, после набега кочевни-

 

- 45 -

ков, можно было восстановить за две недели, была бы печь цела. Помню объемистые архитектурные исследования о продуманности и гармонии планировки украинской хаты. В старых амбарах засовы, деревянные и зазубренные, открывались снаружи деревянными же ключами в виде буквы «Г». У теток была ножная ступа рушить крупу - музейная вещь без грамма металла, такой же ручной жернов. Месили тесто в деревянной деже, мылись и стирали в деревянной ночве (корыте). Было у нас и средневековое приспособление жлукто - выдолбленный пень, чтобы белье «жлуктить» - вымачивать в растворе золы. Чисто деревянными были и кросна - ткацкие станки, имевшиеся почти в каждой хате. Село ведь ходило на 90% в домотканом, долго и я белье из домотканого полотна носил, и простыни у нас дома были площенские, домотканые. Суровое полотно считалось очень здоровым, так как непрерывно очищало кожу. От селян на Украине никогда не чувствовалось запаха немытого тела, хоть бань в наших селах не имелось, как это заведено в России.

Одевалось дореволюционное украинское село в домотканые рубахи, женские и мужские. Они были вышиты традиционным черниговским геометрическим узором, исследователи считали -очень древним, еще с княжеских времен. Но уже можно было увидеть и «городские» мотивы - крупные цветы. Праздничная мужская рубаха была с вышитой грудью, ворот скреплялся цветной ленточкой. Верхняя одежда: свита (поддевка), керея (плащ) с видлогой (капюшоном) из толстого коричневого домотканого сукна. Чем старше человек, тем традиционнее одежда, а у молодежи уже появились городские «спинжаки», жилеты, картузы.