-15-

В родительском доме.

Сентябрь 1911 – ноябрь 1930

Михаил Васильевич Ершов родился 4/17 сентября 1911 года в селе Мамыково Старомокшинской волости Чистопольского уезда Казанской губернии, в семье «бедного крестьянина Ершова Василия Николаевича». Отец «имел ремесло сапожное, работал и кормил семью»[1]. Мать, Дарья Михайловна, из семьи зажиточных крестьян[2], по воспоминаниям сельчан, «аккуратная была, смирная, спокойная, не скандальная»[3]. В семье родилось семь детей, четыре сына и три дочери, причем, два сына, Иван и Василий, умерли во младенческом возрасте[4]. В 1914 году глава семьи, участник усмирения волнений в Китае в 1898 году, Русско-японской войны, был мобилизован в армию[5] и перед отъездом перевез

-16-

cемью на родину — в деревню Барское Енорускино Аксубаевской волости[6]. С матерью остались сыновья Алексей (1897–1949), Михаил и дочери Евдокия, Лидия и Анна, позднее родилась Надежда[7]. Василий Николаевич после окончания Первой мировой войны с 1919 года воевал еще и на Гражданской, демобилизован был в начале 1920-х годов. Родители Михаила «жили средненько — не богато и не бедно: коровка была и овцы. У них был хороший домик, пятистенок, с хорошим крыльцом, длинное такое, на улицу выведенное, парадное называли. Двор, все загорожено было. Три окна на улицу выходило и два-три окна во двор. Одна изба, задняя, с печкой — там чулан, печка отгорожена была с кухней. Иконы хорошие у них были»[8].

С детства Михаил был внимательный и ревностный ко всему духовному, старательно молился, мечтал служить Богу. И обстановка в доме этому способствовала: родители верующие и тому же учили своих чад. «Отец был очень богобоязненный, знал закон и устав благочестивой христианской жизни, пел церковные песнопения и детей своих этому научал. В доме у Василия можно было всегда слышать церковное семейное хоровое пение». Это подтвердила и А. С. Лизунова: «У них очень голосья хорошие были: отец у них был голосистый, у Лидки особенно хороший голос был».

В возрасте шести-семи лет Михаил тайно исполнял молитвенное правило, скрываясь на огороде или чердаке, «прося Царицу Небесную о спасении души и о своей

-17-

жизни» (среди других молитв повторял «Песнь Пресвятой Богородицы» девять раз с поклонами). От своих сестер еще до поступления в школу Михаил научился читать, «хотя по складам читал, но все же читал. Стал постепенно читать славянские книги, хотя и плохо разбирал», читал «книги священные: Евангелие и Псалтирь, в страхе Божием, ради спасения души, <дабы наследовать> вечную жизнь в Царствии Христа Бога нашего». В школе Михаилу учиться пришлось недолго, он лишь два класса кончил, да «еще не полностию второй класс[9], постиг голод: 1920 год и 1921 год — очень трудно было, <пришлось помогать отцу>. Я от 10-ти летнего возраста стал с ним работать по сапожному ремеслу, а 13-тилетним мальчиком уже сам мог шить обувь и зарабатывал себе на одежду и на нашу семью хлеб».

С 9–10 лет он начал петь на клиросе церкви родного прихода в селе Новое Ильдеряково, позднее вспоминал, что «очень любил церковь, не могу солгать никому, пел в хору церковном». Поначалу старые певчие, которые много лет пели на клиросе, ставили мальчика ближе к книге, чтобы научить правильно петь, но скоро Михаил пел уже без книги и не сбивался, — сказывалась домашняя выучка. Певчие удивлялись, как это мальчик так быстро смог научиться правильному церковному пению, и спрашивали его: «Кто тебя научил?» — «Папаня, он у нас хорошо поет, и мы каждый день поем». Отрок уже знал наизусть чин вечерни, утрени, обедни; для молитвы уединялся в укромных местах: в поле, на реке. Будни сменялись воскресными днями и церковными праздниками, и Михаил с легким сердцем и счастьем в душе молился в церкви и мечтал: «А почему не каждый день служба?» Его совсем «не влекло к той <мирской> жизни». Однако частое посещение богослужений стало на-

-18-

талкиваться на сопротивление родителей, «отец стал мне говорить: "Что ты, Миша, совсем уже как затворник и на улицу уже гулять перестал ходить"». Кто-то из ровесников укорял и смеялся над ним за то, что он поет в церкви, другие же уважали его за это. Юношу укрепляло чтение духовных книг, он увлеченно «читал жития святых. А <при этом> – очень <сильно> ревность <по Бозе> в сердце появляется. А потом еще много книг других священных попались мне, я их читал о последнем времени. Почитал сколько мог».

Тем временем жизнь в деревне менялась, рушились христианские устои, и жизнь верующего человека подвергалась большим соблазнам и испытаниям. Не обошло это и семью Ершовых: старшие дочери Евдокия и Лидия приняли активное участие в новой жизни, вступив в местный драматический кружок. Поддавшись их настойчивым уговорам, Михаил тоже начал посещать его, но, очевидно, это сильно расстраивало его. А. С. Лизунова вспоминала: «Он пришел к маме со слезами: "Тетя Маша, как мне неохота ходить". А они <сестры> хотели заставить его, чтобы он в драмкружке играл, а он не хотел». Вскоре заболело сердце, тоска одолевала, а потом и с глазами стало плохо, солнечный свет ослеплял. Это «Господь стал призывать своей тайной силой и тайным действием из жизни земной, чтобы оторвать от тленного смертного мира земных соблазнов». Мать, Дарья Михайловна, ходила с сыном по врачам, но помощи от них не было. Однажды в селение Старое Ильдеряково приехал «отряд врачей петербургских» лечить трахому, прием вели в школе, туда и привели подростка. Врачи, осмотрев Михаила, заключили, что глаза больны, но заражения нет, — помочь ничем не смогли. Юноша все реже выходил на улицу к товарищам и, «если на улицу ходил — смирнее меня не было». А. С. Лизунова вспоминала: «Он был смиренный, не как другие: дрались, ругались». Никто не слышал от него сквернословия, за что сверстники обзывали его «девчонкой» и продолжали

-19-

вместе с некоторыми взрослыми подвергать насмешкам и притеснениям за то, что посещал храм и пел в церковном хоре. Но мысли о Боге, о вечной жизни и Страшном Суде не оставляли его.

Наступил переломный 1929 год[10]. А для Михаила — первое испытание: «церковь тогда отобрали, ходить некуда стало, молиться и петь. Народ стал соблазняться, и многие вступили на путь опасный: отошли от Бога и пошли против Церкви Святой Православной». И для юноши самое непонятное и тяжкое было, что случилось это и в его семье: «старшая сестра[11] пошла по современному течению, за ней соблазнился и отец, Василий Николаевич», — под их влиянием он даже готовился к вступлению в комсомол[12]. Но не оставляет Господь своих избранников. Видимо, эта внутренняя борьба в душе Михаила — жизнь по воле Божьей или жизнь без Бога — завершилась в конце 1929 года, когда для духовного подкрепления решил помолиться в церкви села Сосновка, где находилась чтимая икона Толгской Божией Матери.

С глазами его было также плохо, и юноша обратился за помощью к своему дяде, Федору Михайловичу Галкину[13], чтобы тот проводил его. Но дядя отказался по-

-20-

мочь, опасаясь его отца, Василия Николаевича, строго следящего за сыном. За два дня до Рождества Христова Михаил вновь обратился с просьбой к дяде и снова получил отказ[14]. Выходя из дома, юноша обронил: «Свидетель Господь, и Вы будете отвечать». Этими словами племянника дядя был удивлен и встревожен, поэтому вернул его в дом. И Михаил объяснил: «Я вот ушел бы от Вас, а отец мой ко мне бы и приступил, и мог бы меня соблазнить <к безбожной жизни>. Ведь я молод — восемнадцать лет. И Вы стали бы отвечать <за это на Страшном Суде>». Дядя сказал: «Прав, прав ты. Завтра пойдем». Ночью юноша не спал, с нетерпением ожидая утра. В Рождественский сочельник до села Старое Ильдеряково их подвез на лошади сын Федора Михайловича, а дальше — пешком. К шести часам вечера пришли они в Сосновку, остановились у знакомой вдовы, немного отдохнули.

Рождество Христово. Два часа ночи. Храм полон людей — яблоку негде упасть. Поют два хора. Михаил ясно представлял вертеп, ясли, где родился Спаситель, и думал: «А достоин ли я смотреть на Него?» После утрени он со слезами горячо молился у иконы Толгской Божией Матери, прося помощи у Царицы Небесной. После горячей молитвы приложился к образу Пресвятой Богородицы. И свершилось чудо! Уже во время дальнейшего богослужения глаза стали видеть чище и яснее свет Божий. А после окончания рождественской службы «болезнь глаз и сердца совсем оставила Михаила[15]. Трое суток из Сосновки Михаил с дядей шли домой, исповедуя

-21-

Бога и Его милость, и чудные дела Его, сотворившего чудо». В дороге юноша беседовал с христианами и сомневающимися в вере, рассказывая о великой милости Божией над ним.

Дома отец уже знал обо всем: куда, зачем и с кем ходил его сын. «Он восстал на него: даже не стал давать кушать и гнал его. <Но юноша> знал, что дерзить отцу своему нельзя, да и неугодно для Господа: "Ведь он — отец, он — мой родитель"», поэтому все, что касалось жизни временной, земной, Михаил исполнял. Но при посягательстве на духовное, жизнь вечную, сын оставался тверд и непреклонен, за что «отец подвергал Михаила многим разным репрессиям», в том числе и побоям[16]. А юноша часто по ночам зимнею порою выходил раздетый на улицу, молился по часу и более, не ощущая холода, приклоняя колени в снег, принося жертву — пламенную молитву Богу Всевышнему. Уже тогда Михаил решил: «Если я не сын Церкви Православной, то и не надо жить на свете».

В марте 1930 года Михаил пошел с дядей в Чистополь, чтобы поговеть и причаститься Святых Христовых Таин. «В понедельник, <на> первой недели <Великого> поста, вышли, <впереди> 60 верст. Два дня прошли в пути». В Чистополе остановились у знакомой дяди, Марии Ивановны Хохловой[17], а в среду молились в церкви при городском кладбище. Михаил тогда был в унынии, не зная, как «сохранить себя от всяких прельщений мирских, от нынешнего прелестного народа и от сей

-22-

надменной эпохи», так что усердно молился и просил помощи Господа… Христиане, заметив благочестивого юношу, подошли к нему после службы. Завязалась беседа о слове Божием и о сегодняшнем времени, и скоро он оказался в окружении верующих. Дядя Федор Михайлович был удивлен красноречием Михаила и, зная о стремлении племянника служить Богу, посоветовал ему: «На паперти есть человек Божий, юродивый, прозорливый. Иди к нему и дай милостыню, и он скажет тебе о твоей жизни».

Взяв двадцать копеек, Михаил пошел к юродивому. А тот вдруг, встав перед юношей, поклонился ему до земли, потом взял деньги, а народу сказал: «Это — Михаил, кланяйся ему». Затем, узнав, откуда тот пришел, послал его к старцу Платонию. А в городе и окрестностях среди христиан пошли разговоры о молодом Михаиле, который горел любовию к Богу, многие приходили посмотреть и послушать его. И от общения с юношей в сердцах людей крепла вера в Бога и Церковь Христову: «Старые и молодые говорили: "Вот как может Господь соделать: отец так идет, а сын вот как"». А Михаил с дядей, приобщившись Святых Христовых Таин, в понедельник с утра, на второй седмице Великого поста, пошли искать старца Платония, жившего здесь же, в Чистополе, в Новоселках за рекой Берняжкой.

Когда вошли в дом, старец Платоний вострепетал: «"Вот и Михаил пришел. Ждал я его 18 лет, и все же мое откровение справедливо было и сбылось". Ему было открыто еще в 1910 году, он народу сказал, всем собеседникам: "Ко мне придет юный Михаил, которого я ожидаю, тогда только я помру. Я его первый увижу, он будет таков". <И сказал старец:> "Тебе, юный Михаил, путь дан: оставить отца и матерь, и братиев и сестер, и дом и всю жизнь, и туда идти, куда тебя Господь избрал. А если мать с отцом воспрепятствуют, то они получат только один кусок мяса: и сами не воспользуются ничем. Ибо тебе надлежит пройти путь таков, каков ни-

-23-

кто не проходил. Я видел тебя еще, когда ты жил мальчиком", — и сказал все детские слова и дела, и жизнь Михаила. "В народ тебя Господь избрал, — и заплакал. — Неужели сей отрок? О, Боже мой! Как он снесет грехи народа?!"»[18].

Понимая, что старец — прозорливый человек, Михаил перед ним раскаялся в своем грехе, что играл на сцене[19]. А старец сказал юноше, что дома ему жить нельзя, что и Господь этого не позволит, «ибо Он тебя родил для времени и времен последних годов». Завершая встречу, старец Платоний, по воспоминаниям Михаила, «всю правду сказал: и что со мной будет, и как я буду жить. <С тех пор я> еще больше углубился в путь Христов Православной Церкви <…> Каждого я любил и жалел и каждому хотел угодить и уважить. В любви мое сердце горело как пламя огня, желая каждому человеку добра и правды, верной и истинной». Стоит особо отметить, что после исцеления от иконы Толгской Божией Матери и встречи со старцем Платонием жизненный путь Михаила Васильевича Ершова окончательно определился — служение Церкви Православной[20].

Путь сына не совпадал с тогдашними представлениями отца о его будущем, который настаивал на вступлении сына в колхоз и комсомол. Но Михаил оставался непреклонным. «Он часто ходил к старцу Платону послушать слов вразумительных. В районном местечке Аксубаево познакомился с Александрой Мячковой, она

-24-

считалась начитанной, и с другими людьми. Также посетил Слободу Черемуха, где много было людей верующих и начитанных». Дома учил младшую сестру Надежду слову Божиему и обучал ее церковному пению, часто бывал в доме дяди, Ф. М. Галкина, учил и его детей[21] церковному пению. В самой деревне его ближайшей единомышленницей была Мария Ивановна Лизунова[22]. Дочь ее, А. С. Лизунова, позднее вспоминала, что Михаил «рано стал ходить к моей маме», что приходил к ним в дом часто, и ее мама «ему особое внимание уделяла». Дочь при этом отмечала, что отец Михаила эти посещения пресекал, а ее маму «презирал за то, что она его сбила с толку: "Это ее работа. Маша-богомолка его сбивает"»[23].

Здесь же, в доме Лизуновых, тайно собирались христиане для духовных бесед, «приходили, читали книги, следили по Писанию, что будет дальше. Дядя Мишин приходил, Миша несколько раз, молодой человек с какими-то книгами. Приезжал еще дядя Ваня, очень божественный человек. Он посылал посылки на Афон, и ему оттуда присылали[24]. Вот они, бывало, приедут, соберутся, одеялками окна завешают, коллективизация уже началась, читают. А меня выгоняли из дому, как шпиона молодого. Если я успею спрятаться, то услышу что-то, о чем они говорят. Отец[25] матери не запрещал. <Он

-25-

охранял>. Пойдет, повесит замок на дверь, сядет возле окошечка, курит: "Вы к кому идете? К Маше?[26] Ее нету дома. Вот я ее жду"»[27]. Воспоминания М. В. Ершова и А. С. Лизуновой дополняет документ сельсовета: «В 1930 году он <Ершов М. В.> имел тесную связь с Галкиным Федором, жителем Уд<ельное> Енорускино, к нему ходил на дом, а т<ак>же и Галкин посещал его сам, снабжал религиозными книгами[28]. Ершов их изучал с местными гражданами у Лизунова Степана Яковлевича, жена последнего также принимала участие вместе с Ершовым, устраивали спевки, привлекали других, а особенно было тогда заметно, привлекалась к ним молодежь, особенно из девушек. Так продолжал Ершов с 1930 по 1931 год»[29].

Для Михаила в то время молитва, чтение книг, духовные беседы — все это было очень важно, да и с работой сочеталось: он шил обувь, а мать продавала ее на базаре. Однажды сын удержал родительницу от смертного греха. Когда она продавала на базаре обувь, у нее украли деньги. Ее брат, Федор Михайлович, привез мать Михаила домой. Она была в отчаянии: дома хлеба не было. Видя состояние матери, Михаил спросил ее:

«— Что такое, мама?

— Я деньги потеряла.

— Но хлеба немного купила?

— Четыре пуда и два пуда пшена.

— Ну, и слава Богу, мы богаты, столько хлеба! (А семья в то время была шесть человек).

Но мать воскликнула: "Я удавлюсь!". Тогда Михаил подступил к ней и серьезно сказал: «"Хотя ты мне и мать и я люблю тебя несказанно и по закону Божьему: чти

-26-

отца и матерь твою, но я сейчас возьму ремень и за такие слова тебя ремнем. Ведь ты — мать, не мне тебя учить, а ты должна меня учить. А ты что задумала? Погибель такую. Боже, сохрани от таких слов и от таких дел всякого человека! Что ты, мама? Наги родились, наги и помрем. Господь дал, Господь и взял и обратно даст". Тогда мать Михаила встрепенулась, и рассеялась ее дурная плохая мысль, и она пришла в себя и стала весела и благодарила сына за поступок разумный и благой — сохранил мать от позорной смерти и от греха неискупляемого».

Летом 1930 года, в девятую пятницу по Пасхе, на первой седмице Петрова поста Михаил впервые посетил святой источник, на месте явления иконы Божией Матери «Живоносный источник» неподалеку от Билярска[30]. Торжественное богослужение… Такого количества молящихся Михаил еще не видел. Здесь он встретил «много рабов Божиих и много старцев, <среди них> старца Платонушку, и много прозорливых. Они очень нежно приняли <юношу> и обращались с ним кротко. Побывал там на беседах. А беседы, вы сами знаете какие: наставительны и вразумительны; пение, чтение Святого Писания, даже душа тает. У Михаила загорелось сердце костром неугасимой жажды ко всему, <что служит> Божьему спасению. Ведь там можно было встретить всех: с каждого села и деревни шли люди, добрые и прозорливые, и начитанные, и богобоязливые, — полный живописный источник славы чудес <Божиих> составлялся из народа. И народ таял сердцем, и душою, и любовию, жаждой ко спасению; и один к другому — соединялась славная нераздельная семья христиан, славя и воспевая в сердцах, и в душах, и в умах своих Госпо-

-27-

да. Добрые дела и подаяния от народа друг другу происходили с полным, чистым сердечием и откровенною душою. Итак, Михаил увидел неувядаемую семью христиан Матери Святой Церкви. Тут-то юного человека <посетило> откровение духовное: "Вот зачем злой дух и злые люди хотят уничтожить Мать Святую Церковь и сынов Ее". Вот тут-то Михаил познал, что Мать Святая Церковь — Ковчег живота всем сынам христианства. Она-то и является — Баня, омывающая совесть; Она-то и является — жизнь Царствия вечного бессмертного Христа Иисуса, рождающая сынов в вечную жизнь; Она-то и сплетает неувядаемый венец славы из сынов Своих, из праведников и из святителей».

Тогда же Михаил впервые побывал в доме у Стеши-просфорни на беседе, там видел многих людей. В Михаило-Архангельском храме «впервые увидел вдовушек: Оленьку Исаенкову Баландинскую[31] и тетю Елену Кулькову[32]», — впоследствии они много помогали М. В. Ершову в деле церковного строительства. В эти праздничные дни душа Михаила ликовала, а сердце горело желанием послужить Богу: «Господи, не нам ли защищать сие богатство Твоей милости, нашу Родительницу — Мать Святую Церковь. Этот столп непоколебимости, это Царствия нерушимая стена, это богатство живота неистощимое, которое дарит сынам христианства всякое познание и всякое духовное откровение. <…> Я, Боже, защитник Матери <Церкви> Святой, <и от этого> не отступлю». Пять дней пролетели незаметно. Возвращаясь обратно с М. И. Лизуновой, молились в селе Аксубаево «на торжестве освящения храма — его обновили и освятили».

-28-

С тех пор юноша усилил пост, «бросил всякое ястие из магазинов, никаких кондитерских изделий не ел и мяса никакого не ел». Старцы разрешили ему причащаться каждый день, и постился Михаил так: «три раза в месяц по три с половиной дня не вкушал ни хлеба, ни воды[33]. В радости великой я получал от Бога все блага. Писал иконы, множество видов, с великим даром и чистотой без всякого приспособления. Во мне полился великий книжный талант: стихи, поэмы. Простым ножичком вырезал из дерева художества: иконы и виды. Меня никто не учил, никакая школа». И только дома ему приходилось все тяжелее и тяжелее. «Придет, чуть не плачет: "Тетенька Маша, что же мне делать?" А она: "Мишенька (его все «Мишенька» звали), настал час, надо все переживать". – "Я уже не могу, они меня поедают. Отец меня поедает, я уже молюсь только на чердаке. В хате мне не дают возможности[34]. Я должен скоро уйти"»[35].

Несмотря на притеснения от отца, Михаил скорбел о его душе, видя, как все глубже и глубже она погружается в пучину богоотступления, и ежедневно молился за своего падшего родителя. Однажды он прямо завел с ним разговор: «"Вот, отец, я знаю, почему гонят Церковь и людей верующих, ибо Церковь вскрывает все неправды противника и врага. Церковь обличает все наши неправды и разрушает на земле адскую злобу, поэтому сыны противления со злобною силою и внушением <диавола> восстали против Христа и против Его Храма — Матери Святой Церкви и против сынов Церкви Православной <…> Сыны противления — это антихристы. Они не наши, но вышли от нас. Почему не наши? Дух злобы не наш, а люди называются наши. Это так:

-29-

они же родились от одной Матери и в одной вере, а потом допустили в сердца свои и в умы свои злобу и пошли против Церкви. Ибо уже не они хозяева своему естеству, но дух противления, лукавый ангел".

От таких слов отец восстал огнем зла:

— Ты что, против власти, против закона, против свободы?

— У меня свобода есть: жить без преступления душой и телом и исполнять волю Божию и защищать Церковь — Мать Святую.

Отец кричит: "Погибнешь, сгинешь, и имя твое никто не будет знать!"

— Я верю и надеюсь на Того, Который сотворил солнце, свет, вселенную, спас мир и спасет меня. Где бы я ни был, знаю, что <нахожусь> под солнцем праведным, и под милостию и силой Всевышнего, и под ходатайством Матери — Святой Церкви. Сынов противления не признаю, ибо их Господь осудит.

Тогда отец стал проклинать Михаила.

— Проклятие отца на меня не подействует, ибо оно не угодно Господу. Если бы я шел путем разврата, а ты, отец, путем праведным и проклинал бы меня за мои дела, тогда твое проклятие могло бы на меня подействовать. А ты сейчас проклинаешь меня за дела Божии, может ли Господь <это> допустить? Нет, отец, я имею Отца Вечного, который хранит меня. Я тебя, отец мой, прошу и предлагаю покаяться и вернуться на путь благочестивый, на котором ты стоял.

Отец крикнул: "Ты, сын, будешь меня учить; вон-вон, не хочу на тебя глядеть!"» Разговор не получился.

Отношения с родителем еще более обострились во время раскулачивания[36]. «Сперва кулаков начали выго-

-30-

нять, а потом коллективизация началась»; «Вывозили не сразу. Они уже знали, что поедут <в ссылку>. Прятали вещи, узлы нам приносили. Обыски у них делали»; «У соседей наших все поотбирали, даже не давали юбку лишнюю надевать, снимали»; «Приехала черная машина-тройка[37]. Их <кулаков> туда-сюда вызвали и обсудили. Первый раз их как-то наши не дали — поднялись. А потом их ночью вывозили. Милиция, подводы с Аксубаево, и их отправляли. У нас выслали двенадцать домов и двадцать дворов разорили. Несколько раз вывозили. Еще делали, помню, бойкот. Не идешь в колхоз: все отберут, оставят пару буханок, ведро с водой, парашу. Дверь, окошки забьют досками. Не идешь в колхоз — живи. Они мучаются, мучаются, а потом идут, поступают в колхоз. Я помню: "Мама, мы пойдем в Удельное <Енорускино>? Там три двора забили — бойкот им". Это мы бегали <смотреть>. Но это не всем, это таким особым, кто выделялся»[38].

Земляк М. В. Ершова, ответственный за доставку высылаемых крестьян из родного селения в Чистополь, вспоминал, как это проходило: «В июне 1931 года поступило распоряжение из ОГПУ. В циркуляре было сказано: "Арестовать семьи раскулаченных и ночью тихо отправить на сборный пункт в г<ород> Чистополь". Старшим по отправке раскулаченных ОГПУ назначило меня»;

«Мы не арестовывали, а просто собирали семьи раскулаченных в клубе. Население деревни знало. Всю ночь клуб был окружен народом. Рано утром семьи раскулаченных отправляли. Утро, выгоняли скот на пастбище. Всходило солнце, оно было багровое. А это значило, что день будет ветреный или будет дождь. Было

-31-

более десяти подвод. На некоторых был багаж раскулаченных, а на других подводах усаживались семьи раскулаченных. Было неспокойно: мычали в стаде коровы, крик овец, визг свиней. Скот выгоняли из деревни. Пыль поднималась столбом в небо. Многие люди пришли проститься с отправляемыми. Подводы тронулись, плач коробил мою душу. Я с двоюродным братом ехал сзади подвод. Конвой я не брал. Даже подводчики были родственники раскулаченных: Храмов Александр и Филинков Егор»;

«В селении Муслюмкино в овраге надо было поить лошадей, и раскулаченные семьи разожгли костры. Они варили суп и прочее»; «Мы впрягли лошадей. Оставалось ехать до города Чистополя восемнадцать километров. Ночь была темная, шел дождь»; «Утро, мы остановились возле сборного пункта. В восемь часов утра пришел уполномоченный ОГПУ по городу Чистополю, он принял раскулаченные семьи»; «Когда Юсупов открыл ворота сборного пункта, я посмотрел во двор. Там было столпотворение. Помещение из двух этажей было переполнено, а во дворе — толкучка. Охали старики и старухи, плакали дети. Матери черпали дождевую воду в кадушках, размачивали сухари и кормили детей. Людей окружали миллионы мух. Посреди двора был туалет и из него текли человеческие отходы. Мрачные лица заключенных и напряженная обстановка давили на мое сердце, ибо я знал боль страдающих людей»[39].

Некоторые жители деревни писали в Москву, в правительство, чтобы их освободили. Подписавшись под одной из первых жалоб, что неправильно высылают крестьян, Михаил прямо сказал отцу, который был в

-32-

то время, видимо, членом сельсовета[40]: «Что вы делаете? Кого вы хотите погубить?» Это еще более усугубило положение юноши, стало совсем тяжко, приходилось ночевать то у Лизуновых[41], то у дяди Федора, то у других христиан. Описание сложных внутрисемейных отношений тех лет дополняют показания свидетелей по делу 1931 года. Например, его родная сестра Анна показала на допросе: «Живем мы все вместе: наше хозяйство в колхозе, отец — колхозник. Я и еще моя сестра <Лидия>, поскольку каждый год уходим на заработки, я работаю по найму, также и сестра моя, поэтому пока в колхозе не состоим. После того, как брат Михаил стал вместе вращаться с каким-то Платонушкой, то Михаил мне говорил при разговоре о колхозе, что ему якобы Платонушка говорил, а также и другим говорит, что по Божьему Писанию в колхоз ходить ни в коем случае не следует, очень грешно. Это дело антихриста, и что он очень рад, что, мол, мы (сестры Михаила) не в колхозе»[42]. А М. И. Хохлова на допросе подтвердила, что знала от Михаила о вступлении его отца в колхоз, и что он «с

-33-

этим примириться никак не хочет, говорит: "Убей лучше, а в колхоз не пойду"».

Михаил продолжал нести людям слово Божие, собирал христиан вокруг Церкви Православной[43]. Гонения от отца усиливались, он даже запретил сына кормить, хотя тот зарабатывал самостоятельно. Но самое главное для юноши, что «уставов монашеского возложения выполнять ему нельзя». И он — решает уйти из дома.



[1] Здесь и далее все цитаты стандартного шрифта, выделенные кавычками, приводятся либо из автобиографии М. В. Ершова, либо из его кассационной жалобы по делу 1958 года.

[2] «Мать Ершова <Михаила> происхождения из крепкой кулацкой семьи гр<аждани>на Уд<ельное> Енорускино Галкина Михаила». Из характеристики сельсовета на М. В. Ершова. 1934 год.

[3] Из воспоминаний Анастасии Степановны Лизуновой (1917–2003), уроженки деревни Барское Енорускино. Литературная запись составителя 2000 года.

[4] По воспоминаниям Н. В. Ершовой.

[5] «Примерно с 1907 по 1914 год работал в с<еле> Мамыково сапожником». Из ответа Тельмановского РО НКГБ. Дело 1943–1944 годов.

[6] Анастасия Степановна Лизунова вспоминала: «Наша деревня, немаленькая, 71–72 двора, жила крепко. Все сапожники были. И кожу сами выделывали. Несколько людей держали такие бани, где кожу делали, и к ним ходили, покупали. Наша деревня, как "лялечка" была, красивая; дома все хорошие. Не бедно жили. Под соломой были дома в деревне, но очень мало».

[7] Согласно анкете М. В. Ершова: «Евдокия Птичкина, р<ождения> 1904; Лидия Ершова, р. 1907; Анна Огаркова, р. 1909; Надежда Ершова, р. 1921». Дело 1958 года.

[8] Из воспоминаний А. С. Лизуновой.

[9] Это же подтверждает его сестра Лидия: «Он не окончил даже двух классов школы» (Ершова Л. В. «Наши пути разошлись» // Знамя труда. 1959. 21 июня).

[10] 18 мая 1929 года XIV съездом Советов принята новая редакция четвертой статьи Конституции РСФСР. Этим решением религиозная пропаганда была исключена из конституционных прав граждан, при сохранении права пропаганды антирелигиозной. 11 декабря 1929 года в газете «Правде» сообщалось, что страна начинает жить по пятидневке: четыре дня рабочих, пятый — выходной. Советская власть всячески стремилась, чтобы воскресенье, то есть Воскресение Христово, было стерто из памяти народа.

[11] Евдокия Васильевна Птичкина — член ВКП (б) с 1931 года.

[12] «Когда у нас организовался колхоз, Михаил участвовал в художественной самодеятельности, готовился в комсомол» (Птичкина Е. В. Вот он каков, «святой отец» Михаил. // Советская Татария. 1959. 5 апреля). Подтверждение этому находим и в показаниях сестры Анны Васильевны (Дело 1931 года).

[13] «Благочестивый человек, <высокой> духовной жизни, очень хороший» (Автобиография).

[14] «Ершов – мой племянник. До января месяца 1930 года от остальной молодежи села ничем не выделялся, играл на сцене, был членом драмкружка. И вот, накануне Рождества 1930 года, после спектакля Михаил приходит ко мне и говорит: "Дядя, пойдем в церковь"», — показал Ф. М. Галкин. Дело 1931 года.

[15] «В 1928 году у меня заболели глаза, исцелился от болезни в Сосновской церкви. С тех пор еще больше укрепился в вере», — из показаний М. В. Ершова. Дело 1958 года.

[16] Сестра Анна рассказала на допросе, что с ее братом, «произошло резкое изменение в его поведении, он попал под чье-то влияние: стал ходить в церковь, читать Евангелие и другие священные книги, за что отец обзывал его монахом и ругал». Дело 1931 года.

[17] М. И. Хохлова знала Ф. М. Галкина с 1925 года, когда учила шитью его дочь. На допросе она показала: «Весной в 1930 году Галкин Федор приезжал со своим племянником Михаилом говеть, и также останавливались у меня на квартире». Дело 1931 года.

[18] «В марте месяце 1930 года был в Чистополе, в городе, в церкви и познакомился с одним юродивым человеком, хромой, звать Платон. Его все знали, он все <тайные> мысли человеку говорил».

[19] Из показаний М. В. Ершова. Дело 1931 года.

[20] М. И. Хохлова рассказала на следствии о произошедшей в 1930 году неожиданной и резкой перемене Михаила Ершова, после чего он «начал молиться Богу, а затем нашел Платонушку». Птичкин Н. И., муж старшей сестры Евдокии, уточнил на допросе, что с марта 1930 года Михаил «имел тесную связь с Галкиным Ф. М. и чистопольским Платонушкой».

[21] Леонид 15 лет, Василий 12 лет, Татьяна 16 лет, Анна 13 лет. Старший сын Александр (27 лет) жил отдельно. Дело 1931 года.

[22] Родственница М. В. Ершова по материнской линии. А. С. Лизунова — ее дочь.

[23] А. С. Лизунова вспоминала, что позднее отец Михаила, В. Н. Ершов, просил у ее матери прощения за то, что укорял ее и гнал сына из их дома.

[24] Он жил в селе Слобода Черемуховая, за 12 км от них. Раба Божиего Иоанна за то, что он был молящийся и переписывался с Афоном, искалечили. «У него что-то глаза приболели, он пошел <к врачу>, а ему взяли да такого лекарства пустили, и глаза выжгли. Вскоре после того, как ослеп, умер», — вспоминала А. С. Лизунова.

[25] Степан Яковлевич Лизунов.

[26] М. И. Лизунова была искусная портниха-надомница.

[27] Из воспоминаний А. С. Лизуновой.

[28] А. С. Лизунова вспоминала, душеполезные книги Михаил брал для чтения и у ее матери.

[29] Из характеристики на М. В. Ершова Барское Енорускинского сельсовета. Дело 1934 года.

[30] «В Михаило-Архангельской церкви пригорода Билярска находится особенно чтимая икона Живоноснаго Источника Божией Матери, чаще называемая народом "Источница"» (Известия по Казанской епархии. 1872. С. 345). Она была найдена в лесу близ нынешнего святого Билярского ключа.

[31] Ольга Максимовна Исаенкова родилась в 1894 в деревне Нижняя Баланда Чистопольского уезда, троюродная сестра М. В. Ершова по матери. Замужняя. Муж погиб на Первой мировой войне. Скончалась 16 июля 1977 года в родной деревне.

[32] Елена Степановна Кулькова родилась в 1884 в селе Новое Мокшино Чистопольского уезда, дальняя родственница М. В. Ершову по отцу. Скончалась 3 января 1971 в Аксубаево.

[33] Это в месяц составляло десять с половиной дней.

[34] М. И. Хохлова на следствии показала, что, когда Михаил Ершов бывал у нее дома, то «временами молился часа по три». Дело 1931 года.

[35] Из воспоминаний А. С. Лизуновой.

[36] 27.12.29 — заявление Сталина о начале сплошной коллективизации и о переходе к политике «ликвидации кулачества как класс». Политбюро ЦК ВКП (б) утвердило постановление ЦК ВКП (б) "О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации" от 30.01.30. А уже 02.02.30 ОГПУ был издан секретный приказ № 44/21 "О ликвидации кулака как класса", регламентирующий процедуру арестов, расстрелов и депортации «кулаков и подкулачников» в отдаленные районы СССР.

[37] Видимо, члены Тройки ОГПУ.

[38] Из воспоминаний А. С. Лизуновой.

[39] А. Г. Зайцев родился в 1912 в деревне Трудолюбово Чистопольского уезда (Коллекция мемуаров и литературных произведений. Ф. 2. Оп. 2. Д. 32. С. 64–65 об. // Архив Международного Мемориала).

[40] Председатель сельсовета с января 1931 года. Дело 1931 года.

[41] Семья Лизуновых не вступила в колхоз. «Мама сказала: "Я иду на все". Отцу говорит: "Отец, иди, ступай с детями, я тебе дорогу не загораживаю, а я не пойду. Пусть меня <отправляют>, куды хотят". А он ответил: "Куда иголка, туда и нитка. Иголка вперед идет". Почему мама не пошла в колхоз? "Сатана это руку наложил на весь народ, сатанюга, — она открыто говорила. — Это уже власть — сатана". Потом уже, когда все отобрали, все отодрали — одна изба осталась, в 1936 году отец сделал санки, посадил <сестру с братом>, Лизу с Ванюшкой, <положил> машину <швейную>, свой инструмент (уже ничего не было, одежи никакой) и <ушли> в <село> Кривозерки, сняли комнату. Отец стал работать, сапожничать, и мать портнихой» (Из воспоминаний А. С. Лизуновой).

[42] Далее она подтвердила, что, «разъезжая по селам и деревням, Платонушка всегда ездит с Евангелием, в домах устраивает беседы среди крестьян, читая Евангелие, и говорит, что колхозы — дело антихристово».

[43] Согласно автобиографии, Михаил обратил на путь Православия из баптизма своего родственника Петра Сергеевича Кузьмина со всей семьей из деревни Старое Ильдеряково.