-168-

«9 ноября 1944 года Михаила освободили из смертной камеры»; «через месяц он был отправлен на этап в Казань, в пересыльную тюрьму.По дороге, в селе Сахарные Новоселки[1] настигла <этап> сестра-христианка Васса <Плеханова> и передала передачу. Зимняя дорога пешеходом была, конечно, тяжелая, да еще конвой очень жестокий. Прибыл в тюрьму 19 декабря, а 30 декабря отправили этапом в Арзамасскую тюрьму. На дорогу был дан сухой паек на четыре дня. Но, когда ехали в поезде, вот уже двое суток проходит, а питание не дают. Михаил стал требовать у начальника конвоя, но он сказал: "На вас не дали". — "Я сам нес продукцию, которую нам дала тюрьма". И тогда через два или три часа начальник выдал питание. Заключенные благодарили Михаила, что вытребовал паек»[2].

В Арзамасской тюрьме архипастырь Христов был заключен в карантинную этапную камеру, и там познакомился со многими христианами. «Беседовал с ними, на-

-169-

ставлял их на путь <спасения>. Писал <им> и молитвы, просил их исполнять закон Церкви Православной». Дальние этапы на север формировались в Горьком, и 25 января 1945 года святителя отправили в новый этап. Здесь он встретил заключенных «с Украины и других мест с тем же наказанием — каторга». Из Горьковской тюрьмы выехали 4 февраля[3]. «Этап был очень тяжелый: дорогой били, морили голодом, притесняли»[4]. 13 февраля 1945 года заключенные прибыли на пересылку Воркутлага[5], и здесь владыка увидел новые распорядки и обращение[6].«Одежду нашу резали на спине и на правой ноге, вставляли латки; писали нам номера на спине, и на шапке, и на правой ноге выше колена — это нам, каторжанам, так было[7]. Номер мой был на Воркуте таков: О 950.

По фамилии нас не называли, а только по номеру и букве. И мы не должны были называть друг друга по имени и фамилии, а только по номеру. На номер Михаил не откликался — его ударяли. За номер он не расписывался и не нашивал его». За это его раздели и разули:

-170-

«голого и босого поставили на снег, а мороз был 45 градусов». Много тягот и оскорблений перенес епископ Михаил за эти несколько дней на пересылке. «18 февраля с заключенными, в количестве 65 человек, был направлен на 6 шахту угольную[8]. А 21 <февраля> послали на работу в шахту (но работал там мало). Дорогой, когда ехал, рассуждал, что люди будут сознательны друг к другу». Но такого ужаса он не ожидал, даже «звери никогда так не поступали: били один другого, убивали среди зоны и в бараках, охрана и надзиратели и сами <каторжане> один другого били. Люди грязные, нельзя было узнать лицо человека — грязь и все, отдыхали всего 3-4 часа в сутки». Даже положенное скудное питание они получали не полностью, не все продукты доходили до котла заключенных. Да к тому же все каторжане находились всегда строго под замком[9].

«А какая справедливость была. В марте месяце сами нарядчики сговорились с нехорошими людьми — ворами и бандитами, и в сушилке украли у Михаила валенки, а валенки домашние были, свои. Утром приходят на работу выгонять, а валенок нет. За <это> нарядчики Михаила избили, <хотя> сами же их и украли. <Тогда же> в марте месяце Михаил пошел в столовую. Взял свой паек и товарища: товарищ был болен, и он хотел отнести своему другу обед, чтобы накормить. Надзиратель вылил обед, а Михаила избил и посадил в холодную камеру. Потом послали работать в сапожную. И вот к нему стали привязываться надзиратели и начальник режима. "Сделай нам сапоги". – "Из чего я вам сде-

-171-

лаю? Товара[10] нет". – "Хоть из своей кожи, но сделай". Но Михаил не мог. Тогда в один из дней надзиратели и начальник режима поймали его, порвали на нем одежду и помяли, как следует. Вот что делали в лагере.

Едва-едва Михаил хранил себя от всяких бед: смерть в глаза смотрела, но он только просил Господа, как бы исполнить волю Его». Сразу же после прибытия на 6-й ОЛП святитель обратился за помощью к знакомым, с которыми ехал по этапу на Воркуту. Они работали в механических мастерских и изготовили по его заказу «прибор церковный: чашу, дарохранительницу[11], ложечку, дискос и крест. И Михаил каждый праздник, каждое воскресение совершал службу скрытно». В этом лагере архипастырь Христов с Божией помощью собрал христиан и организовал хор: каждый вечер каторжане в их бараке слышали церковные песнопения.

14 сентября 1945 года был освобожден из исправительно-трудовой колонии № 5 в Свияжске Григорий Русаков[12]. Узнав у Надежды Ершовой, сестры владыки, его адрес, он написал письмо, в которомизвещал, что «освободился из заключения и просил его указаний (благословения) на дальнейшее руководство "истинными верующими"»[13]. Каторжанам переписка была запрещена, ее имели очень немногие и только с разрешения руководства управления Воркутлага[14]. «Во всем ОЛП у нас бы-

-172-

ло народу 4 тысячи, а переписку с семьей имели только человек 30». Но епископ Михаил нашел возможность ответить Григорию Русакову, о чем тот позднее даст следующие показания: «В конце сентября месяца 1945 года я получил от Ершова ответ на свое письмо, в котором он благословлял меня взять<на себя>руководство группами "истинных верующих" и продолжить нашу работу»; «Например, в отношении указания мне возглавить группы в Татарии, он написал мне так: "Собери всех овец бывшего нашего стада воедино и воспитай их в том же, как я, направлении"»[15]. Чтобы хранить в тайне архиерейский сан М. В. Ершова, Григорий Русаков объяснил христианам, что благодать священства получил на святом Билярском ключе.

В 1946 году владыке удалось тайно отправить с вольнонаемным письмо Варваре Яковлевне Кузнецовой в село Старошешминск. Об этом узнала администрация лагеря и стала его преследовать. Как-то июньским вечером святителя встретил начальник режима[16], избил его, порвал не только рубашку, но и всю одежду. За нарушение режима (видимо, тайная отправка письма) узника за Христа сначала«посадили <в карцер> со строгой изоляцией[17], а потом 25 августа отправили на штрафной ОЛП — кирпичный завод № 2. Просидел в камере со строгой изоляцией 1 месяц и 5 дней, а потом выпустили в общую зону. На кирпичном ОЛП народу было меньше, чем на шестой шахте: 2200 человек, и все каторжане». Скудное лагерное питание часто оставалось нетронутым, ведь пастырь не ел скоромного, поэтому ел «всегда больше хлеб, да если рыба и каша с растительным маслом, а если на мясном

-173-

бульоне — то не ел. Некоторые <заключенные> помогали, а большинство создавали клеветнические провокации, которые не увидишь даже во сне.

<Здесь> вновь приобрел христиан. Многих наставил: и молодых, и старых; и заблудших возвратил». Первыми духовными чадами архипастыря в этом лагере стали Василий Владимирович Калинин и девятнадцатилетний Василий Михайлович Демочкин. Василий Калинин позднее вспоминал: «Голодные были люди. Все воры пожирали и начальство». От хлебореза[18] требуют«у каторжан хлебушек отбирать и блатным давать. С каждого рабочего по 15 грамм удерживать; три раза давали хлеб, 45 грамм<в день> с человека. А этот хлеб, который сэкономишь, его вывозят за зону и продают — это все начальству. Выписывают с кладовой масло на лагерь — 60 кг (паек дополнительный): 20 берут <заключенным>, а 40 оставляют для начальства. Вот приходят <блатные к повару>: "Дай 2 кг масла". Не даст — они его в котел, и <им> ничего. Посадят <одного> на 5-10 суток, отсидит и все»[19].

Василий Калинин работал молотобойцем в кузнице, а его товарищ Александр — токарем. Посуды в то время не хватало, и они тайком делали из обрезков дюралюминия стаканчики, которые меняли вольнонаемным и тем, кто был на другом режиме, на хлеб и сахар. Работая в кузнице, Василий Владимирович застудил седалищный нерв (ведь кругом сквозняки были). Позднее он вспоминал: «Я лежал, верите, пальцем повернешь, как даст в голову, просто обморок. ПриходитСлавка Вишневский, западник[20], он со мной дружил, и говорит: "Пришел к нам рус-

-174-

ский иеромонах"[21]. Я не имел понятия, кто такой иеромонах: "Пойди, позови"». Он сходил и передал слова священника: «"Нет, я сейчас не приду, завтра". А у меня терпения нет. Он приходит на другой день.

— Ну, чего ты лежишь?[22]

— Михаил Васильевич, да чего же, такое-такое.

— Да ничего там нет. Пойдем, побеседуем со мной.

— Какая беседа?! Вы сядьте, пожалуйста, выпейте чаю (а у нас даже хлебушек белый был и сахар).

"Пойдем, у тебя там нет ничего". И как он меня взял за это место — и вот до сих пор как все равно я не болел. Я встал, пошел, как он мне говорил. Я не плакал, я ревел как бык. Чего он мне говорил, я ничего не помню[23]. Он мне говорит: "Ну, ты еще полежи, а завтра пойдешь на работу". Я сам не верю, <но утром> пошел на работу». А вот как описал знакомство с Василием в октябре 1946 года сам архипастырь: «Он лежал недвижим: у него болели ноги и спина. Я подошел и сел возле него и спросил: "Вы меня звали?″ Он сказал: ″Звал". Я стал спрашивать: давно ли болеет. Он сказал: "Давно". Я стал говорить с ним и взял его за спину, проговорил молитву и говорю: "Довольно лежать". Подал ему руку, и Калинин Василий Владимирович встал на ноги здравый и заплакал на весь барак. Народ услыхал и подбежали: "Что это?" И на другой день Калинин пошел на работу».

Василий Калинин вспоминал: «И как он <Михаил Васильевич> пришел, месяца через три-четыре сняли замки с бараков, не стали замыкать. <Раньше> приходишь со столовой — и под замок. Из-под замка — сразу на работу. Это ужас был! По тридцать-сорок умирало за месяц. Увозили трупы и складывали, где морг. А весной

-175-

на лошадку положат, бечевками завяжут, <и отвезут>, мхом забросают. А когда бараки открыли, стало легче…Все эти западники <шили> для начальства то тапочки, то туфли; а его — на валенки.По сорок пар валенок перебирал. Весь замазан: брюки и все. Мыла давали пять грамм, когда пойдешь в баню. <Была> сода, вот потрешь ею, всю голову обдерешь, а руки мыть нечем. <Как-то> пришел к нам в воскресенье:"Сделайте мне церковную утварь[24]. Чашу вы, конечно, не сможете сделать, как положено. Ну, стаканчик вы сможете сделать, копье с ложечкой, тарель". Я рад <помочь> такому человеку.

Пошли в понедельник <на работу>. Стали точить <заготовку>, а там вздутие, дыры. Он приходит в понедельник вечером: "А почему же вы не сделали?" – "Да вот, работы много", — врем ему, откровенно говоря. И так во вторник, и так в среду, и так в четверг, и до пятницы — не могу сделать. Только налью — вздутие. Станет <Саша> точить — там дырка. Приходит он в пятницу: "А вы мне сделайте <обязательно>. Мне завтра службу совершать" (он все время там совершал службу). Пришли <на работу>. Я раз-раз <отлил>, выточили, рады. Он приходит: "Чего вам заплатить за это?" Я говорю: "От юности ищу души спасение". Он мне сказал: "Будет воля Божия — но потерпишь". А на него <Сашу> — так посмотрел. Он украинец, с города Умани, такой умилительный мужик, — и заплакал. "А тебе, Саша, детей жалко", — и он <М. В. тоже> заплакал. Через месяц его <Сашу> по чистой <освободили>[25]. Никуда он не писал. И уехал домой Саша.

А до встречи с Михаилом Васильевичем вижу сон-откровение. Идут два старца: один высокий, другой ма-

-176-

ленький. Взяли меня за плечо: "Проснись". Я проснулся, заснуть не могу. А мне родители говорили, что если что-то случится и ты будешь волноваться, то помолись, попроси Господа и уснешь. Я попросил, и не успел уснуть, они обратно идут, говорят: "Христос Воскрес!" Я отвечаю: "Воистину Воскрес!" Трижды. Но думаю: "Вроде Пасха весною, а это в августе, в сорок шестом году". А они метров десять прошли, маленький повернулся и говорит: "Иди, не сумлевайся". Я <тогда> ничего не понял.

<Михаил Васильевич>объяснил мне, какой наш путь, все мне объяснил. "Мяса, — говорит, — мы не едим. Мы <живем> монастырской жизнью". А там давали сто пятьдесят грамм котлет (немножко мяса, остальное каша) — усиленный паек. Придем туда, котлета лежит. А он: "Ешь, ешь, ты ешь". А какое там, раз на такой путь встал!... Раз мясное не ели, если повар хороший, — нам растительного масла даст пять-десять грамм лишних, а плохой — не даст. Как-то дежурил такой плохой повар, Михаил Васильевич и говорит мне: "Давай, сынок, сымем его". А я думаю: "А как снять?" Гляжу — на другой день нет его, другого поставят. С работы и я к нему, и он ко мне. Михаил Васильевич ухаживал за мной, как за дитем. Я ничего не знал, знал только "Во имя Отца" и больше ничего не знал, я вам откровенно говорю. Он мне написал "Трисвятое". Учу-учу — ничего не понятно. Что такое "Царю Небесный", что такое "Святый Боже"? Придет, спросит. Я говорю: "Нет, нет". Целый месяц <учил>. Он говорит: "Баран ты, иди, завтра выучишь". И как он сказал, на другой день я пришел с радостью. Надо было попросить благословение, а я ничего не понимал.

Однажды ему верующие прислали десять посылок. Там <в лагере>такой закон: приходишь <за посылкой> — расписывайся. А потом, что воры дадут, то дадут. Пришел он <ко мне>, принес жменьку орехов и заплакал. "Отныне, — говорит, — им жизни не будет". И

-177-

на другой день пошла резня: суки[26] на воров, воры на сук. У нас за один день сорок человек зарезали. И по всему Советскому Союзу <началось>. Когда я не знал Михаила Васильевича — мне везде дорога. А как встретился — мне все закрылось. Он просит: "Достань сто грамм хлеба <белого> для службы, потому что на ржаном нельзя". И то я с трудом достал».

Василия Калинина позднее сняли с работы молотобойцем и отправили в глиняный карьер. Но недолго ему пришлось там работать: «Попал между вагонок, и одну ногу повредил, — вот так раздулася. Меня послали в стационар. Он <пастырь> дал мне просвиру. Я, откровенно говоря, стеснялся креститься. Вот так лежу, накроюсь и вот так крещусь — стыдно было перед этими <больными>. Нас в стационаре девяносто человек лежало. Двойные нары, тут проход был узкий. Стал читать <Иисусову молитву> за акафист Царице Небесной. Не знаю, сколько прочитал; чую — посторонний запах. Я думаю: "Может быть, Михаил Васильевич пришел да ладан жгет". Посмотрел — никого нету. Стал дальше читать. "Вы знаете, Господи, не вмени во грех — не могу дышать, <запах> все гуще, гуще, гуще. То естество не нарадуется, то не могу дышать". Я встаю, беру одеяло и вот так разгоняю. Смотрят больные, врач вышел: "Что с тобой, Калинин?" Я молчу, ничего не отвечаю. И это длилось чуть ли не целый день. С тех пор, конечно, я уже понял, что тут играться не с чем, а до этого я не мог понять[27].

Первый раз я не пошел на работу, на какой <церковный> праздник — не помню. Они дали пять суток <штрафного изолятора>. Я объявил голодовку — пять

-178-

суток не кушал. А потом, на Николая Чудотворца, я не пошел работать — "крещение″ мне было: на меня надели наручники и поставили под вышку. Сколько я стоял — не помню. Мороз был шестьдесят градусов. И заплыли эти руки. И когда стали отходить с пару <в тепле>, то я, конечно, плакал. И <вспомнил> его слова: "Будет воля Божия — но потерпишь". С тех пор с меня наручники не сходили»[28].Много послужит В. В. Калинин епископу Михаилу и Российской Истинно-Православной Церкви.

* * *

«Переписка Михаилу была запрещена. В феврале 1947 года написал письмо и дал его Кузьмину (называл себя верующим, работал в КВЧ), чтобы услать на родину, но <тот> бросил его в уборную. Вмарте месяце написал 2-е письмо и отдал Васеньке Демочкину (работал он на кухне), и он послал через вольного человека — экспедитора. Письмо получили Григорий Русаков и другие христиане. И с тех пор Михаил стал переписываться». Вот что писал архипастырь Христов из каторжного лагеря:

«Дорогие, что делают сейчас священники <Московской патриархии>— погибель им идет. А мы будем довершать врученное нам Господом и собирать людей, и приводить к покаянию, чтобы наполнить число верующих в последнее время». 07.03.47.

«Сообщаю Вам, Варвара Яковлевна <Кузнецова>, что посылку я получил, благодарю, 17 июня. В посылке было: <иконы> Воскресение Христово, Божия Матери, и крест, и пояс[29], и свечи, но все перечислять не буду»[30].22.06.47.

-179-

«Письмо с Дальнего Севера от Михаила Васильевича многоуважаемой Варваре Яковлевне <Кузнецовой>. Вы сомневаетесь о Грише: он мой и тем же миром я его благословил. Как сказал Господь: "Тем даром давайте, каким и получили". Я благодарю Господа, что в Гришу положил Отчее благословение. Гришу я оставил здесь, где уже зажженный свет и показан путь истинный. Но мне Господь сказал: "Иди туда, где тьма непроглядная". Как темная пучина бездны, образовалась сила диавола и хотела пожрать меня, но милость предвечная, Господня, помогла. Сейчас у меня здесь есть такие же братия и с тем же духом, делим все вместе. Ко мне присоединились молодые дети: 18, 20, 30 лет — жаждут о сладком источнике живой воды, чтобы попить слова Божьего. Молитесь за нас: мое имя поминайте и еще: Тимофея, Николая, Василия, Петра, Николая, Андрея, Симеона, Василия, Петра»; «Мой престол, что есть — все со мной. Не думайте, что какая-нибудь секта. Нет, но Истинная, Богоугодная <Церковь>, путь Христов»; «Сообщаю вам: 29 июня начал вам писать после обедни. Ко мне пришел молодой человек побеседовать. Я бросил письмо и стал беседовать о Святом Писании и наставлять его на путь <истины>. А вы здесь, между собой: нет у вас любви. Соберитесь вместе, проститесь друг с другом, и помолитесь общею молитвою и покайтесь и обо мне помолитесь. Привет Грише, споспешнику моему — не отступай, проповедуй! Привет сестре Наде — исправься. Васене, Марии Алексеевне, Анфисе, Дунюшке и всем, всем — исправьтесь. Моя жизнь во Христе Иисусе до сегодняшнего дня и минуты. Примите духовный привет от сынка Васи <Демочкина>, ему всего 20 лет. Мы с ним вместе, покамест, спим, и кушаем, и письма пишем, и он от меня часто приобщается <Святых Христовых Таин>. В праздники никогда не работаю, но

-180-

исполняю службу. <Икону> "Помощницу" у себя держите и всякие вещи, принадлежащие Церкви, святые книги – храните.Кто хочет, пусть приходит к вам, помолится "Помощнице" и приложится». 29.06.47[31].

«Привет плаксивой Васене <Плехановой>, она у меня всегда в сердце. Как вспомню ее слезы — сам заплачу». 28.07.47.

«Гриша <Русаков>, может быть, некоторые идут против меня и против моего благовестия, думают, что это не так. Может, они хотят разрушить меня молитвою, и постом, и покаянием. Я бы радовался, если бы они постились и молились. Ибо они думают, что во мне прелесть. Нет. Наоборот, они меня никогда молитвою, и постом, и покаянием не разрушат, но, наоборот, для меня это и надо, чтобы люди молились, постились и приходили к покаянию. Вы сами знаете, что ни одна прелесть не может проповедовать покаяние. Если она будет проповедовать покаяние — и сама покается и придет к истине. Еще пишу вам: кто ищет истины и правды, пускай прежде в своем сердце явит правду и любовь, тогда и откроет ему Господь. Без трудов и без покаяния ни один пророк, и ни один монах, и ни один затворник, и ни один мученик не жили на земле, но через великие труды и гонения пришли ко Господу»; «Пишутем: они почему идут против — им не хочется страдать на земле, хотят создать царство себе на земле. Нет, не будет и не создадут на земле жиз-

-181-

ни. Нет ее, уже подходит конец. Сообщаю Вам, Гриша, я Ваше письмо получил, которое писаное после Иванова дня и после Петрова дня, о чем Вы мне и писали, что вы собирались все <на богослужения>. Гриша, если вы посылаете мне посылки, то нужно в письмах указывать от кого, и какого месяца, и какого числа. А то я письма получаю, и вы не описываете ничего за посылки. Вы пишете, что послали 11 посылок, а я получил только 8. Сообщите, от кого были посланные посылки». 01.08.47.

«Благословит вас Господь Своею всещедрою рукою, увенчает вас, дорогие чада, Господь оружием благоволения, благодатиюСвятаго Духа. Нет выше и дороже, если когда Господь пошлет милость для чад своих. Народу много, и все по-разному живут, но не все получают <ее> и не всех Господь благословляет. Зовет всех ко спасению, но не все спасаются.

Многоуважаемая Мария Ивановна, на земле народа <много>, но уже много и беззаконий, и гнева, и ярости приготовлено для народа на день истребления живущих на земле, о чем нам было возвещено в Святом Писании. Нам Господь дал пророков и рабов Божиих, но мы ничего не хотим знать, забыли пути истины Господни. Тогда какое же спасение на земле, если не исполнять заповеди Господа нашего Иисуса Христа и учения Его в просвещении православной христианской веры? Вы думаете, что виноваты те, кто разрушал церкви и монастыри? Нет, они не виноваты, их некому стало держать. Когда в монастыре были честные монахи и монашки, то Господь ради них — нескольких человек – и терпел грехи всех остальных людей; но когда их не стало, то Господь не стал терпеть и сбросил с рук остальную часть людей. Пускай народ не гневается на Господа, но на свои дела гневается, пускай кается»; «Сейчастные патриархи[32] и

-182-

священники сделали церковь местом театра, совсем оставили путь православной веры, не исполняют семи таинств Господних Святой Соборной Апостольской Церкви и заповеди нарушили»; «Но они не могут и не смогут зарыть тот луч, который светит ко спасению и ведет и освещает путь во тьме, дабы спастись остатку народа христианского.

Господь найдет Себе сынов, свидетелей верных, и истинных, и твердых; они не постыдятся служить верному своему Отцу и Создателю и обличат тех, больших, на земле, которые извратили и искривили заповеди Господа нашего Иисуса Христа, и исполнят все врученное им Господом.

Мария Ивановна, вот уже седьмой раз сижу в тюрьме[33]. Они меня хотели повесить и убить, но я им прямо сказал: "Напрасно вы ярость свою показываете: мне и народу. Вы со мной ничего не сделаете: я буду жив, а вы погибнете". Но в них разгоралась ярость. Мария Алексеевна <Кандалина> была со мной на суде, она все слышала и видела. "Меня Господь сохранит, — говорю им. — Я приду обратно и довершу, что дано и вручено, все исполню".

Мария Ивановна, где старцы и рабы Божии, которые были тому назад лет 50 или 60? Я бы посмотрел на них, а они на меня. И они бы вам сказали, что есть такое. Они меня оставили одного, как в темном лесу, и как хочешь, так возвещай <слово Божие> и собирай <христиан>. Смотри опасайся разных сект. Ибо сказано во Святом Писании: будут разные веры, но они не угодны, они для заблуждения. А вы держитесь веры православной, и

-183-

Церкви, и Святого Писания. Собирайтесь: где 3 или 5, 6 человек». 14.09.47.

«Я с 12 июля от тебя <Григорий> не получаю ни одного письма. Или Вы уже не хотите знать меня, или уже Вы <обрели> в сердце своем самосозданное мнение Ваше, не подчиняющееся мне. Вы имеете высокомнительность в сердце своем. Вы не понимаете тот источник, который познали и которым оживотворяетесь. Или Вы имеете большую мысль и высокомудрствуете, что Вы, якобы, являетесь надзирателем виноградника[34]. Но вопрос: "А вы его садили, этот виноградник?" Вам насадили виноградник и дали источник живой[35], чтобы поливать его. Но с отсутствием моим совсем виноградник зарос тернием и стал давать другие плоды. Сейчас, в настоящий момент, немногие будто бы что-то хотят, плод дать, но это еще недостаточно»; «Так и Вам пишу: если Вы будете блуждать, то мне Господь даст местность, изберет достойных людей, которые будут исполнять врученную им истину. У меня здесь, уже в таком рву я находился, и то между тем адом Господь благословил меня чадами <духовными>. Они мои, они и раньше мои были. И если Господу нужно будет детей, то Он из камня Себе воздвигнет детей, если Вы не хотите». 21.09.47.

«Спешите простить и примириться друг с другом на каждый час. Кто злой и гневлив, в том истина пребывать не может. Спешите прийти ко Господу, ибо время близко, а то дверь покаяния закроется, и больше Господь не примет, скоро начнется <Страшный Суд>. Вы просите меня: "Помолись". Знаете, сыночек, как мне здесь трудно. Если бы, сынок, увидали, как мне за 16 лет по тюрьмам приходится, то Вы бы сразу умерли со страха и ужаса. Меня с юных лет, сыночек, Господь

-184-

послал к народу: что хочешь, делай — не откажешься. А если откажешься, то Господь в песок изотрет. Сыночек, вот я Вам пишу. О, увы! Сколько смрада и сколько тьмы — нельзя выразить. И вот скоро начнется: земля сгорит, сам народ сожжет и сам народ сгорит на оскверненной земле. Сынок и все братья и сестры, идите по пути Господа, не бойтесь, только Господа просите и пожелайте <спасения> в <сердце> своем. За вас уже отвечают и за вас уже люди от юности страдают, вам уже путь показали и очистили, а вам остается только исполнять. Вы знаете, я тоже в естестве: один Господь знает и Он помогает, и Царица Небесная Покровом Своим Святым покрывает. И святой Архистратиг Божий Михаил своим огнем и пылающим небесным мечом врагов от меня поражает и меня охраняет на каждый день. Молитесь Господу, молитесь и просите Господа, чтобы Господь сохранил меня»; «Трудно, братие, трудно, сестры, уму непостижимо, трудно, но с Господом все пройдет, и не заметишь и сам даже удивишься. От Гриши письма вот уже 2 месяца не получал, почему — не знаю». 24.09.47.

«Смотрите, бойтесь разных прелестных людей и сект, ибо их очень много. А вы держитесь тихоновского течения»; «В Писании сказано, что на земле благословение и мир будут сняты и будет только кругом зловоние на земле и на водах, и на воздухе. Кругом будут сети и петли наставлены для того, чтобы уловить верных православных христиан в сети вражия. И обратно в Писании сказано, что на земле старцев не будет и наставников не будет, ибо ум и разум сокроется в свое хранилище и кто обладает ведением для народа. Народ останется один, и как ошалелые и омраченные будут блуждать, что-то искать, но не найдут, ибо Господь старцев <от> земли взял за дела народа»; «Тысячи народа гибнут у меня на глазах, но меня Господь хранит, ибо еще надо собрать людей к последней истине Господней».

-185-

«Оля <Исаенкова>, если будет возможность насчет поддержания в материальном состоянии, в питании, если можно чем, поддержите. Я нахожусь в такой местности, очень холодная, растениев никаких нет, деревья никакие не растут и овощи никакие не растут, один мох. Зимой четыре месяца круглая ночь, сильные морозы и пурги, разные болезни. Народ согнан с разных сторон, со всего света. Ольга, если будет Вам возможность, то просил бы я тебя: насуши картошки и тыквы, и немного лапши, что можно сушеного. Если есть у тебя коровушка, то сделай сыру сухого и пришли. Этим я тебя не разорю». 28.09.47.

Христиане хотели помочь своему архипастырю в досрочном освобождении и без его благословения, от его имени написали прошение о помиловании на имя тогдашнего главы Московского патриархата — Алексия (Симанского). Вот как епископ Михаил воспринял необдуманную заботу своих духовных чад, отправив письмо Григорию Русакову:

«Мария Алексеевна <Кандалина>, я знаю, что Вы ездили в Москву, но напрасно, и подавали помилование[36]. Это Вы сделали большое преступление пред Господом. Разве у сатаны милости просят? В какой книге написано, чтобы просили милости у сына погибели? Он сам сын погибели и народ весь ввел в погибельные пути, а ты пошла подавать помилование. А мученики просили милости у мучителей? Нет. Они только просили, чтобы Господь их утвердил в духе и благодати. Так вот, вы еще не знаете, что сладко и что горько»; «Война началась духовная, но вы спите, не знаете, и никто не знает, кроме милости

-186-

Господней. Молитесь, молитесь все, гордость отбросьте и зло, оно может погубить вас»; «Гриша и все, прошу вас, почаще пишите письма: каждую неделю одно. Неужели в неделю одно написать нельзя? Гриша, напрасно Вы говорите, что посылки не принимают. У нас 12 октября всем зачитали приказ, что заключенным и каторжанам принимаются посылки в неограниченном количестве, сколько хочешь, также письма»[37];

«Я тебе препоручил паству, я тебе сказал в тюрьме еще: "Пойди и всем расскажи, что видел и что слышал". Но, наверно, Гриша, ты усомнился тогда, когда сидел в смертной с Митей<Ефремовым> и когда у тебя пухли ноги. Ты думал: "Вот так мне сказано, что иди к народу, а я, наверное, не выйду", — вот так ты и думал. Нет, Гриша, что сказано, все до единого слова исполнится. И Марии Алексеевне сказано, что будешь на воле. Гриша, не скрывайся, вы не укроетесь от меня ни на одну минуту»; «Гриша, прошу, Надю не оставляй. Не в том <дело>, что она мне сестра, но в том, что она убогая. Может, она гола, и боса, и голодна, а мне посылки шлет: она не скажет и не напишет мне. Но я прошу тебя, проверь, как она живет, и обуй и одень ее. Лучше я здесь побуду, как мне Господь повелит, лучше мне не шлите посылок, но голого и босого одень, обуй»;«Высылайте просфор мелких, а то службу не на чем служить, но печать на них кладите агнцеву. Климат здесь очень суровый, холодный. Сейчас у нас начинаются северные заполярные ночи на 3 месяца. Привет от Васеньки сынка, и от Василия Калинина, и от Вани. Все мы вместе, они вам шлют духовный привет. Каждый день они со мной, беседуем, и спим вместе, и кушаем

-187-

вместе. Хоть трудно, но с Господом все можно победить. Соедините ваши чувства и молитву с нашими чувствами и с нашей молитвой и прославьте Господа за нас, потрудитесь, и крепко потрудитесь. Благословит вас Господь Своею щедрою рукою. Простите Христа ради. Богу Всевышнему слава!»19.10.47.

Но не только в 1947 году духовные чада епископа Михаила ходатайствовали от его лица о смягчении приговора. 17 января 1946 года Комиссия при Президиуме Верховного Совета СССР по рассмотрению заявлений о помиловании выслала в адрес заключенного М. В. Ершова свое решение: «Сообщаем, что Ваше ходатайство о помиловании, ввиду тяжести совершенного Вами преступления и незначительности отбытого срока наказания, оставлено без рассмотрения. Заявл<ение> возвращается»[38].

«Дорогие братья и сестры во Христе Иисусе! Пусть поносят вас, пусть называют баптистами[39], но вы "радуйтесь и веселитесь, яко велика ваша награда на небесах". Только строго держитесь Святой Апостольской Соборной Церкви и ни шага назад, ибо все остальные веры и секты от духа злобы. Любите врагов и благотворите им, так Господь заповедует для собственно нашего благополучия. Держитесь строго заповедей, не искажайте их. По возможности чаще соединяйтесь с Господом в Святых Таинствах: причащении Пречистого Тела и Крови Его.

Кто живет в мире с Богом, того "не одолеют врата адова". Боритесь с помышлением. Не стремитесь к жизни

-188-

жить, ибо уже натворили столько дел, что <эти> дела и все нечестивые люди подлежат полному истреблению. Мы не стремимся к Христу Воскресшему, как стремились жены-мироносицы. О, как далеки мы от всего <духовного>! Нас так поглотили заботы житейские, мы больше думаем о житейском и мыслим о земном, а к небесному мы не стремимся. Мы заботимся только о благополучии своего тела: поесть, попить, — и очень мало думаем о бессмертной душе. Все зависит от вас: куда направите свою мысль, свободную волю — к добру или злу. Глухи наши уши к слышанию правды, ищем удовольствия для себя и празднословим; а о Слове Божием нисколько не радеем — едино на потребу, на пользу нам. "Ищите прежде Царствия Божия, а остальное все приложится вам", — так и говорит Христос»; «О, Ольга Максимовна <Исаенкова>, если б ты знала, как здесь тяжело жить по духовному. Остаюсь с Богом»[40]. 30.10.47.

Строки из письма другого архипастыря Христова, стойкого противника тогдашнего митрополита Сергия (Страгородского) и его единомышленников, поясняют слова святителя Михаила из этого письма и приведенного выше: «Слово Божие различает ясно врагов личных[41], церковных[42] и врагов Божиих[43]». Церковь «никогда не молилась о благополучии и процветании богохульных гонителей и мучителей, истребляющих христианскую веру, а, наоборот, возносила молитвы о просвещении их светом евангельского учения или, в случае неисправно-

-189-

сти и крайней ожесточенности, просила об истреблении врагов христианства»[44].

«И сейчас вас будут называть всячески и сектантами разными и всячески оскорблять, но вы не сомневайтесь и не бойтесь, ибо знайте, что с вами Господь до скончания века». 07.11.47.

«Я вам не раз писал: вы письма большие не пишите и лишних глупых слов не пишите. Известите о своем здоровии и о получении письма и хорошо. Немного о себе. Здоровие, слава Богу. Покамест работаю по сапожной специальности. Ну, а больше что писать? Сейчас у нас начинается зима, снег напал, морозы бывают».

«Прошу вас: кайтесь, молитесь Господу, ведь сетей у диавола столько много расставлено, что нельзя шагнуть»; «Диавол хотя и ловит и ищет меня и хочет заглотить, но не заглотит. Все что начато — будет все довершено для Господа»; «У меня есть здесь люди. Я, грешный, их взял от диявольской пасти, и они стали сынами веры Православной. По праздникам и воскресениям служу. Есть у меня дарохранительница белая и весь служебный прибор. Все исполняю. Живем — слава Богу»; «Любите друг друга любовию Христовой и только с любовию истинной вы все воедино победите и прогоните козни вражии» 04.12.47.

«Имейте надежду: ибо ни один мученик и ни один праведник не шли на мучения так, но имели надежду на вечную жизнь и с радостью, ради Христа, принимали жестокие мучения. Имейте веру: ибо вера во Христа, в Царствие Божие — это основное, без веры нельзя спастись. И веровал Авраам Господу, и это вменилось ему в праведность. Заповеди Господни не покидайте, ибо без

-190-

заповедей Господних нельзя спастись. Ибо на заповедях Господних утверждены весь закон и пророки, и апостолы, и Святая Церковь. Поститесь и молитесь, плачьте и просите Господа — и услышит вас Господь. Ибо нет ни одного пророка и праведника, чтобы они были оставлены. Так они просили у Господа, и Господь услышал их, открыл дела Свои и сказал им, что будет. И так всякий, <кто> будет просить Его — Он услышит вопль его, ибо Он — милосерд. Много я вам, по великой милости Господней, сказывал слов Божиих и примеров, когда был с вами, но вы потоптали их.Пишите мне письма чаще. Спасибо вам, что меня навестили. Я, грешный, все равно, так же и здесь продолжаю <служить>, диавол не может ничего со мной сделать». Далее архипастырь Христов написал рождественское поздравление духовным чадам, приведем его первые строки:

«В городе Вифлееме совершились чудеса:

Дева Мария Святая Пречистаго Сына, Господа, родила.

Родивши Сына, Она в пелены повивала,

Между ослов в ясли Его полагала.

В ясли полагала, сердце утешала…». 29.12.47.

1948 год

«Праздник <Рождество Христово> мы встретили, слава Богу. Служил я службу два дня, как Господь благословил, но очень много страданий приходится переживать. Когда я был молодой, только и знал, <что>пел, но сейчас уже не в пении дело. Каждую минуту я в страданиях и в болезнях: волна за волной находят на меня страдания с каждых сторон, и дух мой перетомляют». 12.01.48.

«Моя жизнь во Христе. Что такое "моя жизнь во Христе"? Быть во Христе — это нужно быть во свете истинном, чтобы видеть хоть чуть-чуть свет истинный. Как говорит Господь: "Всякий, кто пребывает в духе и истине,

-191-

есть Мои люди. Таких поклонников Отец и ищет". Нужно прежде очистить свое сердце от всех нечистот и сделать сердце свое такое чистое, что ни один белильщик такой снежной чистоты не может выбелить. Как говорит Давид: "Сердце чисто созижди во мне <Боже> и дух прав обнови во утробе моей". Вот вам пример: если посуда грязная, в разных нечистотах, то если тебе наложат в нее покушать, то ты не станешь,ибо у тебя не примет душа, и заставишьее вымыть. Итак, если ты сердце не очистишь от греха — как же можешь истинную молитву принести Господу? Господь не примет. Очистишь сердце, а тогда нужно положить начаток. Какой начаток? Страх Господень. Ибо пишет Святое Писание: "Начало премудрости страх Господень". Если у человека не будет гореть в сердце искра Божия — как он может познать Господа ипуть истинный? Подающемуголос дитя подает в ответ мать его. Так и всякий человек <если> положит в сердце страх Господень и с чистым сердцем будет взывать ко Господу, и услышит его Господь и поможет ему.

Очисти помышления свои и будь совершенным так, как отец наш Небесный совершенен. Удержи язык свой от зла и сотвори благо, ибо язык — первый враг человеку. Язык малый член, но оскверняет все тело. Молитесь Господу — без молитвы никто не мог спастись. Кайтесь, ибо без покаяния никто не пришел ко Господу. "Смиритесь пред Господом, и вознесет вас Господь". "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать". Живите – о многом не думайте. Что Господь пошлет — то и употребляйте. Прежде нас отцы святые жили как Господь велел, а сейчас время какое — даже о жизни не надо думать». 12.01.48. Другой адресат.

«Мир Вам и благодать Господа нашего Иисуса Христа многоуважаемый друг Григорий Васильевич. Сообщаю, что Ваш подарок, который я просил, в бандероли получил благополучно. Прямо, как только он <Вася> получил, сразу принес и на мои руки вручил. В Новый год

-192-

служил на этом подарке[45] службу. Все покамест идет по милости Господней, но только у вас, Гриша, что-то все неполадки, какой-то вздор, зачем? Неужели Вы славы ищете или сестры ищут славы? Слава никому не дается, кроме Единородного Сына, Господа Иисуса Христа! А если кто хочет быть в Царствии Божием у Господа, то смирись перед Господом, и будь всех ниже и меньше, да вознесет тебя Господь, и будешь большим и наследуешь жизнь вечную. А мы должны только возвещать истину Господню и исполнять заповеди Господни и семь таинств Господних и подавать пример народу и исповедовать Второе Пришествие, ибо время-то ведь не ждет.Если бы время нас поджидало, стояло на одном месте — тогда дело другое. Утром встанешь — и солнце взойдет. Если бы было так, сказал бы: "Остановись, солнце и время!" Но ведь оно не останавливается, а идет своим чередом и западает. Так что время идет скоротечно, <его> и не догонишь, а мы и ни с места. Что мы принесем ко Господу? Где наши добрые дела? Гордость и тщеславие — этим Царствие Божие не заслужишь. Гриша, я буду посылать тебя, все исполняй, куда не пошлю, — сразу иди. Посылаю тебя: сходи в Рязанскую область, там есть "болящий Георгий", раб Божий, прозорлив. Сходи к нему, все расскажешь, но меня, смотри, не возвышай и с ним все проговоришь. Возьми с собой Марию Алексеевну <Кандалину> и Надю, а Васёнушка останется, и Мария Прокопьевна <Борисова> тоже останется. Только, Гриша, самое большее 25 дней туда ездий, больше не благословляю. Там прежде зайдешь к рабе Божией Фекле[46], она вас доведет к нему. Я ему послал письмо. Гриша, иди и благовести, все будет во славу Божию». 14.01.48.

-193-

Как показал на следствии сам "болящий Георгий", в миру Георгий Матвеевич Молостов, во время войны был арестован и осужден за «антисоветскую деятельность» его духовный сын Василий Демочкин, житель деревни РаменыМеленковского района Владимирской области. В Воркутлаге он познакомился с МихаиломЕршовым,которому, «очевидно, рассказал обо мне как руководителе антисоветского подполья церковников на территории Владимирской и Рязанской областей». Василий выслал письмо Георгию Молостову с предупреждением о скором приезде Григория Русакова: «для установления контакта в работе, и рекомендовал мне его как стойкого ревнителя Истинно-Православной Церкви»[47]. В середине марта 1948 года иерей Григорий вместе с М. А. Кандалиной и М. П. Борисовой[48] посетили «болящего Георгия» в поселке СынтулКасимовского района Рязанской области. На этой встрече оба руководителя истинно-православных христиан вошли в молитвенное общение. Договорились продолжать вовлекать новых людей в ИПЦ и, как показал Георгий Молостов, «воспитывать участников подполья в духе непризнания советской власти и уклонения от участия в проводимых ею мероприятий»[49]. Через три дня гости из Татарии уехали, и, очевидно, написали об этой поездке владыке. Ниже приводятся новые выдержки из писем епископа Михаила из Воркутинского лагеря.

«Подражайте жизни той, как и жили святые отцы после апостолов и заповедали нам так жить: очищать свою мысль от приходящих злых намерений, сохранять сердце свое чисто и непорочно от похотей лукавых, дабы всегда мог пребывать в сердцах ваших Господь наш

-194-

Иисус Христос — Начальник жизни нашей. Назидайте себя пением и чтением святых псалмов и Святого Писания, и молитвою и постом — в слезах и в покаянии. И наставляйте друг друга, любите друг друга, помните слова Святого Евангелия Господня и вспоминайте мои слова и примеры, как я вас учил. Поступайте по истине, и усовершенствует вас Господь. Прошу вас, если у вас где служба <была> — пропишите. Мы живем — слава Богу. Зима нынче не так холодна. В праздники все исполняю, что нужно. Письма ваши получаю, посылки тоже. 31 декабря вы мне посылали письмо, я получил в Крещение и даю вам ответ. У меня есть здесь церковный прибор, весь сполна, чистый, белый, нержавеющий, и антиминс — все мне Господь послал. Сатана ничего не может сделать. Что мне дано, то я и делаю. Людей вы <к покаянию> призывайте». 21.01.48.

«Почему взят от вас в 43 году? Потому что возгордились и усомнились, за то и страдайте. Я в одном виновен, что пожалел всех — как было бы и не нужно. А порождения ехиднины[50] могли войти и заразить многое, и получились падения и смертность. Не давайте хитрости змеиной место в сердцах ваших и изгоняйте ее, тогда между вами будет мир». 24.01.48.

«Я очень рад, что у вас была служба, но это еще не все. Блаженны те люди, кто не усомнится. Ольга <Исаенкова>, кто мог выразить, что будет происходить в нашей области, а особенно в наших районах, но меня не удивляет, время тому быть. Еще пишу: время подходит, остались не годы, но месяцы. Нужно усвоить проповедью еще другие районы, чтобы они были пройдены нами. Если не будут пройдены нами, и <их> не усовершенствуем, то нам горе будет, и мы малыми наречемся в Царствии Божиим. Пускай сестры некоторые

-195-

разносят <благовестие> даже в другие районы: в Мамыковский, Октябрьский, Первомайский и Черемшанский — нужно их усвоить. Если вы не будете трудиться, то под лежачий камень вода не подтечет. Нужно слово Господне распространять»; «Знаете, сестры, нужно чистое сердце и желание, а Господь все даст и поможет». 08.02.48.

Еще в «1947 году злые и завистливые люди стали клеветать начальству на Михаила: хотели, чтобы он отдавал посылки им. Но Михаил сказал: "Дать доброму человеку — это хорошо, но клеветнику и злодею — нет ничего". В январе месяце 48 года Михаила стали гнать и преследовать <тех>, кто к нему приклоняется. И вот в феврале месяце 1948 года вызвали начальство и следственные органы, допросили, побеседовали и чистосердечно сказали: "Уезжай, Михаил, на другое место, а то люди клевещут на тебя"».

«Спешите ознаменовать себя добрыми делами Божьими, чтобы Господь, посылающий на народ гнев Свой, не нашел бы и вас вместе с народом, в беззаконии их. Огонь скоро возгорится, ярость гнева Божьего над всеми злыми и нечестивыми делами. Выйдите из всех злых дел народа, и оставьте все ваши старые дела нечестивые, и очистите ваши сердца злые, и примите учение Христово, веру чистую и живую, твердую, дабы иметь утверждение и любовь, чтобы показать <себя> сынами света, что вы во Христе. Любовь Христова да сблизит всех братиев и сестер во Христе. Без любви ни один святой не мог спастись, и Сам Господь возлюбил нас.

Кто женат — жен научайте Святому Писанию, и кто имеет детей — наставляйте <их> жизни Христовой. Знайте, что жизни уже народу не будет. Молитесь все, я вам всем пишу: ночию, и днем, и в пути, читайте Святое Писание. Махорку не курите и других, если увидите, увещевайте.

-196-

Я очень рад, что мой сынок[51] произвел Вас[52], к сей богоугодной жизни духовной и истинной. Но вы еще слабы и качающиеся, очиститесь и утвердитесь верой и любовию в Господе нашем Иисусе Христе»; «Я не для того пишу, чтобы вы гордились друг против друга, нет. А чтобы вы все воедино, как младенцы, вместе с любовию Христовой славили Господа и приносили плод для спасения в жизнь вечную. Когда вы будете вместе, между вами будет любовь, и диавол-искуситель не может быть между вами. Он совсем убежит от вас, ибо его жжет, где вместе славят в любви Господа. Ибо сказано: где любовь — там и Бог. Но если у вас будут ссоры между собой, распри, разногласия, ненависть — тут диавол и воюет, ему это на руку, там он и пребывает. Не пускайте врага к себе, гоните его от себя, между собой мир держите и любовь и молитву. Сходитесь между собой: беседуйте, читайте Святое Писание и акафисты. Ведь вы знаете и уже теперь видно, как наши священники[53] стали между собой сеять зло – вот и получили теперь возмездие. Они оставили Мать Святую Церковь и создали себе, вместе со лжецами[54], новое <собрание>, неугодное для Господа. Они опровергли тайны Святой Православной Церкви. Они оставили завет Господа нашего Иисуса Христа. Но Господь им воздаст по делам их. Берегитесь, дорогие братия и дети, сейчас, в двадцатом веке, много явилось разных сект. Отвергайте все секты, одно знайте: веру православную христианскую и Мать Святую Соборную и Апостольскую Церковь и заповеди Божии». 07.03.48.

Скоро М. В. Ершову представилась возможность сменить лагерный пункт Воркутлага. «21 марта 1948 года был этап на цементный завод. Михаил с Васей Демочкиным вместе ушли пешком».



[1] Село Сахаровка Алексеевского района.

[2] Здесь и далее все цитаты стандартного шрифта, выделенные кавычками, приводятся либо из автобиографии М. В. Ершова, либо из его кассационной жалобы по делу 1958 года.

[3] Согласно личному делу заключенного.

[4]«Обеспечить отправку осужденных на каторжные работы вагонзаками и соответственной охраной, установив при сопровождении в пути особо строгий режим» (Из приказа НКВД № 00968 от 11/12.06.43 // ГА РФ. Ф. Р-9401. Оп. 1. Д. 662. Л. 220).

[5]По приказу НКВД № 00968 от 11/12.06.43 при Воркутинском ИТЛ было организовано отделение каторжных работ на 10 тысяч человек «для использования на работах по строительству новых угольных шахт и на подземных работах в действующих шахтах» (ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 1. Д. 662. Л. 219-220).На 01.09.45 в СССР осужденных к каторжным работам насчитывалось 38 568 человек, из них в Воркутинском ИТЛ — 14 162 (ГА РФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 76. Л. 11.

[6]«Установить для осужденных к каторжным работам одежду специального образца и цвета с нашивкой на верхнем платье № заключенного» (Приложение к приказу НКВД № 00968 от 05.06.43 // ГА РФ. Ф. Р-9401. Оп. 1. Д. 662. Л. 221).

[7] Святитель не упомянул, что номер пришивался и на грудь каторжанина.

[8] Шестой отдельный лагерный пункт (ОЛП).

[9] «Осужденные к каторжным работам подлежат размещению отдельно от остальных лагерников в особых бараках с решетками на окнах. Бараки заключенных находятся на запоре и охраняются стрелками. Бараки каторжников отделяются от остальной лагерной зоны высоким забором» (Приложение к приказу НКВД № 00968 от 05.06.43 // ГА РФ Ф. Р-9401. Оп. 1. Д. 662. Л. 221).

[10] Товар или сапожный товар — выделанная готовая кожа.

[11] Здесь речь идет о дароносице — ковчежце, в котором, кроме запасных Святых Даров, имеется малый потир и лжица (маленькая ложечка).

[12] Согласно справке об освобождении Г. В.Русакова и его более поздних показаний. Дело Г. В.Русакова и других 1949–1950 годов.

[13] Из показаний Г. В. Русакова. Дело 1949–1950 годов.

[14] «Осужденные к каторжным работам в течение первого года заключения лишаются переписки и получения премиальных денег. В последующие годы разрешение на переписку и выдача премиальных денег производится с разрешения начальника лагеря, в зависимости от поведения в лагере и отношения к труду на производстве» (Приложение к приказу НКВД № 00968 от 05.06.43 // ГА РФ. Ф. Р-9401. Оп. 1. Д. 662. Л. 221).

[15] Из показаний Г. В. Русакова. Дело 1949–1950 годов.

[16] Начальник режима — офицер, отвечает за соблюдение инструкций по охране и по режиму.

[17] Строгая изоляция — тюремное заключение. Здесь: штрафной изолятор.

[18] Хлеборез — работник хлеборезки, разрезывающий буханки на пайки. Опытный хлеборез режет пайки очень быстро и точно, он сыт, и у него большие связи (Росси Ж. Указ.соч. Ч. 2. С. 436-437.

[19] Из воспоминаний В. В. Калинина.

[20] Западники — так называли в лагере жителей Западной Украины.

[21] Возможно, В. Вишневский видел или слышал, что «Михаил совершал службу в бараке».

[22] «Три дня не мог повернуться». В. В. Калинин. Кассационная жалоба. Дело 1958 года.

[23]«Слез с верхних нар, сел на низу, и он тут много со мной беседовал». В. В. Калинин. Кассационная жалоба. Дело 1958 года.

[24] Церковный прибор был отобран у святителя при этапировании на кирпичный завод № 2.

[25] «Освободили подчисту» и выдали «чистый» паспорт, в котором нет пометок об отбывании владельцем срока заключения.

[26] «Сука» — ссучившийся вор, то есть нарушивший воровской закон. Многие из них служили в Красной армии, а значит, сотрудничали с властью, что недопустимо для вора.

[27] Это воспоминание Василия Калинина говорит о необыкновенной силе молитвы архипастыря Михаила в укреплении и стойкости в вере духовного сына.

[28] Из воспоминаний В. В. Калинина.

[29]Плетеный из ниток, с прошением к Спасителю или Богородице.

[30] О первых посылках в Воркутлаг в автобиографии отмечено: «Весной в сорок седьмом году стал получать посылки и получил Евангелие и Псалтирь»; «К Троице получил 2 посылки».

[31] Это письмо, видимо, было послано через вольнонаемного, поскольку текст его сразу бы привлек внимание цензора. Например, были конфискованы и переданы в оперативную часть такие письма заключенных: «Живу неважно, питание плохое, очень ослаб, когда только свидимся с вами, однако, не доживем»; «Жизнь и нам похудшила гораздо скверно, только что живем: приварок, вода, хлеб 500 грамм, с осени доставали картошку, пока была на поле, а сейчас голодуем».Из докладной записки о работе цензуры Нижне-Амурского ИТЛ НКВД за I квартал 1943 года // Архив НИПЦ «Мемориал».

[32] Вероятно, епископ Михаил под словами «сейчастные патриархи»подразумевал, кроме главы Московской патриархии, Алексия (Симанского) и Патриархов: Александрийского, Антиохийского и Грузинского. Они принимали участие в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви в январе – феврале 1945 года.

[33] Владыка Михаил на тот момент арестовывался: в 1931 году — 2 раза; в 1933 году — 2 раза; а также в 1934, 1942, 1943 годах — по одному разу.

[34] Здесь: «виноград» — Церковь Божия.

[35] Благодать священства.

[36] А владыка не раскаивался в том, что исполнял волю Божию. По воспоминаниям А. А. Кандалиной, это заявление главе РПЦ отвозила ее матушка-нелегалка, бежавшая из лагеря, — надо отдать должное ее смелости и мужеству.

[37]Далее святитель сообщал:«Две посылки с яблоками из Кузайкино получил и ваши две посылки. В одной были: орехи, и свечи, и черемуха, а в другой: две бутылки масла, и лепешки и свечи. Все полностью получил. Некоторые яблоки, немного попортились. Наилучше всех яблоки сохранились от Нади: как красная румяная девушка были яблоки».

[38] Это отношение было выслано в Арзамас, затем в Горький, а уже оттуда — в Воркутлаг. На сопроводительном письме — помета: «Сообщено об отказе в помиловании. 13/III-46 года».

[39] В силу религиозной неграмотности советских людей это именование истинно-православных христиан в просторечье было широко распространено в то время, да и сейчас.

[40]В письме владыка сообщал, что получил посылку: «лапша, крупа, мука, лук сушеный, пряники, печенье, варенье, полотенце — за это большое спасибо». Христиане делились, чем могли: только 14 декабря 1947 года были отменены карточки на продовольственные товары.

[41] Мф. 5, 44.

[42] Мф. 18, 17; 1Ин. 2, 19; 1Тим. 1, 19-20; Тит. 3, 10 и др.

[43] Псалмы 36, 67, 82. Главы из Евангелия: Лк. 19, 14, 27; Мф. 12, 32 и др.

[44]Епископ Павел (Кратиров). Первое письмо епископа.

[45] Видимо, антиминс.

[46] Упомянутая в письме Фекла Андреевна Громова из деревни Большой Мутор (ее сын был арестован вместе с В. М. Демочкиным) не знала, где скрывается Георгий Молостов, поэтому отвела к его брату — Петру в деревню Сухаревка и уже тот привел их к старцу

[47] Из показаний Г. М. Молостова. Дело Г. В. Русакова и других 1949–1950 годов.

[48] Нарушив благословение святителя.

[49] Из показаний Г. М. Молостова. Дело Г. В. Русакова и других 1949–1950 годов.

[50] «Порождения ехиднины» — злые потомки злых родителей.

[51] Г. В. Русаков.

[52] В. И. Жуков.

[53] Наши священники — то есть бывшие в Российской Православной Церкви, но ныне — в ограде Московской патриархии.

[54] Лжецы — богоборцы-коммунисты.