Как-то в один момент жизнь круто изменила свое направление. Резко разделилась на две части, и одна из них – вчерашняя, довоенная, и все, что было до этого, остановилось и, откатившись назад, в прошлое, стало незначительным, мелким перед тем неуловимым, но настойчиво давящим своей неизвестностью, грозным военным завтрашним. Вместе с этим все мечты, надежды, восторги, искусство как бы сжались в комок, и теперь уже все зависело не от тебя самого, а от силы того мощного, неодолимого потока, в котором понеслось всё и вся.

Занятия прекратились. Несколько дней потребовалось на то, чтобы расформировать училище. Наши здания заняли под госпиталь. Учащихся разбросало сразу. Одни были мобилизованы, другие ждали призыва в армию, третьих направили на педагогическую работу. Я был направлен в село Николаево Нагорского района, где стал преподавателем рисования, черчения, арифметики, русского языка и литературного чтения. Все произошло так быстро, что маме и брату я смог написать только с места работы. В ожидании мобилизации я не имел права отлучиться из Николаева, чтобы навестить родных. Для меня, как и для всех педагогов, оставшихся при школе, ни о каких отпусках не могло быть и речи: в месяцы школьных каникул работа заключалась «в агитации и пропаганде».

Село Николаево было окружено большим числом малых деревень. Каждый учитель был прикреплен к одной или нескольким из них. Педагогам помоложе деревни достались дальние, отстоявшие на 30 километров. Мы сами регулировали свои выходы на деревню, в зависимости от публиковавшихся в печати информации и сводок Информбюро.

Я нарисовал большую карту европейской части СССР, где каждый день, согласно сводкам, фиксировал положение на фронтах. С этой, очень наглядной, картой, с кипой газет я ходил из одной деревни в другую. В какой-нибудь хате или в правлении колхоза всегда набивалось много народа – всё женщины, дети и старики. Я развешивал карту, беседовал с крестьянами. Навсегда запомнились лица этих людей – озабоченные, тревожные, растерянные.

В это трудное время я счел обязательным выработать в себе привычку рисовать в любых условиях, пользоваться каждой возможностью. Поначалу надо было преодолеть в себе некую робость. Однако эти люди, хоть и жили в страшной глуши, естественно воспринимали мое желание рисовать.

Так подошел новый учебный год. Широкий диапазон моей преподавательской работы (от арифметики до литературного чтения) объяснялся отсутствием педагогов. Рисование я вел с четвертого по седьмой, черчение вплоть до девятого класса.

Когда я, педагог, а по сути дела совсем мальчишка, вошел в девятый класс, там царил невообразимый хаос. Ученики будто не заметили моего прихода. Бросилось в глаза, что в классе немало великовозрастных, здоровых парней. Старшему из них, как оказалось, было двадцать пять лет. Я, молча, стоял перед учительским столом, ожидая порядка и внимательно разглядывая аудиторию. После десяти минут такого «противостояния» я победил: наступила тишина. Поприветствовал своих учеников, кое-как провел урок. Когда прозвенел звонок, я обратился к самому старшему, который, видно, держал в узде весь класс, и попросил его задержаться.

Он остался. Я спросил, откуда он, кого здесь знает и не может ли помочь мне в выпуске стенной газеты. Поначалу беседа не клеилась, но вдруг оказалось, что он – самый близкий друг одного из педагогов, с которым я успел подружиться за лето, живя в этом селе, но которого совсем недавно взяли в армию. Это и решило проблему. Парень пообещал, что ученики будут у него по ниточке ходить и он найдет, кто рисует.

Назавтра пятеро «художников» стояли передо мной. Мы выпустили несколько трехметровых стенгазет. Они собирали толпы ребятишек.

С началом учебного года стало слякотно: зачастили дожди. В воскресенье мы, учителя, расходились по своим деревням, невзирая на погоду. Небольшим удовольствием было по непролазной грязи в течение нескольких часов добираться до своих слушателей, а потом ночью так же возвращаться. Я испытывал страх: боялся волков. Легче стало, когда выпал снег и можно было встать на лыжи. За час я легко добирался в самый дальний угол своих «владений». Нередко оставался в каком-нибудь доме до утра. Иногда меня просили нарисовать с фотокарточек ушедших на фронт сыновей. Но я повернул дело так, что, мол, я другой художник, не такой специальности, чтобы перерисовывать. Я рисую только с натуры. И предлагал свои услуги, с тем чтобы эти натурные рисунки можно послать в конверте на фронт. На это соглашались многие. И я был рад: рисование с фотографий почитал для себя кощунством. Мне платили добрым словом, хлебом и молоком. Голод сжимал в свои тиски все сильнее.

Третьего мая сорок второго года я получил повестку. Предписано было явиться в Нагорский военкомат. Там, среди толпившихся новобранцев, встретил немало знакомых из Трудпоселка № 4. Одного из них спросил насчет моего брата. Оказалось, ему дали отсрочку по болезни: у него обнаружили туберкулез. Перед уходом в армию я так и не увиделся со своими.

Грузовики стояли наготове. Раздалась команда «По машинам!», и пестрая толпа вчерашних «врагов народа», небритых, одетых во что попало, утомленных и мрачно настроенных людей, молча, расселась по кузовам…