- 75 -

Доносчики, сексоты, стукачи

 

В 1938 году на лагпункте №1 тракта Чибью-Крутая я стал свидетелем отвратительного явления - доноса и стукачества. Как на воле, так и особенно в лагере доносы процветали и поощрялись органами НКВД.

Однажды в командировке на лагпункте, что расположен на 7-м километре от Чибью (ныне Ухты), я остановился в полуземлянке, в которой жили началь-

 

- 76 -

ник Балбуцкий, прораб и воспитатель - тоже зеки. Как-то вечером мы чаевали Снаружи мела поземка, в печной трубе завывал ветер. Вдруг послышался осторожный, но настойчивый стук в дверь тамбура. Прораб поднялся и вышел. Спустя пару минут вернулся, впустил в комнату какого-то типа в грязной одежде. Увидев нас, он смутился и попятился, извинился, что побеспокоил не вовремя. Он хотел поговорить лично с начальником. Балбуцкий пожал плечами и вышел вместе с ним в тамбур. О чем они там беседовали, мы не слышали. Но через несколько дней, доверяя мне и прорабу, он рассказал, что незваный гость явился доложить ему о якобы готовящемся побеге одного из заключенных -пожилого человека. Балбуцкий проверил донос и выяснил, что тот оклеветал человека, который почти не знал стукача. Он только раз встретился с ним, когда тот попросил продать махорки. Последний отказался, тогда стукач решил отомстить ему ложным доносом, но потерпел неудачу. Клеветника отправили на каменный карьер.

Балбуцкий, осужденный по бытовой статье, бывший член партии, участник гражданской войны, рассказал нам: "Знали бы вы, как я ненавижу этих стукачей! Сколько людей они погубили, загнали в лагеря, да и на тот свет! Пусть теперь этот подонок вкалывает в карьере!"

По доносу Закалинского, моего земляка, мне грозил "расстрельный" приговор, и только благодаря следователю Яйцеву и начальнику отдела Смирнову, разобравшихся в доносе, я был освобожден, дело прекращено, а стукач Закалинский попал также на штрафной лагпункт.

За период 1938-1939 годы на меня было подано три доноса. По одному из них - недоказанному, пало подозрение в подготовке побега. Отправили с нефтешахты на штрафной тракт Чибью-Крутая...

В остальных двух случаях я был спасен, благодаря вмешательству моего непосредственного начальника - Георгия Александровича Яцковского.