Судьбы интеллигенции в запроволочном мире

Судьбы интеллигенции в запроволочном мире

Гулаговские тайны освоения Севера / Маркова Е. В., Волков В. А., Родный А. Н., Ясный В. К. ; отв. ред. И. С. Пашковский. - М. : Стройиздат, 2001. - С. 112–115.

- 112 -

С Воркутинским театром, первым профессиональным театром за Полярным кругом, связана судьба Бориса Аркадьевича Мордвинова (1899 -1954), профессора, заведующего кафедрой сценического мастерства в Московской консерватории (1935 -1940), до ареста главного режиссера Большого театра (1936-1940). Мордвинов был учеником Станиславского и Немировича-Данченко. В середине 20-х гг. он поставил совместно с Немировичем-Данченко блестящий спектакль — музыкальную комедию "Дочь мадам Анго" Ш. Лекока. Об этой постановке говорила вся театральная Москва. Но ее запретили, и больше она нигде не шла. Казалось бы, почему? Действие этой пьесы происходит в Париже в 1797 г., в эпоху правления Директории. Но все дело в том, что это было время, когда "пламя революции" уже сошло на нет, и власть захватила Директория. Напрашивались аналогии.

В 1940 г. Мордвинов был арестован, осужден на 5 лет ИТЛ и отправлен на Север. Ему пришлось пройти трудный путь общих работ: был грузчиком на пристани, подсобным рабочим на складе, дневальным в бараке. В Воркутлаге он встретил много

- 113 -

профессиональных актеров, музыкантов, художников. У него возникла идея создать театр. Свои идеи он изложил в записке на имя начальника Воркутлага Михаила Митрофановича Мальцева. Последний одобрил .чту затею и решил создать за Полярным кругом первый профессиональный театр. Театр получил название "Музыкально-драматический театр комбината Воркутауголь МВД СССР". Концовка неплохо звучит! Но в те времена это воспринималось само собой, ведь вся территория Коми республики находилась в ведении МВД. И закипела работа по созданию нового театра. Специальные комиссии выезжали в многочисленные лагерные пункты Воркуты для отбора певцов, музыкантов, художников, композиторов, балетмейстеров и других работников искусства. За короткий срок удалось собрать замечательный коллектив, состоящий из первоклассных артистов. Театр имел свой симфонический оркестр, хор, балет, декорационный и костюмерный цехи. Художественным руководителем и главным режиссером стал заключенный Борис Аркадьевич Мордвинов (151,157,215).

Открылся театр в октябре 1943 г. опереттой Кальмана "Сильва". Текет и клавир пришлось восстанавливать по памяти. "Сильва" прошла с большим успехом. В декабре 1946 г, отмечался своего рода юбилей — 100-ый спектакль! При Мордвинове состав группы театра превышал 150 человек. Заключенные артисты работали е большим энтузиазмом, в атмосфере творческой самоотдачи. В год давали более 600 спектаклей. С гастролями объезжали многие города и поселки Коми АССР - Инту, Ухту, Абезь, Кожву и др. (157). На сиене театра за необычайно короткие сроки были подготовлены оперетты "Роз-Мари", "Боядера", "Фиалка Монмартра", "Марица", "Жрица огня", "Веселая вдова", "Мадемуазель Нитуш", "Одиннадцать неизвестных", "Сорочинская ярмарка", "Свадьба в Малиновке", "Коломбина", "Любовь и доллары", "Неспокойное счастье", "Раскинулось море широко" и др. (158).

Первой оперой, поставленной на сцене заполярного театра, была опера Гуно "Фауст". По поводу "Фауста" Мордвинов шутил: "За поклонение "Фаусту" я уже однажды поплатился". Смысл этой шутки становится ясным из воспоминаний 3. И. Котляра: "Мордвинов рассказывал о том, что в числе вздорных обвинений, предъявляемых ему следователем, было и такое. Когда была опубликована новелла Горького "Девушка и смерть", Сталин изрек: "Эта штука посильнее, чем "Фауст" Гете". Оценка "вождя всех народов" была немедленно подхвачена и запечатлена в литературоведческих анналах как мудрейшее изречение. Борис Аркадьевич однажды высказал в слух сомнение в справедливости подобной оценки. Высказал неосторожно и с юмором. Об этом,

- 114 -

конечно, донесли. И это было определено, как контрреволюционный подрыв авторитета вождя" (151, с. 49).

Как-то Мордвинов, Котляр и Каплер беседовали о правомерности лагерных театров. Мордвинов процитировал Гете:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день идет за них на бой!

За "Фаустом" последовали оперы "Риголетто", 'Травиата", "Севильский цирюльник", "Чио-Чио-Сан". Узники Воркутлага трудились с фантастической быстротой...

Старая воркутянка Мина Степановна Вольф вспоминает: "Я приехала на Воркуту к своей сестре Галине, которая отбывала на Воркуте ссылку после длительного заключения. Всю свою жизнь я прожила в Одессе и была влюблена в наш замечательный оперный театр. Я отправилась на Воркуту в печальной уверенности, что мне предстоит полное отключение от музыкально-культурной жизни, к которой я привыкла в Одессе. И вдруг за Полярным кругом на моих глазах возник превосходный музыкально-драматический театр. Оказалось возможным "пойти в оперу" и послушать даже "Фауста"! А циклы музыкально-образовательных лекций, которые организовал дирижер Владимир Владимирович Микошо! И все это в прекрасном высоко-профессиональном исполнении! Но... почти все эти прекрасные артисты были заключенными!" (158)

Первый театр за Полярным кругом, мордвиновский театр, был значительным явлением в духовной жизни Воркуты. Мордвинов не побоялся поставить и "Дочь мадам Анго", за что когда-то пострадал. В театральной программе 1946 г. в первых строках, где дается описание первого действия, приведено четверостишие:

Конец настал былым свободам,

Дельцы на старый трон взошли,-

Над одураченным народом

Другие правят короли.

Смелый поступок для того времени и для того места! (158). Выступал Мордвинов и как актер. В комедии Гольдони "Хозяйка гостиницы" он покорил публику в роли Рипафратта.

После освобождения в конце 1946 г. Борис Аркадьевич переехал "на юг", в Сыктывкар. Впоследствии он ставил спектакли в театрах Саратова и Минска, был удостоен званий Заслуженного артиста БССР и РСФСР. Вот как описывает Э. М. Котляр последние дни Мордвинова: "Мать Мордвинова, рассказала, что после освобождения Борис Аркадьевич

- 115 -

поставил в провинции "Золотой петушок". Спектакль отметили Сталинской премией, Встал вопрос о разрешении жить в Москве и, естественно, о работе. Вызвали в столицу для переговоров. В ночь после приезда в своей старой квартире он умер от инфаркта, во сне. Вскоре умерла и его жена" (151, с. 51).